город Ростов-на-Дону |
|
08 ноября 2018 г. |
дело N А32-18695/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район: представители Уманцев С.А. по доверенности от 22.10.2018, паспорт;
Дрягалов В.В. по доверенности от 17.05.2018, паспорт;
от Министерства финансов Краснодарского края: представитель Среев А.В. по доверенности от 09.01.2018, удостоверение N 483;
от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
представитель Петросян Р.Л. по доверенности от 19.03.2018, удостоверение от 18.07.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, Министерства финансов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.08.2018 по делу N А32-18695/2017, принятое судьей Дуб С.Н.,
по заявлению администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к Министерству финансов Краснодарского края
при участии третьего лица: Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Министерства финансов Краснодарского края (далее - министерство) от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета" как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации, в части приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район (02.37.00) следующих межбюджетных трансфертов, в отношении которых главным распорядителем средств краевого бюджета является министерство финансов Краснодарского края (805): дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов) на сумму 10 402 580 рублей, в том числе:
- в связи с выявлением факта нецелевого использования средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, выделенных в рамках реализации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1204, приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов) на сумму 1 365 980,0 руб.;
- в связи с выявлением факта нецелевого использования средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, выделенных в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2011 N 622 для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска", приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов) на сумму в сумме 9 036 600 руб.
- обязать Министерство финансов Краснодарского края устранить допущенные нарушения (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2018 заявление Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район удовлетворено в части. Приказ Министерства финансов Краснодарского края от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансферов из краевого бюджета" признано незаконным, не соответствующим требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и отменено в части приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов, в отношении которых главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство финансов Краснодарского края (805) на сумму 10 402 580 рублей. Суд обязал Министерство финансов Краснодарского края в месячный срок устранить нарушение прав и законных интересов муниципального образования Приморско-Ахтарский район. В удовлетворении остальной части требований оказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края и Министерство финансов Краснодарского края обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части признания приказа Министерства финансов Краснодарского края от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансферов из краевого бюджета" незаконным и не соответствующим требованиям БК РФ в части приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов, в отношении которых главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство финансов Краснодарского края на сумму 10 402 580 рублей. Принять по делу новый судебный акт, в котором отказать Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район в удовлетворении заявленных требований (с учетом уточнений). Апелляционная жалоба департамента мотивирована тем, что если средства краевого бюджета выделялись исключительно на реконструкцию школы с конкретным объемным показателям результативности, то при отсутствии таковых результатов нет оснований считать правомерными действия администрации, на которую возложены обязанности по соблюдению целей и условий предоставления бюджетных средств. По эпизоду нецелевого расходования средств субсидии средства краевого бюджета в сумме 1 365,980 тыс. рублей, выделенных на оказание мер государственной поддержки малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе, неправомерно использованы на предоставление субсидии Маливанову А.Ф., не имеющего правовых оснований для их получения вследствие не соответствия их критериям отбора получателей субсидии.
Министерство финансов Краснодарского края в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, отказав Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский района в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы министерство ссылается на то, что заявителем не представлено доказательств незаконности действий министерства при принятии Приказа N 130. Приказ N 130 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, вынесен уполномоченным органом в пределах представленной компетенции и не нарушает прав и законных интересов заявителя, а также на то, что суд вышел за пределы заявленных требований и дал оценку не законности принятия министерством приказа N 130, а обоснованности выводов Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, содержащихся в акте проверки и в уведомлении.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края - без удовлетворения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 31.10.2018 на 16 час. 15 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представители Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края и Министерства финансов Краснодарского края поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представители администрации возражали на доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
После перерыва представители администрации представили в материалы дела копии соглашения и дополнений к нему. Суд, совещаясь на месте, приобщил данные документы к материалам дела, учитывая разъяснения п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36, согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств, при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 23.11.2016 N 112 проведена выездная проверка Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район по вопросу соблюдения законодательства при расходовании бюджетных средств, включая отдельные межбюджетные трансферты, предоставленные из краевого бюджета за 2014-2015 годы, истекший период 2016 года.
По результатам выездной проверки составлен акт от 20.01.2017.
Согласно акту выездной проверкой установлены следующие нарушения:
Бюджетные средства, выделенные на финансирование реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска", фактически направлены на цели, не соответствующие условиям их предоставления, то есть не по целевому назначению, на общую сумму 10234, 2 тыс.руб., в том числе;
за счет средств краевого бюджета в сумме 9 036, 6 тыс. руб.;
за счет средств местного бюджета в сумме 1 197,4 тыс. руб.
Администрацией допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выделенных Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, на общую сумму 1 471, 6 тыс. руб., в том числе:
- в результате неправомерного выделения бюджетных средств ЛПХ гр. Петухову С.И. по соглашению о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, предназначенных для воспроизводства, от 19.08.2014 N 254 на сумму 105,6 тыс. рублей.
- в результате неправомерного выделения бюджетных средств главе КФХ Маливанову А.Ф. по соглашению о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенных сельскохозяйственных животных (нетелей), предназначенных для воспроизводства, от 17.10.2016 N 85 на сумму 1 366,0 тыс. руб.
В связи с выявлением Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края факта нецелевого использования средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, выделенных:
- в рамках реализации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1204 в сумме 1 471 580 руб.;
- в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 -2015 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2011 N 622 для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска" в сумме 9 036 600 руб., приказом Министерства финансов Краснодарского края от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета" приостановлено с 10.04.2017 предоставление бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов) на сумму 10 508,2 тыс. руб.
Заявитель считает, что указанный приказ не соответствует Бюджетному кодексу и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации с заявлением о признании недействительным приказа в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В части 1 статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации определено понятие нецелевого использования бюджетных средств - нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В отношении единого толкования нецелевого использования бюджетных средств Минфин России в Письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 сообщил, что определение данного понятия содержится в БК РФ. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Минфин России указал, что для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.
Из судебной практики по делам о нецелевом использовании бюджетных средств, полученных из бюджетной системы РФ следует, что такого рода нарушения характеризуются совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.12.2010 N ВАС-14462/10, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005), Решение Верховного суда Республики Калмыкия от 26.06.2012 по делу N 7-22/2012, постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2005 N 39-ад05-1).
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 11.05.2005 N 16246/04 так же указал, что нецелевое использование бюджетных средств, в частности, его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции.
Таким образом, как следует из части 1 статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации в совокупности с разъяснениями, данными Минфином России в Письме от 21.01.2014 N 202-10-11/1763 и Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 11.05.2005 N 16246/04, объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств заключается, в совершении конкретной финансово-хозяйственной операции по расходованию бюджетных средств и направлении бюджетных средств в нарушение конкретных положений нормативных правовых актов и иных документов и характеризуется завершенностью в момент осуществления такой операции.
Согласно статье 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
Статьей 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от 18.12.2013 N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрены субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения. Указанные субсидии предусмотрены по классификации расходов КБК 824 0702 996 6047.
Согласно Приказу Министерства финансов Краснодарского края от 31.12.2013 N 540 "Об установлении порядка применения в 2014 году бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к краевому бюджету и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края" целевые статьи расходов краевого бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований краевого бюджета к государственным программам Краснодарского края, их подпрограммам и (или) непрограммным направлениям деятельности органов государственной власти и иных государственных органов Краснодарского края (далее - государственные органы) и (или) к расходным обязательствам, подлежащим исполнению за счет средств краевого бюджета.
Перечень кодов целевых статей расходов, применяемых для отражения расходов краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, и их наименований представлен в приложении к настоящему Порядку.
Согласно приложению к Порядку по коду направления расходов 6047 "Субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" отражаются расходы краевого бюджета на предоставление субсидий местным бюджетам на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения, а также расходы местных бюджетов на осуществление указанных расходов, источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии.
Долгосрочной краевой целевой программой развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2011 N 622 предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по развитию общественной инфраструктуры муниципального значения, в том числе в целях реализации комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в Краснодарском крае (строительство, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение объектов общественной инфраструктуры муниципального значения, приобретение объектов недвижимости).
Из материалов дела следует, что Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по результатам выездной проверки, в акте проверки от 20.01.2017 установил, что на основании гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288 и дополнительного соглашения к нему от 08.08.2014 N 2, МБОУ СОШ N 1 фактически осуществлен демонтаж (снос) зданий муниципальной собственности.
МБОУ СОШ N 1 оплатило ООО "Монолит-Строй" за выполненные работы по реконструкции Объекта, согласно заключенному договору, в том числе:
- за счет средств краевого бюджета в сумме 9 036,6 тыс.руб.;
- за счет средств местного бюджета в сумме 1 197, 4 тыс.руб.
Департамент, делая вывод о фактическом сносе здания МБОУ СОШ N 1 за счет средств краевого бюджета, ошибочно принял работы по демонтажу (сносу) покрытий кровель, перекрытий, водопровода, канализации, отопления, вентиляции, части здания литер А1, и прочих конструкций на общую сумму 7505,9 тыс. руб., которые производились согласно проекту на реконструкцию (копии проектно-сметной документации и актов приемки выполненных работ предоставлены в материалы дела) за работы по сносу оставшейся аварийной части здания, выполненные на основании безвозмездного договора и не имеющие никакого отношения к гражданско-правовому договору от 01.11.2013 N 0118300014713000288.
При этом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что вывод о нецелевом использовании бюджетных средств сделан министерством и департаментом без анализа платежно-расчетных операций по расходованию средств в частности первичных документов и платежных поручений.
Согласно сведениям об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 2014 год от 21.04.2014, утвержденным начальником управления образования Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район В.А. Ясиновской Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 1 предусмотрены субсидии на 2014 год с кодом субсидии 737 6047 00 на сумму 9 036 600,00 рублей - "Субсидии МБОУ СОШ N 1 на осуществление капитальных вложений по объекту: "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска".
Согласно платежному поручению от 25.03.2014 N 251 средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 руб. поступили в местный бюджет назначение платежа КБК 8240702996 6047 7522251 - субсидия ДКЦП "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения 2012-2015 годы (реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска).
Оплата работ по реконструкции здания МБОУ СОШ N 1 произведена платежными поручениями от 24.12.2013 N 9182772 - 1 197 400 руб.; от 28.03.2014 N 430800 - 6 308 478,91 руб.; от 23.05.2014 N 1592 - 2 728 121,09 руб. Согласно вышеуказанным платежным поручениям в назначении платежа указано: оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1 по гражданско-правовому договору от 18.10.2013 N 0118300014713000288.
В платежном поручении N 1592 в назначении платежа указан код субсидии КС 737 6047 00, а так же основание платежа - оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1.
В платежном поручении N 430800 указан код субсидии КС 737 6047 00, а так же основание платежа - оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1.
В платежном поручении N 9182772 указан код цели КЦ 102020101, а так же основание платежа - оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1.
Таким образом, средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 руб., в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012-2015 годы, для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска были направлены строго по целевому назначению, что подтверждается платежными операциями, то есть по коду направления расходов 6047 "Субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" согласно Закону Краснодарского края от 18.12.2013 N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и Приказу министерства финансов Краснодарского края от 31.12.2013 N 540 "Об установлении порядка применения в 2014 году бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к краевому бюджету и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края".
Довод департамента о том, что на основании гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288 и дополнительного соглашения к нему от 08.08.2014 N 2, МБОУ СОШ N 1 фактически осуществлен демонтаж (снос) зданий муниципальной собственности является ошибочным и опровергается финансово-хозяйственной документацией (акты о приемке выполненных работ по реконструкции Объекта по форме N КС -2, платежные поручения, проектно-сметная документация).
Осуществляя снос оставшейся после проведения работ по реконструкции части аварийного здания МБОУ СОШ N 1, администрация реализовывала свои полномочия собственника здания МБОУ СОШ N 1, при этом действуя на основании решения Межведомственной комиссии, которой техническое состояние здания вышеуказанных литеров классифицировано как недопустимое, то есть непригодное для эксплуатации.
Таким образом, действия администрации являлись добросовестными и были направлены на предотвращения причинения еще большего ущерба, поскольку нахождения аварийного здания в центре города создавало угрозу жизни и здоровью окружающих, а продолжение работ по реконструкции привело бы к неизбежным потерям для бюджета (сумма израсходованных бюджетных средств составила 10 234 тыс. руб. общая стоимость работ по договору - 112 295 920 руб.).
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что министерством и департаментом действия администрации не обосновано квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств без проверки целей расходования бюджетных средств, без проведения анализа и сопоставления платежных поручений, актов формы КС-2, проектно-сметной и др. документации.
Поскольку объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств заключается в совершении конкретной платежной операции, заключающейся в направлении бюджетных средств в нарушение положений нормативных правовых актов (решения о бюджете, сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи, бюджетной сметы, договора (соглашения) либо иного документа, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств) предметом доказывания в рамках заявленных администрацией требований со стороны министерства, как органа издавшего оспариваемый ненормативный правовой акт, является нарушение администрацией требований вышеуказанных нормативных правовых актов и иных документов при совершении платежно-расчетной операции.
Наличие либо отсутствие указанных обстоятельств может быть установлено только в ходе анализа и сопоставления работ, предусмотренных в рамках гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288 на выполнение работ по объекту: "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска", фактически выполненных работ на основании актов выполненных работ по форме КС-2 и платежных поручений об оплате таких работ.
Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 4-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заключив соглашение от 31.07.2014 о расторжении гражданско - правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288, стороны руководствовались ч. 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а так же выводами экспертиз и решением Межведомственной комиссии.
Само по себе расторжение гражданско - правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288 не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств поскольку это не запрещено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Иные документы, подтверждающие выводы, содержащиеся в акте проверки департаментом в дело не представлены.
Согласно действовавшему на момент проведения проверки постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.10.2014 N 1112 "Об утверждении административного регламента исполнения департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края государственной функции по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений", Департамент в лице уполномоченных должностных лиц, не лишен права при выявлении нарушений прибегнуть к иным процессуальным способам проверки законности действий органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений и организаций в целях защиты интересов бюджета Краснодарского края, в том числе, путем направления заявлений в правоохранительные органы для дачи оценки действий должностных лиц органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений и организаций по сносу здания СОШ N 1.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявления Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район в части. Приказ Министерства финансов Краснодарского края от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансферов из краевого бюджета" признан незаконным, не соответствующим требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и отменить в части приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов, в отношении которых главным распорядителем средств краевого бюджета является министерство финансов Краснодарского края (805) на сумму 10 402 580 рублей. В удовлетворении остальной части требований оказано.
Довод департамента о нецелевом использованим средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, выделенных в рамках реализации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1204 на сумму 1 365 980,0 руб., в связи с предоставлением субсидии главе крестьянского (фермерского) хозяйства Маливанову А.Ф. не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2017 по делу N А32-7407/2017 отменено. Указанным постановлением признано незаконным и отменено постановление департамента финансово - бюджетного надзора Краснодарского края от 08.02.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 16-037/ЮЛ о привлечении Администрации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 68 299 рублей за нецелевое использование средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район при предоставлении субсидии главе К(Ф)Х Маливанову А.Ф. При этом суд указал, что администрацией соблюдены условия предоставления субсидии и целевой характер использования бюджетных средств предпринимателем.
Определением Верховного Суда РФ от 31.07.2018 N 308-АД18-10519 в передаче кассационной жалобы Департамента на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 по делу NА32-7407/2017, для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Вышеуказанные судебные акты обоснованы тем, что решением Приморско-Ахтарского районного суда от 04 августа 2017 года пункт 2.1.1.1. Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 24 августа 2016 года N 841 был признан недействительным и недействующим в части слов "приобретенных с 1 января 2015 года" с даты его принятия.
Оценив представленные доказательства, учитывая вступившее в законную силу решение Приморско-Ахтарского районного суда от 04.08.2017, суды признали недоказанным факт нецелевого использования бюджетных средств, и пришли к выводу об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие департамента с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и с толкованием норм законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о допущенном нецелевом использовании бюджетных средств.
Таким образом, суд первой инстанции, с учетом выводов, содержащихся в вышеуказанных судебных актах, пришел к обоснованному выводу о незаконности приказа Министерства финансов Краснодарского края от 06.04.2017 N 130 в части нецелевого использования средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, выделенных главе К(Ф)Х Маливанову А.Ф. и приостановлении с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов) на сумму 1 365 980,0 руб., полученных муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, в рамках реализации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1204.
Довод департамента о нецелевом использовании средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, выделенных в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2011 N 622 для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска" в сумме 9 036 600 руб. отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из части 1 статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, в совокупности с разъяснениями, данными Минфином России в Письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 и Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 11.05.2005 N 16246/04, объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств заключается, в совершении конкретной финансово-хозяйственной операции по расходованию бюджетных средств и направлении бюджетных средств в нарушение конкретных положений нормативных правовых актов и иных документов и характеризуется завершенностью в момент осуществления такой операции.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства и вопросы, подлежащие доказыванию и иселедованию-соблюдение администрацией целей использования средств краевого бюджета в сумме 9 036 600 руб., выделенный: в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012-2015 годы, для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска.
Суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства нецелевого использования бюджетных средств доводы департамента, заключающиеся в отсутствии построенного в результате реконструкции объекта здания МБОУ СОШ N 1, поскольку департаментом и министерством не были представлены доказательства, подтверждающие перечисление Департаментом строительства Краснодарского края денежных средств в объеме, необходимом для завершения реконструкции, превышающем спорную сумму 9 036 600 руб., учитывая, что общая стоимость работ по договору - 112 295 920 руб.
По соглашению сторон от 31.07.2014 гражданско - правовой договор от 01.11.2013 N 0118300014713000288 был расторгнут, дальнейшее его финансирование Департаментом строительства Краснодарского края не производилось.
Согласно платежному поручению от 25.03.2014 N 251 средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 руб. поступили в местный бюджет, назначение платежа КБК 8240702996 6047 7522251 -субсидия ДКЦП "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения 2012-2015 г. (реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г.Приморско-Ахтарска).
Оплата работ по реконструкции здания МБОУ СОШ N 1 произведена платежными поручениями от 24.12.2013 N 9182772 - 1 197 400 руб.; от 28.03.2014 N 430800 - 6 308 478,91 руб.; от 23.05.2014 N 1592 - 2 728 121,09 руб. Согласно вышеуказанных платежных поручений в назначении платежа указано: оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1 по гражданско-правовому договору от 18.10.2013 N 0118300014713000288.
В платежном поручении N 1592 в назначении платежа указан код субсидии КС 737 6047 00, а так же основание платежа - оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1.
В платежном поручении N 430800 указан код субсидии КС 737 6047 00, а так же основание платежа - оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1.
В платежном поручении N 9182772 указан код цели КЦ 102020101, а так же основание платежа - оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1.
Таким образом, средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 руб., в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы, для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска были направлены строго по целевому назначению, что подтверждается платежными операциями, то есть по коду направления расходов 6047 "Субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", согласно Закона Краснодарского края от 18.12.2013 N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и Приказа министерства финансов Краснодарского края от 31.12.2013 N 540 "Об установлении порядка применения в 2014 году бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к краевому бюджету и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края".
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по результатам выездной проверки, в акте проверки от 20.01.2017, (стр.25) указал, что встречной выездной проверкой установлено выполнение на основании гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288 и дополнительного соглашения к нему от 08.08.2014 N 2, МБОУ СОШ N 1 демонтажа (сноса) зданий муниципальной собственности.
При этом, департамент указал, что в результате ненадлежащего исполнения администрацией обязательств в части обеспечения целевого и эффективного использования средств, принятых в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий от 24.12.2013 N 54, заключенным с Департаментом строительства Краснодарского края, бюджетные средства, выделенные на финансирование реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска", фактически направлены на цели, не соответствующие условиям их предоставления, то есть не по целевому назначению, на общую сумму 10 234, 2 тыс.рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета в сумме 9 036,6 тыс.рублей (стр. 85 акта).
Данный вывод проверки фактически противоречит другому выводу акта по результатам проведенной выездной проверки, указанному в листе акта 21, согласно которому проверкой установлено, что на основании локальных сметных расчетов, актов о приемке выполненных работ по реконструкции Объекта по форме N КС -2 подрядчиком ООО "Монолит-Строй" выполнены следующие работы (предусмотренные проектом на реконструкцию):
- от 10.12.2013 N N 1-8 по демонтажу (сносу) покрытий кровель, перекрытий, водопровода, канализации, отопления, вентиляции, части здания литер А1, и прочих конструкций на общую сумму 7505,9 тыс. руб.;
- от 27.12.2013 N N 9,10 - закупка строительных материалов на общую сумму 2 728, 1 тыс. руб.
МБОУ СОШ N 1 оплатило ООО "Монолит-Строй" за выполненные работы по реконструкции Объекта, согласно заключенному договору, в том числе:
- за счет средств краевого бюджета в сумме 9 036,6 тыс.руб.;
- за счет средств местного бюджета в сумме 1 197, 4 тыс.руб.
Суд первой инстанции, на основании материалов дела, пришел к обоснованному выводу о том, что департамент, делая вывод о фактическом сносе здания МБОУ СОШ N 1 за счет средств краевого бюджета, ошибочно принял работы по демонтажу (сносу) покрытий кровель, перекрытий, водопровода, канализации, отопления, вентиляции, части здания литер А1, и прочих конструкций на общую сумму 7505,9 тыс. руб,, которые производились согласно проекта на реконструкцию (копии проектно-сметной документации и актов приемки выполненных работ предоставлены в материалы дела) за работы по сносу оставшейся аварийной части здания, выполненные на основании безвозмездного договора и не имеющие никакого отношения к муниципальному контракту.
При этом, вывод о нецелевом использовании бюджетных средств сделан министерством и департаментом без анализа платежно-расчетных операций по расходованию средств в частности платежных поручений.
Согласно сведениям об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 2014 г. от 21.04.2014 г., утвержденных начальником управления образования Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район В.А. Ясиновской Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 1 предусмотрены субсидии на 2014 г. с кодом субсидии 737 6047 00 на сумму 9 036 600,00 рублей - "Субсидии МБОУ СОШ N 1 на осуществление капитальных вложений по объекту: "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска".
Довод департамента о том, что на основании гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 01 18300014713000288 и дополнительного соглашения к нему от 08.08.2014 N 2, МБОУ СОШ N 1 фактически осуществлен демонтаж (снос) зданий муниципальной собственности является ошибочным и опровергается финансово-хозяйственной документацией (акты о приемке выполненных работ по реконструкции Объекта по форме, N КС-2, платежные поручения, проектно-сметная документация).
Довод департамента о неправомерности действий администрации, в связи с не достижением ею конкретных объемных показателей результативности, отсутствием увеличения стоимости муниципального имущества, не соответствует установленным судом первой инстанции обстоятельствам и не учитывают того, что средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 руб. (как следует из представленных в материалы дела гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288, проекта на реконструкцию, локальных сметных расчетов, актов о приемке выполненных работ по реконструкции Объекта по форме N КС - 2, выполненных подрядчиком ООО "Монолит-Строй") были предусмотрены и израсходованы на выполнение следующих работ (предусмотренных проектом на реконструкцию):
- от 10.12.2013 N N 1-8 по демонтажу (сносу) покрытий кровель, перекрытий, водопровода, канализации, отопления, вентиляции, части здания литер А1, и прочих конструкций на общую сумму 7505,9 тыс.руб;
- от 27.12.2013 N N 9,10 - закупка строительных материалов на общую сумму 2 728, 1 тыс. руб.
Кроме того, департаментом не учтен тот факт, что сумма полученных Администрацией краевых бюджетных средств составила 9 036 600 руб., которые израсходованы ею на демонтажные работы и материалы, в то время как общая стоимость работ по договору - 112 295 920 руб. Денежные средства краевого бюджета, предназначенные на строительно-монтажные работы по реконструкции СОШ N 1 в большем размере Департаментом строительства Краснодарского края Администрации не перечислялись, и соответственно не могли быть направлены Администрацией на оплату этих работ.
Вышеизложенные обстоятельства, при отсутствии доказательств предоставления Департаментом строительства Краснодарского края Администрации средств краевого бюджета, для дальнейшего проведения строительно-монтажных работ по реконструкции Объекта, не дают оснований считать действия Администрации, выразившиеся в отсутствии результатов выполненных работ по реконструкции здания неправомерными.
Как было указано выше, по соглашению сторон от 31.07.2014 гражданско - правовой договор от 01.11.2013 N 0118300014713000288 был расторгнут, дальнейшее его финансирование Департаментом строительства Краснодарского края не производилось.
В отсутствие краевого финансирования строительно-монтажных работ по реконструкции СОШ N 1 в сумме превышающей 9 036 600,00, выводы Департамента о наличии в действиях Администрации вины в не достижении целевых программных показателей и не целевом расходовании бюджетных средств не соответствуют действительности.
Осуществляя снос оставшейся после проведения работ по реконструкции части аварийного здания МБОУ СОШ N 1, администрация реализовывала свои полномочия собственника здания МБОУ COШ N 1, действуя на основании решения Межведомственной комиссии, которой техническое состояние здания вышеуказанных литеров -классифицировано как недопустимое, т.е. непригодное для эксплуатации.
Судом первой инстанции установлено, что администрация действовала разумно и осмотрительно, предприняла все необходимые действия для предотвращения причинения в дальнейшем ущерба бюджету Краснодарского края.
Материалами дела подтверждено, что на основании письма заказчика от 30.12.2013 N 415 производство работ на объекте было приостановлено, в связи с выявлением трещин на конструктивных элементах здания до получения заключения проектной организации.
В феврале 2014 года в связи с выявленными в ходе реконструкции здания дефектами ОАО "Оргтехстрой" (специализированной экспертной организацией) проведено обследование технического состояния основных несущих конструкций здания литер А СОШ N 1. Заключением от февраля 2014 г. ОАО "Оргтехстрой" установлено, что фундаменты имеют недопустимые дефекты, находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии и требуют усиления; стены наружные и внутренние имеют недопустимые дефекты находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии и требуют усиления.
Согласно Заключению ОАО "Оргтехстрой", выполненному по заданию Подрядчика, оставшиеся стены здания литер А и кирпичные фундаменты в связи с выполнением большого объема ремонтно-восстановительных работ и усиления их с общими затратами более 85 % стоимости объекта рекомендуется снести.
В октябре 2014 года по заданию заказчика проведено повторное независимое инженерно-техническое обследование конструкций здания литер А и А 2 после работ по разборке СОШ N 1 ЗАО "Энергетик" (специализированной экспертной организацией).
Согласно техническому отчету ЗАО "Энергетик", выполненному в октябре 2014 года, фундаменты имеют недопустимые дефекты, находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии и требуют больших затрат по усилению; стены наружные и внутренние имеют недопустимые дефекты находятся в недопустимом состоянии, т.е. непригодном для эксплуатации. Оставшиеся стены здания литер А и А2 и кирпичные фундаменты в связи с выполнением большого объема ремонтно-восстановительных работ и усиления с общими затратами более 85 % стоимости объекта рекомендуется снести.
Таким образом, действия администрации являлись добросовестными и были направлены на предотвращение причинения еще большего ущерба публично-правовому образованию, поскольку продолжение работ по реконструкции здания, имеющего деформационные дефекты в несущих конструкциях привело бы обрушению здания, и к неизбежным потерям для бюджета (учитывая, что общая стоимость работ по договору - 112 295 920 руб.), а нахождение аварийного здания в центре города создавало угрозу жизни и здоровью окружающих.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Указанное означает, что собственник имущества вправе самостоятельно принимать решение о судьбе здания, строения, сооружения, включая решение о его сносе. Действующее законодательство не содержит положений, запрещающих собственнику здания осуществлять работы по ликвидации (сносу) здания при возникновении соответствующих оснований, в том числе в связи с аварийностью здания.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Доказательств недобросовестности действий со стороны администрации Департаментом и Министерством в материалы дела не представлено.
Таким образом, министерством и департаментом действия администрации не обосновано квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств без проверки целей расходования бюджетных средств, без проведения анализа и сопоставления платежных поручений, актов формы КС-2, проектно-сметной и др. документации.
Поскольку объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств заключается в совершении конкретной платежной операции, заключающейся в направлении бюджетных средств в нарушение положений нормативных правовых актов (решения о бюджете, сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи, бюджетной сметы, договора (соглашения) либо иного документа, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств) предметом доказывания в рамках заявленных Администрацией требований со стороны Министерства, как органа издавшего оспариваемый ненормативный правовой акт, является нарушение Администрацией требований вышеуказанных нормативных правовых актов и иных документов при совершении платежно-расчетной операции на сумму 9 036 600 руб.
Наличие либо отсутствие указанных обстоятельств может быть установлено только в ходе анализа и сопоставления работ, предусмотренных в рамках гражданско - правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288 на выполнение работ по объекту: "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г.Приморско-Ахтарска", фактически выполненных работ на основании актов выполненных работ по форме КС-2 и платежных поручений об оплате таких работ.
При этом, обстоятельства, относящиеся к сносу оставшейся аварийной части здания не относятся к предмету судебного разбирательства (статья 67 АПК РФ), поскольку на основании договора от 25.11.2014 между МБОУ СОШ N 1 и ООО "Монолит-Строй" безвозмездно были-выполнены работы по демонтажу (сносу) остатков здания МБОУ СОШ N 1 литер А, А2, Д, Д1,Д2, Г, В, то есть снос был выполнен после заключения соглашения от 31.07.2014 о расторжении гражданско - правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288.
Имеющиеся в деле доказательства: гражданско - правовой договор от 01.11.2013 N 0118300014713000288 на выполнение работ по объекту: "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска", акты выполненных работ по форме КС-2 и платежные поручения об оплате таких работ не подтверждают использование средств бюджета в сумме 9 036 600 руб. не по целевому назначению. В представленных копиях платежных поручений в назначении платежа не содержится информация об оплате работ по сносу здания за счет бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Конкретные и документально подтвержденные факты нецелевого использования администрацией спорной суммы средств краевого бюджета в размере 9 036 600 руб. отсутствуют и министерством, а так же департаментом не подтверждены.
Таким образом, министерство не представило суду надлежащие доказательства того, что на основании гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288, за счет средств краевого бюджета в сумме 9 036 600 руб., в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы, осуществлен снос здания МБОУ СОШ N 1, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 08.09.2014 N 308-ЭС14-139 по делу N А32-29867/2013.
По смыслу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
В соответствии со статьей 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовым органом и органом Федерального казначейства (их должностными лицами) к участнику бюджетного процесса на основании решения финансового органа, принятого по результатам рассмотрения уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с частью 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 1 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с частью 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 3.9.1. Порядка осуществления департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений утвержденного постановлением главы - администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.04.2014 N 369, уведомление о применении бюджетных мер принуждения направляется в министерство финансов Краснодарского края по результатам рассмотрения акта (заключения) и иных материалов контрольного мероприятия руководителем департамента.
Таким образом, в основу применения мер бюджетного принуждения положено уведомление о применении бюджетных мер принуждения органа государственного финансового контроля.
То есть, по своей правовой природе Приказ N 130 финансового органа о применении мер бюджетного принуждения является решением основывающемся на сложном юридическом составе, включающем в себя набор юридических фактов: акт проверки, уведомление о применении бюджетных мер принуждения органа государственного финансового контроля.
При этом, законодателем финансовому органу предоставлено право принимать решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения, в зависимости от наличия или отсутствия оснований для применения данных мер.
Результаты проведенной департаментом проверки и выводы, содержащиеся в акте от 20.01.2017, явились основанием для направления департаментом уведомления о применении бюджетных мер принуждения в Министерство финансов Краснодарского края и издания министерством Приказа N 130. То есть, между актом проверки от 20.01.2017, уведомлением от 10.02.2017 N 16-037 и Приказом N 130 имеется прямая причинно-следственная связь, в связи с чем, довод министерства о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Министерство, как финансовый орган, при рассмотрении уведомления, направленного департаментом от 10.02.2017 N 16-037 и принятии Приказа N 130, не было лишено возможности давать оценку наличию либо отсутствию оснований для применения мер бюджетного принуждения к администрации, исходя из конкретных обстоятельств.
Иные документы, доводы и доказательства, подтверждающие соответствие выводов, содержащихся в акте проверки, уведомлении от 10.02.2017 N 16-037 и Приказе N 130 фактическим обстоятельствам по делу, департаментом и министерством не представлены.
Фактически выводы акта проверки, положенные в основу Приказа N 130, в части реконструкции здания МБОУ СОШ N 1, сводятся к несогласию департамента с последующим сносом оставшейся части аварийного здания МБОУ СОШ N 1.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2018 по делу N А32-18695/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18695/2017
Истец: Администрация МО Приморско-Ахтарский район, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН
Ответчик: Министерство Финансов Краснодарского края
Третье лицо: Департамент финансово-бюджетного надзора КК, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края