г. Хабаровск |
|
09 ноября 2018 г. |
А16-689/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермолина М.А
при участии в заседании:
от областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная Больница": не явились;
от контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области: Кузнецов Д.Г., представитель по доверенности от 24.10.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областного государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная Больница"
на решение от 21.06.2018
по делу N А16-689/2017
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Серовой О.Н.
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная Больница"
к контрольно-счетной палате Еврейской автономной области
о признании незаконным представления
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница" (далее - заявитель, учреждение, ОГБУЗ "Областная больница") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным представления контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области (далее - заинтересованное лицо, КСП Еврейской автономной области, контрольно-счетная палата) от 10.04.2017 N 1.
Арбитражный суд Еврейской автономной области решением от 03.07.2017, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017, производство по делу в части требований ОГБУЗ "Областная больница" о признании незаконным представления контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области от 10.04.2017 N 1 в пунктах 3.10, 3.11, 3.12, 3.13, 3.14, 3.15, 3.18, 10, 11, 12, 13, 14 прекратил, в удовлетворении остальной части заявления отказал. Постановлением от 15.03.2018 Арбитражный суд Дальневосточного округа судебные акты отменил, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационной инстанцией указано на необходимость исследовать и оценить все существенные для правильного рассмотрения дела и входящие в предмет доказывания обстоятельства, рассмотреть все доводы ОГБУЗ "Областная больница" и возражения КСП Еврейской автономной области, в том числе дать всестороннюю оценку полномочиям контрольно-счетной палаты с учетом существующего правового регулирования государственного контроля в сферах деятельности больницы, которые являлись предметом проверки контрольно-счетной палаты.
Решением от 21.06.2018 суд требования ОГБУЗ "Областная больница" удовлетворил частично. Суд признал незаконным представление контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области от 10.04.2017 N 1 в части пунктов 3.10, 3.11, 3.18, 10, 11, в связи с признанием в этой части иска КСП Еврейской автономной области.
В остальной части в удовлетворении требований отказал.
Кроме этого, суд взыскал с КСП Еврейской автономной области в пользу ОГБУЗ "Областная больница" 3000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда в части неудовлетворенных требований, ОГБУЗ "Областная больница" заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку оспариваемое представление вынесено вне пределов полномочий контролирующего органа.
КСП Еврейской автономной области в представленном отзыве, представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав явившегося представителя, апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной КСП Еврейской автономной области в отношении ОГБУЗ "Областная больница" проверки составлен акт от 15.03.2017 N 1 и выдано представление 10.04.2017 N 1.
Пункты 1 - 3.18 представления содержат изложение выявленных нарушений с указанием нормативных правовых актов, несоблюдение которых вменено обществу.
Кроме того, данным представлением учреждению предложено принять меры по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, в течение одного месяца со дня его получения, а именно:
1) не допускать нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44): в части осуществления закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, превышающую 100 000 руб.; указания в информации об условии признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок, уклонившегося от заключения контракта в связи с непредставлением заказчику выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок; в части предоставления участниками запроса котировок выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки, полученной не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС; в части описания объекта закупки в документации об электронном аукционе о закупках для нужд ОГБУЗ "Областная больница"; в части использования ценовых предложений при расчете начальной максимальной цены контракта от участников, которые на момент опубликования извещения о проведении указанного электронного аукциона находились в стадии ликвидации; в части предоставления участником электронного аукциона достоверной информации о наличии у него присвоенного и действующего ИНН и отстранения единой комиссией учреждения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не представивших достоверную информацию для участия в электронных аукционах; в части принятия мер контрактной службой по установлению достоверности сведений, предоставленных единственным участником электронного аукциона, и принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта с поставщиком, предоставившим недостоверные сведения;
2) не допускать нарушений части 2 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 5 Порядка, утвержденного совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н, пункта 2 Особенностей, утвержденных совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, в части своевременности размещения в ЕИС плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ОГБУЗ "Областная больница;
3) не допускать нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ограничения конкуренции со стороны заказчика путем создания единственному участнику
при проведении электронного аукциона преимущественных условий участия в торгах с помощью установления конкретных технических функциональных и качественных характеристик;
4) не допускать нарушений Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 N 182/7н: абзаца "е" подпункта 2 пункта 5 - в части отражения в столбце 6 плана-графика минимально необходимых требований, предъявляемых к предмету контракта, включающих описание объекта закупки в соответствии со статьей
33 Федерального закона N 44-ФЗ; абзацев "а", "в", "г", "д" подпункта 5 пункта 5 - в части отражения итоговой информации о годовых объемах закупок в плане-графике ОГБУЗ "Областная больница";
5) не допускать нарушения пункта 3 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 8 1н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", пункта 2 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности области их государственных бюджетных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет управление здравоохранения,
утвержденного приказом управления здравоохранения от 21.10.2014 N 313-ОД в части составления плана ФХД учреждения;
6) принять меры по реализации предложений комитета по управлению государственным имуществом ЕАО по результатам проверки фактического наличия, состояния и надлежащего использования областного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении ОГБУЗ "Областная больница", переданного в аренду;
7) воспользоваться правом требования с ГП ЕАО "Фармация" пени за нарушение срока внесения арендной платы и перечисление платы за коммунальные услуги в неполном объеме, предусмотренным статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и договорами аренды;
8) воспользоваться правом взыскания пени с ОКГУЗ "Психиатрическая больница" за несвоевременное перечисление денежных средств за медицинский осмотр сотрудников, за стерилизацию биксов и консультацию врачей-специалистов, предусмотренным статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, контрактом и договорами;
9) принять меры к введению в эксплуатацию электрокардиографа и машины дезинфекционно-моечной;
10) не допускать нарушений постановления Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.1997 N 68 "Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" в части выдачи врачам-терапевтам участковым, медицинским сестрам участковым плащей из ткани "плащ-палатка" с капюшоном и сапог резиновых;
11) не допускать нарушения пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в части ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда;
12) не допускать нарушения статьи 350 ТК РФ в части выполнения работниками учреждения работы сверх установленной нормы рабочего времени;
13) рассмотреть целесообразность одновременного исполнения должностных обязанностей по совместительству и совмещению длительное время, возложенных на заместителя главного врача (по финансовым вопросам), руководителя службы охраны труда, начальника юридического отдела;
14) принять меры по возврату излишне начисленной заработной платы заведующей физиотерапевтическим отделением за 2015 год в сумме 7 474 руб.;
15) не допускать нарушений пункта 2 Указаний Центрального Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" в части не превышения лимита остатка наличных денежных средств;
16) не допускать нарушений нормативных правовых актов в части ведения бухгалтерского учета, а именно: пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н; Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"; части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений", утвержденной Приказом Минфина от 01.12.2010 N 157н.
Не согласившись с указанным представлением, учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Из оспариваемого акта следует, что КСП Еврейской автономной области выявлены нарушения законодательства о защите конкуренции, о контрактной системе в сфере закупок, кассовой дисциплины, порядка ведения бухгалтерского учета и т.д.
Не согласившись с представлением ОГБУЗ "Областная больница" указывает об отсутствии у КСП Еврейской автономной области полномочий по его вынесению.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ) правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (далее - РФ) основывается на Конституции РФ и осуществляется Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В главе 26 БК РФ определены виды, формы и методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля применительно к сфере бюджетных правоотношений, состав контролирующих органов и их компетенция.
Дифференциация государственного финансового контроля на внешний и внутренний закреплена в статье 265 БК РФ.
Частью 1 статьи 1 Закона ЕАО от 20.07.2011 N 988-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Еврейской автономной области" (далее - Закон 988-ОЗ) установлено, что КСП Еврейской автономной области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Еврейской автономной области, образуется Законодательным Собранием области и подотчетна ему.
В БК РФ термины "представление" и "предписание" не определены применительно к внешнему финансовому контролю. Части 2 и 3 статьи 270.2 БК РФ содержат только определение соответствующих понятий для внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с подпунктом а) пункта 25 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 270.2 БК РФ, в которой указано, что "в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания" утратила силу с 29 декабря 2015 года.
Согласно части 3.1 статьи 270.2 БК РФ представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Заявитель ссылается на норму части 4 статьи 270.2 БК РФ, вместе с тем указанная норма действует только для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и только в отношении предписаний (Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию).
С учетом изложенного, ссылка ОГБУЗ "Областная больница" на нормы частей 1,2,3,4 статьи 270.2 БК РФ является неправомерной, поскольку часть 1 - утратила силу; части 2, 3, 4 - действуют для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, к которым Контрольно-счетная палата Еврейской автономной области не относится.
Рассматривая довод ОГБУЗ "Областная больница" об отсутствии полномочий КСП Еврейской автономной области по внесению оспариваемого представления, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Так, применительно к органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля БК РФ определяет бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля (статья 157 БК РФ) и полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (статья 268.1 БК РФ).
Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ конкретизирует положения БК РФ в соответствии с принципом самостоятельности бюджетов бюджетной системы. Часть 1 статьи 9 вышеназванного закона закрепляет перечень основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов РФ:
1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;
8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 8 Закона 988-ОЗ устанавливает полномочия Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области:
1) контроль за исполнением областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
2) экспертиза проектов законов об областном бюджете и бюджете территориального государственного внебюджетного фонда;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности области, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими области;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности области;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов области и нормативных правовых актов органов государственной власти области (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств области, а также государственных программ области;
8) анализ бюджетного процесса в области и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории области, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) подготовка информации о ходе исполнения областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Законодательное Собрание области и губернатору области;
11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Уставом и законами области.
Согласно части 2 статьи 8 Закона 988-ОЗ внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой:
1) в отношении органов государственной власти области и государственных органов области, органов территориального государственного внебюджетного фонда, органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных учреждений и унитарных предприятий области, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности области;
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств областного бюджета или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в формах, установленных Федеральным законом, и в соответствии со стандартами, утверждаемыми Контрольно-счетной палатой.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, КСП Еврейской автономной области действовала в соответствии с предоставленными полномочиям и в соответствии с законом.
В целях обеспечения единства квалификации нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), внешнего государственного и муниципального финансового контроля Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ 17 декабря 2014 года (протокол N 2-СКСО) и Коллегией Счетной палаты РФ 18 декабря 2014 года одобрен "Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля)", который рекомендован для применения всеми органами государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) при осуществлении контрольных мероприятий.
Классификатор предусматривает единую структуру и виды нарушений, в качестве правовых оснований, квалификации которых указаны положения федерального законодательства и принятых для его реализации нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, по следующим категориям:
1) нарушения при формировании и исполнении бюджетов;
2) нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности;
3) нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью;
4) нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц;
5) нарушения в сфере деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и других банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему РФ, государственных корпораций, государственных компаний, организаций с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах и иных организаций, в том числе при использовании ими имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности;
6) нарушения в ходе использования средств финансовой и гуманитарной помощи Российской Федерации, предоставляемой иностранным государствам, при реализации международных договоров, межправсоглашений и в области соглашений о разделе продукции;
7) иные нарушения.
Как установлено контрольно-счетной палатой, учреждение допустило нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": в части пункта 4 части 1 статьи 93 - в части осуществления закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, превышающую 100 000, 00 руб.; в части пункта 4 части 1 статьи 73 - в части указания в информации об условии признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок, уклонившегося от заключения контракта в связи с непредставлением заказчику выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок; части 11 статьи 78 - в части предоставления участниками запроса котировок выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки, полученной не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС; в части подпункта 2 части 1 статьи 33 - в части описания объекта закупки в документации об электронном аукционе о закупках для нужд ОГБУЗ "Областная больница"; в части пункта 3 части 1 статьи 31 - в части использования ценовых предложений при расчете начальной максимальной цены контракта от участников, которые на момент опубликования извещения о проведении указанного электронного аукциона находились в стадии ликвидации; в части 6.1 статьи 66 - в части предоставления участником электронного аукциона достоверной информации о наличии у него присвоенного и действующего ИНН и отстранения единой комиссией учреждения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не представивших достоверную информацию для участия в электронных аукционах; в части 15 статьи 95 - в части принятия мер контрактной службой по установлению достоверности сведений, предоставленных единственным участником электронного аукциона, и принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта с поставщиком, предоставившим недостоверные сведения.
Допущены нарушения части 2 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 5 Порядка, утвержденного совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н, пункта 2 Особенностей, утвержденных совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, в части своевременности размещения в ЕИС плана- графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ОГБУЗ "Областная больница".
Допущены нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ограничения конкуренции со стороны заказчика путем создания единственному участнику при проведении электронного аукциона преимущественных условий участия в торгах с помощью установления конкретных технических функциональных и качественных характеристик.
Допущены нарушения Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 31.03.2015 N 182/7н: абзаца "е" подпункта 2 пункта 5 - в части отражения в столбце 6 плана-графика минимально необходимых требований, предъявляемых к предмету контракта, включающих описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; абзацев "а", "в", "г", "д" подпункта 5 пункта 5 - в части отражения итоговой информации о годовых объемах закупок в плане-графике ОГБУЗ "Областная больница".
Допущены нарушения пункта 3 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", пункта 2 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности области их государственных бюджетных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет управление здравоохранения, утвержденного приказом управления здравоохранения от 21.10.2014 N 313-ОД в части составления плана ФХД учреждения.
Не приняты меры по реализации предложений комитета по управлению государственным имуществом ЕАО по результатам проверки фактического наличия, состояния и надлежащего использования областного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении ОГБУЗ "Областная больница", переданного в аренду.
Учреждение не воспользовалось правом требования с ГП ЕАО "Фармация" пени за нарушение срока внесения арендной платы и перечисление платы за коммунальные услуги в неполном объеме, предусмотренным статьей 330 Гражданского кодекса РФ и договорами аренды, а также правом взыскания пени с ОКГУЗ "Психиатрическая больница" за несвоевременное перечисление денежных средств за медицинский осмотр сотрудников, за стерилизацию биксов и консультацию врачей-специалистов, предусмотренным статьей 330 Гражданского кодекса РФ, контрактом и договорами.
Не приняты меры к введению в эксплуатацию электрокардиографа и машины дезинфекционно-моечной.
Допущены нарушения пункта 2 Указаний Центрального Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" в части не превышения лимита остатка наличных денег.
Допущены нарушения нормативных правовых актов в части ведения бухгалтерского учета: пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н; Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"; части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений", утвержденной Приказом Минфина от 01.12.2010 N 157н.
Таким образом, классификация нарушений, отраженных в представлении от 10.04.2017 N 1, осуществлена Контрольно-счетной палатой в соответствии Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (в редакции 22 декабря 2015 года), одобренным Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ 17 декабря 2014 года и Коллегией Счетной палаты РФ 18 декабря 2014 года.
С учетом изложенного, довод заявителя о том, что в Акте и представлении не указано, что данные нарушения привели к неэффективному расходованию бюджетных средств и, соответственно, выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе, законодательства о контрактной системе, поставках товара) не относится к полномочиям Контрольно-счетной палаты, является необоснованным.
Доводы ОГБУЗ "Областная больница" о том, что участники бюджетных отношений самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и обоснованность того или иного действия правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Указанное в пункте 1 представления не выполнение запланированных объемов медицинской помощи свидетельствует о безосновательном не освоении бюджетных средств. К указанной сфере относится и пункт 3.9 о не введении средств в эксплуатацию.
Учреждение не представило доказательств невозможности их использования.
В пункте 2 контрольно-счетная палата указала на убытки ОГБУЗ "Областная больница" от штрафных санкций. Учреждение не оспорило суммы, указанные контрольно-счетной палатой, в связи с чем ссылка о незаконности данного пункта несостоятельна.
В пунктах 3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 указаны нарушения в деятельности больницы, связанные с нарушениями антимонопольного законодательства, которые могут привести к необоснованным расходам в виде применения штрафных санкций антимонопольным органом.
Каких либо обоснованных доводов указанных нарушений учреждением не представлено.
В пункте 3.5 указано на отсутствие плана деятельности ОГБУЗ "Областная больница" на плановый год, что свидетельствует об отсутствии мероприятий учреждения по планированию расходов.
Учреждение отсутствие плана не обосновало.
Пункты 3.6, 3.7 3.8 констатируют факты не принятия ОГБУЗ "Областная больница" мер по взысканию арендной платы и пеней с контрагентов, что является доказательством вины в неполучении дополнительного дохода.
Причины невозможности проведения таких мероприятий учреждение не обосновало.
Пункты 3.12-3.15, касающиеся нарушений в сфере оплаты труда, свидетельствуют об отсутствии контроля за оплатой труда работникам и денежными средствами, направляемыми на эти нужды.
Пункты 3.16-3.17, касающиеся нарушений в сфере бухгалтерского учета, также говорят об отсутствии должного контроля за финансовыми потоками.
Вторая часть представления - пункты 1-16 направлена на устранение вышеуказанных нарушений с целью приведения документации в порядок, получение дополнительных доходов, планирование расходов, эффективное использование бюджетных средств.
Правила вынесения Контрольно-счетной палатой представлений и направления предписаний по результатам проведения контрольных мероприятий регламентированы в статьях 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ и закона ЕАО от 20.07.2011 N 988-03.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона 988-ОЗ контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти области и государственные органы области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба области, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
ОГБУЗ "Областная больница" не представила доказательства невозможности исполнения представления, либо создания им препятствий для его экономической деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что оспариваемое представление соответствует нормам действующего законодательства, доказательств нарушения им прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в деле отсутствуют.
Из оспариваемого представления усматривается, что в нем содержатся указания на нормативные акты, послужившие основанием для его вынесения, а также на конкретные действия для его исполнения.
При этом довод контрольно-счетной палаты о том, что оспариваемое представление не обладает признаками ненормативного правового акта, является процедурным документом рекомендательного характера, неисполнение которого не влечет для учреждения никаких последствий, является ошибочным и отклоняется судом апелляционной инстанции, на что также указано кассационной инстанцией в Постановлении от 15.03.2018 по настоящему делу.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 21.06.2018 по делу N А16-689/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-689/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 марта 2018 г. N Ф03-542/18 настоящее постановление отменено
Истец: ОГБУ здравоохранения "Областная больница"
Ответчик: Контрольно-счетная палата Еврейской автономной области
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4401/18
24.07.2018 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4156/18
21.06.2018 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-689/17
15.03.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-542/18
29.11.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4884/17
03.07.2017 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-689/17