г. Самара |
|
25 октября 2018 г. |
Дело N А65-20715/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Яфизов А.А. (доверенность от 15.01.2018),
от гр. Малышевой Л.М. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2018 по делу N А65-20715/2018 (судья Хафизов И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
с привлечением к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ - гр. Малышевой Л.М.,
о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу N А05-565/2018 об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу N А05-565/2018 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили письменные пояснения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан и отзыв гр. Малышевой Л.М. на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.06.2018 УФАС по РТ вынесено постановление о наложении штрафа по делу N А05-565/2018 об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности предусмотренной ч.2 ст.9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд настоящим с заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Из содержания статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в ст. 4 Закона N 147-ФЗ отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Согласно пункту 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 "газораспределительная организация" - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.
Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Правила N 1314 устанавливают порядок выдачи технических условий на подключение, порядок заключения и исполнения договора о подключении, существенные условия договора, права и обязанности сторон договора и являются обязательными для газораспределительных организаций (далее - ГРО) и лиц, осуществляющих подключение принадлежащих им объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся во владении ГРО на праве собственности или на ином законном основании.
Пункт 2 Правил N 1314 раскрывает, в том числе, следующие понятия:
"подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;
"заявитель" - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;
"исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
На основании пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю (запроса о предоставлении технических условии на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, то есть лица, которому принадлежит существующая сеть газопотребления на праве собственности или на ином законном основании и которое не оказывает услуг по транспортировке газа, или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент.
Таким образом, в случае, когда заявитель намерен осуществить техническое присоединение к существующей сети газораспределения, ему необходимо обратиться с запросом на предоставление технических условий в ГРО.
В соответствии с п. 34 Правил N 1314 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления или газораспределения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту.
Если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.
Оснований для отказа в выдаче технических условий, приеме заявки о подключении (технологическом присоединении), заключении договора о подключении в случае подключения к сетям газораспределения, не принадлежащим газораспределительной организации, Правилами N 1314 не предусмотрено.
В случае получения технических условий, заявителем направляется исполнителю (ГРО) заявка на заключение договора о подключении, далее следует направление исполнителем проекта указанного договора заявителю и заключается договор о подключении, в случае отсутствия разногласий.
Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило коллективное обращение граждан-владельцев земельных участков для индивидуального жилищного строительства по ул.Шоссейная микрорайона 70А г.Набережные Челны (вх.N 3320/ж от 01.03.2018 г.) по вопросу невозможности получения технических условий от ООО "Газпром Трансгаз Казань" на подключение объектом газопотребления к сети газоснабжения по ул.Шоссейная г.Набережные Челны.
Исходя из документов, приложенных к обращению заявителей, а также документов, предоставленных ООО "Газпром трансгаз Казань" письмом исх.N 2499 от 20.03.2018 установлено, что гр.Малышева Л.М. обратилась в ООО "Газпром трансгаз Казань" с заявлением о предоставлении технических условий подключения к существующему газопроводу низкого давления от 25.09.2017 (вх.N 265-3701 от 27.09.2018), в котором просила аннулировать заявку от 09.06.2016 г. на подключение (технологическое присоединение) и выдать технические условия на подключение на подключение индивидуального жилого дома от ГНД проложенного по ул.Шоссейная по адресу: г.Набережные Челны, 70А микрорайон, ул.Шоссейная, д.92.
К рассматриваемому заявлению были приложены правоустанавливающие документы на земельный участок и дом, а также документы, удостоверяющие личность.
В ответ на указанное заявление ООО "Газпром трансгаз Казань" направило в адрес Малышевой Л.М. письмо (исх.N 03/2-8767 от 04.10.2017), в котором сообщает о том, что газопровод низкого давления Д110мм по ул.Шоссейная г.Набережные Челны был построен по заказу Ефизова Р.М. для газоснабжения жилого дома.
Далее обществом приводится ссылка на п.34 Правил N 1314, который устанавливает, что в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.
В соответствии с п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, "сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
Соответствующий газопровод имеет технические характеристики сети газораспределения, а не газопотребления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В рассматриваемом случае, ООО "Газпром Трансгаз Казань", указывает на то, что основным абонентом, заказчиком строительства ГНД в ООО "Регионгазсервис" являлся гр. Ефизов P.M.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия за Ефизовым P.M. каких-либо зарегистрированных (т.к. газопровод является объектом недвижимости) прав на рассматриваемый объект газоснабжения, указанный факт заявителем не оспорен. Напротив, на рассматриваемый газопровод вовсе отсутствует зарегистрированное право.
Соответственно, таким правом не может владеть и ООО "Регионгазсервис", не может являться основным абонентом, исходя из положений пункта 34 Правил N 1314, то есть лицом, согласие которого требуется для выдачи технических условий для присоединения, в силу отсутствия у ООО "Регионгазсервис" в собственности или на ином законном основании сети газопотребления и, как следствие, не может давать согласие на подключение к сетям газораспределения.
Для осуществления строительства спорных объектов (системы газоснабжения) ООО "Регионгазсервис" должен был получить разрешение на строительство от ИК МО г.Набережные Челны. Разрешение на строительство у ООО "Регионгазсервис" отсутствует, строительство объектов (газопроводов) осуществлено в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, в пределах которых расположены спорные объекты.
Таким образом, ни Ефизов Р.М., ни ООО "Регионгазсервис" не является основным абонентом, и в силу закона, у них не может быть получено согласие на подключение.
Из материалов дела следует, что в Администрации г. Набережные Челны решается вопрос о постановке газопроводов на учет в Росреестр в качестве бесхозяйного имущества с последующей передачей в собственность.
Земельный участок - проезжая часть дороги по ул. Шоссейная - это участок муниципальный, лишь части данного земельного участка присвоен кадастровый номер 16:52:060404:504, остальная часть без кадастровых номеров, нет договоров аренды и обременении в связи с проложенным ГНД.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требование получения ООО "Регионгазсервис" или Ефизова Р.М. на опосредованное подключение к сетям газоснабжения ООО "Газпром трансгаз Казань" через построенный ими газопровод было неправомерным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ООО "Газпром трансгаз Казань", отказывая Малышевой Л.М. в предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, нарушило пункт 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
Довод ООО "Газпром трансгаз Казань" о том, что его действия по выдаче технических условий на технологическое присоединение исключительно при условии получения согласия Ефизова Р.М. законны, противоречит как фактическим обстоятельствам дела, так и статье 7 Закона о газоснабжении, пунктам 2, 8, 34 Правил N 1314.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 1314 в случае, если заявитель - лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.
При этом в силу пункта 2 Правил N 1314 правовым статусом основного абонента обладает исключительно потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления.
Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 131 ГК РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Поскольку право на сети газопотребления не было зарегистрировано в установленном порядке, следовательно, у Ефизова Р.М. не возникло и не могло возникнуть права собственности на данные сети газопотребления, о чем не могло не знать ООО "Газпром трансгаз Казань", учитывая установленные пунктом 8 Правил N 1314 требования к запросу о предоставлении технических условий, а также учитывая закрепленный статьей 131 ГК РФ принцип публичной достоверности реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом положения пунктов 2. 8. 34 Правил N 1314, согласно которым выдача технических условий организацией, оказывающей услуги по транспортировке природного газа потребителям, на подключение к сетям, не принадлежащим такой организации, возможна при получении согласия основного абонента, направлены на защиту прав и законных интересов собственника сетей газораспределения. Поскольку в данном случае собственник сетей газораспределения отсутствует, то ООО "Газпром трансгаз Казань" было не вправе обуславливать выдачу технических условий необходимостью получения согласия от Ефизова Р.М. Данный вывод находит подтверждение в правоприменительной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2016 по делу N А56-47070/2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2016 по делу N А60-31843/2015, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2014 по делу N А50-11207/2013).
Общество в настоящее время выдало технические условия N 14-Ф/103-18 от 01.02.2018 для подключения к существующему газопроводу низкого давления Д110мм системы газоснабжения соседнего с заявителем индивидуального жилого дома (участок N 175) по ул.Шоссейная, микрорайон 70А, г.Набережные Челны, что доказывает о технической возможности на подключение к соответствующему газопроводу.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 24.04.2018, а также подтвержден другими материалами дела об административном правонарушении и обществом не опровергнут.
Доказательства того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, состав вмененного административного правонарушения в деянии общества антимонопольным органом на момент принятия оспариваемого постановления установлен и доказан.
Между тем, решением Арбитражного суда РТ от 11.04.2017 г. по делу А65-27287/2016 оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2017 г., постановлением кассационной инстанции от 16.10.2017 г., в действиях ООО "Газпром трансгаз Казань" установлен состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ за аналогичное правонарушение.
Исходя из пояснений лиц участвующих в деле, а также информации имеющейся в картотеке арбитражных дел, заявитель неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений (отказ в выдаче технических условий со ссылкой на необходимость представления согласия собственника (отсутствующего) газораспределительной сети). Исходя из пояснений заявителя, отказ в предоставлении технических условий со ссылкой на необходимость предоставления согласия собственника газораспределительной сети, даже в случае отсутствия зарегистрированного права, несмотря на имеющуюся по спорному вопросу сложившуюся судебную практику с участием общества, является устойчивой позицией общества.
Процессуальных нарушений, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, антимонопольным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Антимонопольным органом оспариваемым постановлением в связи с неоднократным совершением заявителем аналогичных правонарушений и неоднократным привлечением общества к ответственности, предусмотренной ст.9.21 КоАП РФ, правомерно назначен штраф более минимального размера санкции, установленной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (предусматривает штраф для юридических лиц в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб.).
Оснований для снижения штрафа не установлено, о наличии таких оснований обществом не заявлено.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлены, об их наличии не заявлено.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного противоправного деяния, нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 августа 2018 года по делу N А65-20715/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.