г. Тула |
|
23 октября 2018 г. |
Дело N А09-17211/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., при участии от ответчика - Брянской таможни - Черного В.И. (доверенность от 18.01.2018 N 06-62/16), Гузь И.В. (доверенность от 07.11.2017 N 06-62/137), Макарова Т.С. (доверенность от 03.07.2018 N 06-62/72), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РОСАВТО-БРЯНСК", третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ЮК "Норма", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "РОСАВТО-БРЯНСК" и Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2018 по делу N А09-17211/2017 (судья Мишакин В.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РОСАВТО-БРЯНСК" (г. Брянск, ОГРН 1023202136198, ИНН 3207007738) (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решения Брянской таможни (г. Брянск, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180) (далее по тексту - ответчик, таможня) по результатам таможенной проверки от 25.09.2017 N 10102000/210/250917/Т0053, требования об уплате таможенных платежей от 01.11.2017 N 2308 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЮК "Норма" (г. Тула, ОГРН 1127154006946, ИНН 7107534978).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "РОСАВТО-БРЯНСК" просит изменить мотивировочную часть решения суда, дать оценку доводам заявителя, указанным в апелляционной жалобе, без изменения резолютивной части судебного акта.
Считая необоснованным принятое по делу решение суда, Брянская таможня также обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционные жалобы ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" и Брянская таможня, опровергая доводы жалоб друг друга, просят в их удовлетворении отказать.
ООО "ЮК "Норма" отзыв на апелляционные жалобы не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 11.04.2008 между "VFS Financial Services B.V."., Нидерланды, (лизингодатель) и ООО "РОСАВТО-БРЯНСК", Россия, (лизингополучатель) заключен договор международного лизинга N 110408 RAB, предметом которого является передача в лизинг лизингополучателю десяти седельных тягачей "RENAULT PREMIUM 380.19Т НТ1100".
Во исполнение указанных договорных обязательств в адрес ООО "РОСАВТО- БРЯНСК" поступили товары, которые помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) Брянской таможне путем заявления сведений ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" в письменной форме в ГТД N 10102030/010708/0002180: товар N 1 - тягач седельный новый, 2008 года выпуска, с массой на седельносцепное устройство - 11.319 т, тип шасси PREMIUM 380.19Т НТ 1100, эк. класс двиг. З, VIN: VF625GPA000005152, шасси: 0005152, номер двигателя: 142964, VIN: VF625GPA000005154, шасси: 0005154, номер двигателя: 142987, VIN: VF625GPA000005097, шасси: 0005097, номер двигателя - 142 578, VIN: VF625GPA000005118, шасси: 0005118, номер двигателя: 142734, двигатель: дизель, тип - DXI 11, полная масса - 19 000 кг, длина 6 метров, цвет белый, изготовитель - "RENAULT", страна отправления - Франция, страна происхождения - Франция, код ТН ВЭД - 8701201012. Товар выпущен условно 02.07.2008.
Срок обратного вывоза временно ввезенного товара определен до 01.08.2012, с последующим продлением до 01.07.2018 с установлением ограничения пользования - "допускается использование только для международной перевозки товаров ООО "РОСАВТО-БРЯНСК".
В ходе камеральной таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу о нарушении ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" предельных сроков полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки", согласно которому срок полного условного освобождения не может превышать 01.07.2015.
Главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Брянской таможни Макаровой Т.С. 25.09.2017 составлен акт камеральной таможенной проверки N 10102000/210/250917/Т0053.
По результатам проверки Брянской таможней в отношении ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" принято решение от 25.09.2017 N 10102000/210/250917/Т0053, в соответствии с которым подлежат уплате периодические таможенные платежи в отношении товаров - тягачей седельных "RENAULT", VIN: VF625GPA000005152, VIN: VF625GPA000005154, VIN: VF625GPA000005097, VIN: VF625GPA000005118, помещенных под таможенную процедуру - реэкспорта на Брянском акцизном посту Центральной акцизной таможни по ДТ NN 10009160/251215/0003235, 10009160/251215/0003236, 10009160/251215/0003233, 10009160/251215/0003234 соответственно, за время нахождения на территории Таможенного союза в период с 01.07.2015 по дату вывоза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта - 25.12.2015 в сумме 604 832 рублей 46 копеек.
На основании этого решения таможенным органом выставлено требование об уплате таможенных платежей от 01.11.2017 N 2308 на сумму 763 546 рублей 81 копейки, в том числе 604 832 рублей 46 копеек - таможенных платежей, 158 714 рублей 35 копеек - пеней.
Полагая, что данные ненормативные правовые акты Брянской таможни не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества, ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал неправомерным вывод таможенного органа о том, что срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов товаров - тягачей седельных, задекларированных обществом по ГТД N 10102030/010708/0002180, истек 01.07.2015 и в отношении данных товаров условия таможенной процедуры временного ввоза не сохранялись до истечения заявленного срока временного ввоза.
Судебная коллегия считает позицию суда первой инстанции ошибочной.
Временный ввоз согласно статье 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (действующего в спорный период) (далее по тексту - ТК ТС) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
На основании пункта 1 статьи 282 ТК ТС перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.
Таким международным договором выступает решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее по тексту - решение N 331).
Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 370 "О внесении дополнений в перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" продлен до 19.11.2010 срок в отношении временно ввозимых товаров, к которым применяются нормы законодательств государств - членов Таможенного союза, действующие до вступления в силу Решения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 476 "О сроках полного условного освобождения временно ввезенных транспортных средств, используемых для международных перевозок, и об особенностях их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления" установлено, что срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на транспортные средства (из товарных позиций ТН ВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716), помещенных под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза и используемых для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении, не может превышать 01.07.2015.
Таким образом, в соответствии с решением N 331 в отношении спорных транспортных средств, поступивших 18.03.2008 ООО "РОСАВТО-Брянск, - тягачей седельных "RENAULT", VIN: VF625GPA000005152, VIN: VF625GPA000005154, VIN: VF625GPA000005097, VIN: VF625GPA000005118, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) Брянской таможней, срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не может превышать 01.07.2015.
Такой правовой подход соответствует судебной практики (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.10.2017 по делу N А09-19739/2016).
В письме Федеральной таможенной службы от 27.05.2011 N 01-11/25024 разъяснено, что по истечении сроков временного ввоза с полным условным освобождением автомобильные транспортные средства (коды ТН ВЭД ТС 8701 20 101 3, 8704 23 910 8, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), помещенные под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) до 01.07.2010, а также в период после 01.07.2010 и до 19.11.2010, на основании части первой пункта 3 статьи 282 ТК ТС могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов до истечения сроков временного ввоза, установленных с учетом пункта 6 перечня категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза (допуска) таких товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур".
В силу пункта 3 статьи 282 ТК ТС при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3 процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 283 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов подлежат уплате до начала периода, за который производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае периодичности такой уплаты.
На основании пункта 2 статьи 279 ТК ТС временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
В силу пункта 2 статьи 283 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), прекращается у декларанта: при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов; в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, таможенный режим временного ввоза (допуска) в отношении спорных транспортных средств общество завершило 25.12.2015 помещением временно ввезенных транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта на Брянском акцизном посту Центральной акцизной таможни по ДТ N N 10009160/251215/0003235, 10009160/251215/0003236, 10009160/251215/0003233, 10009160/251215/0003234.
С учетом вышеприведенных нормативных положений суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" обязанности по уплате периодических таможенных платежей за период с 01.07.2015 по 25.12.2015.
Вместе с тем, как установлено судом, общество обязанность по уплате периодических таможенных платежей за указанных период в указанной сумме не выполнило, что им не оспаривалось.
Довод общества об отсутствии у него обязанности по уплате периодических таможенных платежей в отношении спорных транспортных средств со ссылкой на передачу их в 2014 году по актам приема-передачи ООО "ЮК-Норма", подлежит отклонению судебной коллегией ввиду следующего.
В соответствии со статьями 1, 3 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего на период спорных правоотношений, таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенное законодательство таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза; международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе; решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
Правоотношения, связанные с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), регулируются главой 37 ТК ТС и главой 34 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Временно ввезенные товары согласно пункту 2 статьи 279 ТК ТС должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
Передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу допускается с разрешения таможенного органа, за исключением передачи товаров во владение и пользование иному лицу в целях их технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 3 статьи 279 ТК ТС).
В целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам декларант этих товаров подает в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице (пункт 4 статьи 279 ТК ТС).
Аналогичные требования содержит статья 277 Закона N 311-ФЗ.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" определен Порядок внесения и изменения сведений в ДТ.
Согласно пункту 14 Порядка к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей.
Таким образом, соответствующими положениями ТК ТС и Закона N 311-ФЗ установлены исчерпывающие правила по использованию и распоряжению временно ввезенными иностранными товарами.
Судом установлено, что в представленной ГТД N 10102030/010708/0002180 отсутствует отметка о передаче транспортных средств - седельных тягачей VIN: VF625GPA000005097, VIN: VF625GPA000005118, VIN: VF625GPA000005152, VIN: VF625GPA000005154 ООО "ЮК-Норма".
По информации Брянского таможенного поста, изложенной в служебной записке от 17.01.2018 N 45-16/127, обращений со стороны ООО "РОСТАВТО-БРЯНСК" о передаче транспортных средств на пост не поступало, разрешения на передачу указанных транспортных средств ООО "ЮК-Норма" не выдавалось.
Согласно решению Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2013 по делу N А40-159458/12, на которое ссылается общество, на ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" возложена обязанность снять указанные в решении транспортные средства с регистрационного учета в органах ГИБДД, а также осуществить завершение действия таможенного режима временного ввоза предмета лизинга путем вывоза предмета лизинга с таможенной территории РФ (то есть пересечь таможенную границу) и передать на каждую единицу техники документы.
Так, согласно письму Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Брянской области от 28.11.2017 N 13/10029 ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" 30.07.2015 произвело регистрационные действия по снятию с учета указанных транспортных средств в связи с убытием их за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", только собственники (владельцы) транспортных средств могут прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации.
Таким образом, действия ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" по снятию транспортных средств с регистрации 30.07.2015 опровергают утверждения о передаче транспортных средств в 2014 году ООО "ЮК-Норма".
Исходя из ДТ N 10009160/251215/0003233, 10009160/251215/0003234, 10009160/251215/0003235, 10009160/251215/0003236, поданных на Брянский акцизный пост Центральной акцизной таможни для помещения транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта, декларантом выступало именно ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" (графа 2 ДТ).
При помещении транспортных средств под процедуру реэкспорта, на Брянский акцизный пост ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" представлены следующие документы: заявление директора общества о помещении транспортных средств в зону таможенного контроля и их осмотра от 22.12.2015; письмо от 20.07.2015, согласно которому лизингодатель согласился принять транспортные средства от ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" на условиях, что транспортные расходы оплачивает ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" до стоянки, расположенной в Литовской Республике; счета-фактуры N 742, 740, 739, 741 от 07.12.2015, где заказчиком выступает ООО "РОСАВТО-БРЯНСК"; договор транспортно-экспедиционного обслуживания и перевозки грузов в международном сообщении с ООО "ОрионТранс" (перевозчик) от 24.11.2015, где ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" выступает экспедитором; счет-проформы/proforma invoice (от 24.12.2015 N 5154, 5152, 509735118), согласно которым отправителем транспортных средств являлось ООО "РОСАВТО-БРЯНСК".
Таким образом, фактическая передача обществом седельных тягачей VIN: VF625GPA000005097, VIN: VF625GPA000005118, VIN: VF625GPA000005152, VIN: VF625GPA000005154 ООО "ЮК-Норма" не подтверждена, соответственно,на декларанте - ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" лежит обязанность по уплате таможенных платежей в сумме 604 832 рублей 46 копеек и пеней в размере 158 714 рублей 35 копеек, всего 763 546 рублей 81 копейки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции отсутствовали достаточные правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований о признании недействительными решения Брянской таможни по результатам таможенной проверки от 25.09.2017 N 10102000/210/250917/Т0053 и требования об уплате таможенных платежей от 01.11.2017 N 23080, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении требований общества следует отказать.
Частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Из чека-ордера Брянского отделения N 8605 филиала N 153 от 21.06.2018 следует, что ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 тысяч рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 500 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Брянской таможни удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2018 по делу N А09-17211/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" отказать.
Апелляционную жалобу ООО "РОСАВТО-БРЯНСК" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РОСАВТО-БРЯНСК" (г. Брянск, ОГРН 1023202136198, ИНН 3207007738) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру Брянского отделения N 8605 филиала N 153 от 21.06.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.