г. Ессентуки |
|
07 ноября 2018 г. |
Дело N А63-20918/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаенко Александра Валерьевича на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2018 об истребовании документов (судья Якунь В.Д.), при участии в судебном заседании представителя Гаенко А.В. - Васильевой И.О. (доверенность N 26АА3359387 от 25.10.2018);
УСТАНОВИЛ:
определением от 05.12.2017 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО СХП "Янкуль" (далее - должник).
Определением от 18.01.2018 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Рязанов Ю.А.
Сведения о введении процедуры опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 20.01.2018.
19.04.2018 временный управляющий обратился в арбитражный суд с ходатайством об обязании бывших руководителей ООО СХП "Янкуль" - Гаенко А.В. и Шевченко М.И. передать ему бухгалтерскую и иную документацию должника в копиях: бухгалтерские и иные документы должника, отражающие экономическую ситуацию на предприятии поквартально за три предшествующих года; протоколы и решения учредителя за три предшествующих года;. ежегодные отчеты ревизионной комиссии за три предшествующих года; договоры, соглашения, контракты, заключенные должником за три предшествующих года; акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств; реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой; сведения о наличии имущества у предприятия; сведения о выбытии имущества предприятия за три предшествующих года; сведения об обременении или притязаниях третьих лиц на имущество; сведения о наличии финансовых вложений с расшифровкой.
Решением суда от 21.05.2018 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Рязанов Ю.А.
Сведения о введении процедуры конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 85 от 19.05.2018.
От конкурсного управляющего поступило заявление об уточнении истребуемых документов, в котором он просил суд истребовать у Шевченко М.И. (генеральный директор ООО СХП "Янкуль" с 14.11.2014 по 05.08.2016):
- протоколы общих собраний и решения учредителей за период 14.11.2014 -05.08.2016, акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств за 2014 и 2015;
- реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой за период 14.11.2014 -05.08.2016;
- сведения о наличии на балансе должника основных средств (движимое, недвижимое имущество, сельскохозяйственная техника), в том числе сведения об объектах недвижимости, права собственности, на которые не зарегистрированы. В случае, если производилось отчуждение основных средств - обязать предоставить подтверждающие документы: договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 01);
- сведения о наличии и движении основных средств, арендованных предприятием, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 001);
- сведения об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств за 2014 и 2015 (счет 02);
- сведения о наличии, либо отсутствии движений вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов за 2014 и 2015 (счет 03);
- информацию о затратах организации в объекты, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов (приобретение земельных участков (собственность, аренда, сервитут), приобретение оборудования за 2014 и 2015, договоры аренды, субаренды, купли-продажи (движимое, недвижимое имущество), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости) за период 14.11.2014 - 05.08.2016 (счет 08);
- сведения о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары, средств защиты растений и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке), а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 10);
- сведения по затратам на сельскохозяйственное производство (растениеводство), а также подтверждающие документы: договоры купли-продажи, оказания услуг и т. д. (приобретение семян, дизельного топлива и ГСМ, аренда сельскохозяйственной техники, оказание различных услуг), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 14.11.2014 -05.08.2016, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 20.01);
- сведения о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах, а также подтверждающие документы - договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 14.11.2014 - 05.08.2016, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 40);
- сведения о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также подтверждающие документы: кассовые книги, приходные, расходные ордера, кассовые чеки, документы кассового оборудования, авансовые отчеты, кассовые книжки, оборотные сальдовые ведомости и другие документы за 2014 и 2015 (счет 50);
- сведения о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях за период 14.11.2014 -05.08.2016, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 51);
- сведения о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы и подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 58);
- сведения о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили; излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 60);
- сведения о расчетах с покупателями и заказчиками, а также взаимосвязанными организациями за проданные: готовую продукцию, животных, товары; выполненные работы и оказанные услуги; полученные авансы и предварительную оплату, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 62);
- сведения о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 66);
- сведения о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 67);
- сведения о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации, а также подтверждающие документы, в том числе расчеты налогов на прибыль, НДС и прочих налогов и сборов за 2014 и 2015 (счет 68);
- сведения о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 69);
- сведения о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации, а также подтверждающие документы. В том числе: трудовые договоры, карточки личных дел работников, ведомости по начислению и выплат заработных плат и иных видов доходов (премиальные и т.д.), табели учета рабочего времени, приказы о приеме и увольнении работников, кадровые книги за 2014 и 2015 (счет 70);
- сведения обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т. д., а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 75);
- сведения о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами по. имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др., а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 76);
- сведения о состоянии и движении уставного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 80);
- сведения о формировании, движении и использовании добавочного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 83);
- сведения о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации (с процессом реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг), а также подтверждающие документы за период 14.11.2014 - 05.08.2016 (счет 90);
- бухгалтерские балансы предприятия на каждую отчетную дату, с расшифровками кредиторов дебиторов на каждую отчетную дату, книги покупок книги продаж на каждую отчетную дату за 2014 и 2015;
- отчеты, расчеты и декларации по налогам и сборам, отчеты о прибылях и убытках за 2014 и 2015.
Также просит истребовать у Гаенко А.В. (генеральный директор ООО СХП "Янкуль" с 05.08.2016 по 28.09.2017):
- протоколы общих собраний и решения учредителей за период 05.08.2016-28.09.2017;
- акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств за 2016;
- реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой за период 05.08.2016 -28.09.2017;
- сведения о наличии на балансе должника основных средств (движимое, недвижимое имущество, сельскохозяйственная техника), в том числе сведения об объектах недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы. В случае, если производилось отчуждение основных средств - обязать предоставить подтверждающие документы: договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 01);
- сведения о наличии и движении основных средств, арендованных предприятием, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 001);
- сведения об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств за 2016 (счет 02);
- сведения о наличии, либо отсутствии движений вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов за 2016 (счет 03);
- информацию о затратах организации в объекты, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов (приобретение земельных участков (собственность, аренда, сервитут), приобретение оборудования за 2016, договоры аренды, субаренды, купли-продажи (движимое, недвижимое имущество), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости) за период 05.08.2016 - 28.09.2017 (счет 08);
- сведения о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары, средств защиты растений и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке), а также подтверждающие документы за 2016 (счет 10);
- сведения по затратам на сельскохозяйственное производство (растениеводство), а также подтверждающие документы: договоры купли-продажи, оказания услуг и т. д. (приобретение семян, дизельного топлива и ГСМ, аренда сельскохозяйственной техники, оказание различных услуг), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 05.08.2016 -28.09.2017, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 20.01);
- сведения о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах, а также подтверждающие документы - договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 05.08.2016 - 28.09.2017, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 40);
- сведения о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также подтверждающие документы: кассовые книги, приходные, расходные ордера, кассовые чеки, документы кассового оборудования, авансовые отчеты, кассовые книжки, оборотные сальдовые ведомости и другие документы за 2016 (счет 50);
- сведения о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях за период 05.08.2016 - 28.09.2017 гг., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 51);
- сведения о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы и подтверждающие документы за 2016 (счет 58);
- сведения о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили; излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 60);
- сведения о расчетах с покупателями и заказчиками, а также взаимосвязанными организациями за проданные: готовую продукцию, животных, товары; выполненные работы и оказанные услуги; полученные авансы и предварительную оплату, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 62);
- сведения о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 66);
- сведения о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 67);
- сведения о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации, а также подтверждающие документы, в том числе расчеты налогов на прибыль, НДС и прочих налогов и сборов за 2016 (счет 68);
- сведения о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 69);
- сведения о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации, а также подтверждающие документы. В том числе: трудовые договоры, карточки личных дел работников, ведомости по начислению и выплат заработных плат и иных видов доходов (премиальные и т.д.), табели учета рабочего времени, приказы о приеме и увольнении работников, кадровые книги за 2016 (счет 70);
- сведения о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т. д., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 75);
- сведения о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 76);
- сведения о состоянии и движении уставного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 80);
- сведения о формировании, движении и использовании добавочного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 83);
- сведения о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации (с процессом реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг], а также подтверждающие документы за период 05.08.2016 - 28.09.2017 (счет 90);
- бухгалтерские балансы предприятия на каждую отчетную дату, с расшифровками кредиторов дебиторов на каждую отчетную дату книги покупок книги продаж на каждую отчетную дату за 2016;
- отчеты, расчеты и декларации по налогам и сборам, отчеты о прибылям и убытках за 2016.
Определением от 09.08.2018 судом удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего об истребовании документов у Гаенко А.В. и Шевченко М.И.
Не согласившись с вынесенным определением, Гаенко А.В. обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил определение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего.
В отзыве на жалобу конкурсный кредитор, Оберемок О.Ф. и конкурсный управляющий просили оставить определение в силе как законное и обоснованное.
Представитель Гаенко А.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, отзывов, заслушав лицо, участвующее в деле, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, апелляционный суд находит определение от 09.08.2018 подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям ЕГРЮЛ единоличным исполнительным органом должника с 28.09.2017 являлся генеральный директор Оберемок О.Ф.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО СХП "Янкуль" в период с 14.11.2014 по 05.08.2016 генеральным директором должника был Шевченко М.И., а в период с 05.08.2016 по 28.09.2017 генеральным директором должника был Гаенко А.В.
Из ответа Оберемок О.Ф. следует, что Гаенко А.В. передал учредительные и бухгалтерские документы за период с сентября по декабрь 2016 года, акты налоговых проверок с 2016 по март 2017 года, копии бухгалтерских документов бывшего генерального директора Шевченко М.И., отражающих затратную часть на выращивание сельхозпродукции под урожай 2016 года.
Бухгалтерские и юридические документы с 2013 по сентябрь 2016 года не передавались. Представителем должника - Пшеничной С.А. в ОМВД по Андроповскому району подано заявление об истребовании у Шевченко М.И. документов. Данное заявление передано по подследственности в Межрайонный следственный отдел Кочубеевского района по СК.
В материалы дела конкурсным управляющим представлен ответ из ГУ МВД России по СК УЭБ и ПК об отсутствии информации о нахождении документов должника.
Из пояснений Гаенко А.В. следует, что 21.10.2016 в адрес Шевченко М.И. направлено заказное письмо и телеграмма с запросом о передаче всей имеющейся у него документации предприятия и всего имущества предприятия с целью проведения инвентаризации и обеспечения сдачи отчетности. Однако, запрашиваемые документы Шевченко М.И. не переданы и никаких ответных пояснений за время, пока руководителем ООО СХП "Янкуль" был Гаенко А.В., не поступало.
Шевченко М.И. указал, что 6 месяцев находился под домашним арестом и документы предприятия лично им передавались в адрес Гаенко А.В., через его водителя. Актов приема-передачи документов не составлялось.
Конкурсный управляющий, ссылаясь на то, что ни Шевченко М.И. и ни Гаенко А.В. не передали ему документацию должника, обратился с заявлением об обязании бывших руководителей должника передать документы.
Согласно статье 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельн6ости (банкротства).
Часть 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусматривает, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, с том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Данная норма закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо непоступления соответствующего запроса представить конкурсному управляющему перечисленные документы и материальные ценности.
Из содержания пункта 2 статьи 126 и пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве следует, что процедура передачи и принятия бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, имущества, материальных ценностей является двухсторонней и должна сопровождаться составлением соответствующего документа.
Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц.
Из диспозиции указанной статьи следует, что конкурсный управляющий имеет право запрашивать у третьего лица только информацию (сведения) о должнике и принадлежащем ему имуществе, а не сами документы, подтверждающие наличие правоотношений третьего лица с должником, имущественные права должника и его обязательства перед третьим лицом.
Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" разъяснено следующее. В силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему. Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.
Суд посчитал, что для проведения полного анализа финансовой деятельности должника, принятия мер по взысканию дебиторской задолженности, управляющему необходимы истребуемые документы.
Согласно данных, содержащихся в ЕГРЮЛ ООО СХП "Янкуль", в период с 14.11.2014 по 05.08.2016 генеральным директором должника был Шевченко М.И., а в период с 05.08.2016 по 28.09.2017 - Гаенко А.В.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписывает вновь избранный директор. Подпись заявителя на заявлении в регистрирующий орган должна быть удостоверена нотариально. Для удостоверения подписи на заявлении в нотариальную контору необходимо представление документов, подтверждающих полномочия заявителя выступать от имени юридического лица, а именно: оригиналы учредительных документов юридического лица, решение об избрании гражданина в качестве директора юридического лица и его паспорт.
Судом установлено, что запись о том, что Шевченко М.И., а в последствии Гаенко А.В. назначен директором ООО СХП "Янкуль" внесена с учетом представления необходимых документов, в том числе с удостоверенной нотариальной подписи на заявлении в ИФНС, в связи с чем у Гаенко А.В. и у Шевченко М.И. имелись учредительные документы ООО СХП "Янкуль".
Доводы Гаенко А.В. об отсутствии у него истребуемых конкурсным управляющим документов являются несостоятельными, поскольку в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" разъяснено, что при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить. При этом прекращение у ответчика полномочий генерального директора не исключает возможности восстановления им указанных документов.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, по предъявлению возражений относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Для возможности исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией.
Доводы Шевченко М.И. о передаче всех документов Гаенко А.В., документально не подтверждены. Судом также учтено, что в рамках обособленных споров Шевченко М.И. представлял первичные документы (приказ N 10 от 01.02.2016 определение от 03.04.2018).
Доводы Гаенко А.В. о передаче всех имеющихся у него документов Пшеничной С.А., суд исследовал и не принял во внимание, поскольку, из расписки переданных документов от 06.04.2017 следует, что переданы договоры за период сентябрь - декабрь 2016 года и документы по затратам за 2015, 2016 год на 9 листах.
Кроме того, из материалов дела следует, что согласно выписки из ЕГРЮЛ, Гаенко А.В. занимал должность директора ООО СХП "Янкуль" с 05.08.2016 по 28.09.2017 и за указанный период документы им также не представлены, что говорит о недобросовестном отношении как руководителя, больше года возглавляющего ООО СХП "Янкуль".
При этом, доказательств отсутствия документов за год (с 05.08.2016 по 28.09.2017) не представлено, а учитывая то, что результаты хозяйственной деятельности должника отражены в регистрах бухгалтерской и налоговой отчетности, которые составляются на основании первичных документов, суд признал недоказанным факта их отсутствия у Гаенко А.В.
Исходя из содержания статьи 126 Закона о банкротстве и статьи 65 АПК РФ, бремя доказывания факта передачи документации несет ответчик (бывший руководитель), соответственно, он и должен представить доказательства отсутствия у него истребуемой документации, либо указать объективные (уважительные) причины невозможности ее предоставления, подтвердив данные причины документально.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая норма носит специальный характер и закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса предоставить конкурсному управляющему перечисленные документы.
Учитывая, что даже в случае отсутствия у Гаенко А.В. иных документов, общество обязано было их восстановить.
Доказательств отсутствия у Шевченко М.И. и Гаенко А.В. истребуемых конкурсным управляющим документов, либо доказательств исполнения обязательств по передаче истребуемой документации, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, учитывая, что отсутствие истребуемых документов у конкурсного управляющего существенно затрудняет проведение мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве для процедуры конкурсного производства и приведет к нарушению прав и законных интересов кредиторов должника, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного требования об обязании передать испрашиваемые документы.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление конкурсного управляющего об истребовании документов у бывших руководителей должника.
Вышеизложенное свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и несоответствии фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения суда первой инстанции.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2018 по делу N А63-20918/2017 об истребовании документов оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-20918/2017
Должник: ООО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЯНКУЛЬ", Пшеничная Светлана Анатольевна
Кредитор: АО "Ипатовоагроснаб" генеральному директору, Бадин Сергей Анатольевич, Кебедов Набиюла Хабибович, Корохова Светлана Андреевна, МИФНС России N3 по СК, Михеева Мария Михайловна, ООО "АНДРОПОВСКИЙ АГРОКОМПЛЕКС", ООО "ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ИПАТОВО", ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР", ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ МТЗ-СТАВРОПОЛЬ", ООО "ЮГПРОМ", Шевченко Ирина Хамидулаевна, Шевченко Михаил Иванович, Шевченко Сергей Иванович, Ширинова Ариадна Эминовна
Третье лицо: Гаенко Александр Валерьевич, Оберемок Ольга Федоровна, "Ассоциация МСРО АУ, НП "Ассоциация МСРО АУ", Пшеничная Светлана Анатольевна, Рязанов Юрий Алексеевич, УФНС России по СК
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-41/2021
09.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10465/20
27.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9845/20
22.09.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
15.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5395/20
07.07.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
18.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
15.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
12.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3586/20
12.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-20918/17
16.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9262/19
14.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8846/19
25.09.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-20918/17
28.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
31.07.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
28.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-371/19
18.02.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-20918/17
16.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11737/18
13.12.2018 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-20918/17
04.12.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
07.11.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
12.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8657/18
23.08.2018 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-20918/17
06.08.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
03.08.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2636/18
21.05.2018 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-20918/17
18.01.2018 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-20918/17