г. Вологда |
|
09 января 2024 г. |
Дело N А05-8206/2023 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 сентября 2023 года по делу N А05-8206/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Электрические сети" (ОГРН 1202900002722, ИНН 2901301342; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 112, корпус 3, помещение 49; далее - ООО "ЭЛСЕТИ", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, улица, дом 2; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 22.06.2023 N 029/04/9.21-468/2023, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шагина Зинаида Ивановна (адрес: 164268, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Североонежск).
На основании статьи 227 АПК РФ заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 августа 2023 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А05-8206/2023, оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения наказания, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
По ходатайству общества судом 04.09.2023 изготовлено мотивированное решение.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в данном случае не подлежат применению Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), поскольку устройства заявителя из эксплуатации не выводились, объект имел физическое подключение к электрическим сетям. Считает, что поскольку сети заявителя имели физическое подключение к сетям, у общества отсутствовала необходимость разработки, согласования технических условий, проектирования, строительства или реконструкции имеющихся сетей, присоединения энергопринимающих устройств.
От управления, Шагиной З.И. отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в управление из Прокуратуры Плесецкого района поступило обращение Шагиной З.И. по вопросу отказа общества в подключении к электроэнергии дачного дома в садово-огородном товариществе (далее - СОТ) "Горняк".
Управлением установлено, что 02.07.2022 Шагина З.И. обратилась в ООО "ЭЛСЕТИ" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица мощностью 15 кВт, расположенных по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, СОТ "Горняк", кадастровый номер 29:15:100601:307, в соответствии с Правилами N 861, однако общество отказало в осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства Шагиной З.И. на основании того, что ВЛ-0,4 кВ, по которой осуществляется электроснабжение дачных участков СОТ "Горняк", не принадлежит и не эксплуатируется обществом; обществом разъяснено, что для присоединения к электрическим сетям, принадлежащим СОТ "Горняк", необходимо обратиться с заявлением о таком присоединении непосредственно в СОТ.
Общество получило заявку Шагиной З.И. на осуществление технологического присоединения 02.07.2022, срок направления договора, технических условий в адрес Шагиной З.И. 29.07.2022 истёк.
Ответ на отказ Шагина З.И. получила только 06.02.2023, просрочка в даче ответа на заявление составляет более 5 месяцев, что является нарушением пункта 15 Правил N 861.
Определением от 25.05.2023 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 029/04/9.21-468/2023 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Должностным лицом управления в присутствии представителя общества 08.06.2023 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Должностным лицом управления 22.06.2023 в присутствии представителя общества вынесено постановление N 029/04/9.21-468/2023, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, снизил размер штрафа в два раза до 50 000 руб., поскольку управлением не применены положения статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Закона;
Согласно абзацам первому, четвертому пункта 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В силу абзаца третьего пункта 2 Правил N 861 их действие распространяется на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
На основании пункта 6 указанных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В силу пункта 14 Правил N 861 соответствующую заявку вправе направить физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Как предусмотрено пунктом 7 Правил N 861, процедура технологического присоединения включает в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил (подпункт "а"), заключение договора (подпункт "б").
При этом в силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил N 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.
В силу пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в т.ч. услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Как следует из материалов дела, общество получило заявку Шагиной З.И. на осуществление технологического присоединения 02.07.2022, следовательно, срок направления договора, технических условий в адрес Шагиной З.И. истёк 29.07.2022. Ответ Шагиной З.И. получен только 06.02.2023, что является нарушением пункта 15 Правил N 861.
Обществом в объяснениях от 06.06.2023, представленных в управление, указано, что оно 01.05.2022 по договору купли-продажи N 20/22-08 приобрело у публичного акционерного общества "Северо-Онежский бокситовый рудник" (ПАО "СОБР") воздушную линию ВЛ-6 кВ от ПС-110/6 кВ "Промплощадка" до ТП "Горняк" и трансформаторную подстанцию ТП-6/0,4 кВ "Горняк". От данной трансформаторной подстанции подключена воздушная линия ВЛ-0,4 кВ, по которой осуществлялось электроснабжение дачных участков СОТ "Горняк". Общество указало, что ВЛ-0,4 кВ не принадлежит и не эксплуатируется ООО "ЭЛСЕТИ" и на момент передачи электросетевого имущества на ВЛ-0,4 кВ на СОТ "Горняк" напряжение отсутствовало, воздушная линия находилась в отключенном состоянии.
В адрес председателя СОТ "Горняк" обществом 23.08.2022 направлено обращение о необходимых действиях для возобновления напряжения на электроустановку СОТ: подача заявки заключение акта об осуществлении технологического присоединения; заключение договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Однако обращения в адрес ООО "ЭЛСЕТИ" со стороны СОТ "Горняк" не поступало.
На запрос управления администрация Плесецкого муниципального округа Архангельской области (далее - администрация) в письмах от 10.04.2023 N 956 и от 13.04.2023 N 983 сообщила, что на ближайшем расстоянии к СОТ "Горняк" находятся электрические сети ООО "ЭЛСЕТИ".
Кроме того, по решению суда от 19.07.2022 N 2-529/2022 на администрацию возложена обязанность принять на учет бесхозные ВЛ-0,4 кВ СОТ "Горняк".
Обществом при рассмотрении административного дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие права собственности на ВЛ-0,4 кВ у СОТ "Горняк".
Доводы апеллянта о необоснованном применении в данном случае положений Правил N 861 не принимаются апелляционным судом на основании следующего.
Тот факт, что Шагина З.И. относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил N 861, следует из материалов дела и обществом не отрицается.
Следовательно, Шагина З.И. имела право обратиться с соответствующей заявкой на технологическое присоединение непосредственно к обществу, являющемуся сетевой организацией.
В данном случае общество, получив такую заявку, в нарушении пункта 15 Правил N 861 в установленный срок не направило ей заполненный и подписанные проект договора и технические условия, отказав в осуществлении технологического присоединения принадлежащего ей энергопринимающего устройства.
Довод подателя жалобы о принадлежности (права собственности) ВЛ-0,4 кВ именно СОТ "Горняк" не нашел своего подтверждения.
Доводы апеллянта о необоснованном применении в данном случае положений Правил N 861, поскольку в силу статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер, а в данном случае объект заявителя имел фактическое подключение к электрическим сетям, не принимаются апелляционным судом.
В подтверждение данных доводов общество не представило какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что ранее Шагиной З.И. подавалась заявка на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, мощностью 15 кВт, расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, CОT "Горняк", на основании которой осуществлено соответствующее технологическое присоединение в соответствии с Правилами N 861.
В материалы дела представлен акт от 20.06.2023 N 23-КТП-"Горняк"-АФ70 об осуществлении обществом технологического присоединения принадлежащего потерпевшей энергопринимающего устройства, мощностью 15 кВт, расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, CОT "Горняк", в соответствии с Правилами N 861 (листы дела 90, 91).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии события вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не допущено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, имеет статус микропредприятия, в связи с чем применил положения статьи 4.1.2 КоАП РФ и снизил размер административного штрафа до 50 000 руб.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 сентября 2023 года по делу N А05-8206/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8206/2023
Истец: ООО "Электрические Сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: Шагина Зинаида Ивановна