город Ростов-на-Дону |
|
13 ноября 2018 г. |
дело N А32-36389/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2018 по делу N А32-36389/2017
по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц - Министерства физкультуры и спорта Краснодарского края; государственного бюджетного учреждения Краснодарского края
"Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений"; Краснодарского краевого территориального объединения организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в котором просил отменить решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 22.05.2017 N 23/001/001/801/2017-5691 об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Краснодар, ул.Железнодорожная, 49; обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Краснодар, ул.Железнодорожная, 49.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.03.2018, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал, что рассматривая дело, суды не исследовали вопрос о том, обладает ли спорный объект с учетом его технических характеристик, признаками, присущими недвижимому имуществу, или же он относится к движимому объекту (в материалах дела отсутствуют технические документы на указанный объект), не приняли во внимание правовую позицию изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 17085/12).
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что футбольное поле лит. LII является объектом капитального строительства, существовало до 2010 года, до его реконструкции не учитывалось как объект недвижимости, и впервые поставлено на технический учет в 2010 году.
В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарское краевое территориальное объединение организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов" указало, что не располагает правоустанавливающими или иными документами на объект недвижимости - футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул.Железнодорожная, 49.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с исторической справкой ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 22.10.2013 N 2271 и материалами инвентарного дела, зарегистрированного в архиве филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару за N 71041-62, первоначальный объект недвижимости "Спортивный объект Стадион "Кубань", расположенный по адресу: г.Краснодар, ул.Железнодорожная, 49, числился за Советом Федерации Независимых профсоюзов России.
В соответствии со справкой ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013 N 414 об объекте недвижимости "Стадион Кубань", в состав объекта недвижимости входит, в том числе, и лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот.
Согласно договору о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом от 14.08.1992 и свидетельству о государственной регистрации права серии 23-А N 485392 от 31.01.2002 право собственности на "Стадион Кубань" перешло к Краснодарскому краевому совету профессиональных союзов.
В соответствии с Соглашением об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности на объект "Стадион "Кубань" от 28.06.2007 N 25, заключенному между администрацией Краснодарского края и Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов" (далее - Крайсовпроф), исходя из фактических затрат по строительству и реконструкции объекта "Стадион "Кубань" доля администрации Краснодарского края была установлена в размере 21283/62500, доля Крайсовпрофа - в размере 41217/62500, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.08.2007 23-АД N 322239 и N 322240.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного соглашения объект "Стадион "Кубань", размер долей сторон в праве общей долевой собственности состоит в том числе из лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот.
На некоторые объекты недвижимого имущества, входящих в объект "Стадион "Кубань", в том числе футбольное поле, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы отсутствовали.
Согласно акту приема-передачи от 02.11.2007 N 29 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" была передана Департаменту по физической культуре и спорту КК.
Приказом Департамента имущественных отношений КК от 02.11.2007 N 933 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" была закреплена на праве оперативного управления за департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края.
Приказом Департамента имущественных отношений КК от 09.04.2008 N 345 право оперативного управления департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края на долю в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" было прекращено и указанный объект закреплен на праве оперативного управления за ГУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений".
Согласно акту приема-передачи от 09.04.2008 N 12 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" переданы ГУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений".
Право оперативного управления зарегистрировано 28.04.2008, что подтверждается свидетельством 23-АД N 836486.
Земельный участок с к/н 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (св-во о государственной регистрации права 23-АЕ N 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению (св-во о государственной регистрации права 23-АЕ N 518312).
ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" была изготовлена техническая документация на футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1158, литер LII: технический план от 26.11.2012 и кадастровый паспорт по состоянию на 26.12.2012.
В целях государственной регистрации права собственности за Краснодарским краем на футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1158, литер LII, 10.02.2017 заявитель обратился с соответствующим пакетом документов в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект недвижимого имущества.
По результатам проведенной управлением правовой экспертизы представленных на регистрацию документов государственная регистрация была приостановлена до 22.05.2017.
В последующем уведомлением от 22.05.2017 департаменту было отказано в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект по основаниям отсутствия правоустанавливающих документов.
Полагая отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности N 23/001/001/801/2017-5691 от 22.05.2017 незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В статье 26 Закона о регистрации содержится перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 22.05.2017 N 23/001/001/801/2017-5691 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., мотивирован отсутствием правоустанавливающих документов на спорный объект.
Судом установлено, что при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: г. Краснодар, ул.Железнодорожная, 49, заявителем был представлен необходимый пакет документов.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю и передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению.
Заявитель обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на футбольное поле, как вспомогательный объект, который входит в состав объекта недвижимости "Стадион Кубань" согласно справке ГУП КК 6 "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013 N 414 об объекте недвижимости "Стадион Кубань".
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Согласно ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. По смыслу данной нормы, вещь, являющаяся принадлежностью главной вещи, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, и ее единственное назначение - обслуживание главной вещи.
Исходя из смысла указанных норм, имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТу 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст. Из указанного следует, что объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие конструктивной возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Как следует из правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях Президиума N 9626/08 от 16.12.2008, N 14971/09 от 02.03.2010, N 6200/10 от 20.10.2010, критерием отнесения к объектам недвижимости тех объектов, которые представляют собой покрытие земельного участка, является возможность их самостоятельного хозяйственного использования либо при отсутствии такового - вхождение в состав комплекса имущества, для обслуживания которого данные площадки предназначены.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25) разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).
Признание объекта недвижимым имуществом возможно лишь по результатам правовой экспертизы документации, позволяющей дать соответствующую оценку предъявленному для регистрации прав объекту, при этом вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Т.о. при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам (правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520, от 07.04.2016 N 310-ЭС15-16638).
Согласно правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, от 24.09.2013 N1160/13 право собственности может быть зарегистрировано в реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса.
Следовательно, вопрос о принадлежности имущества к категории движимого или недвижимого имущества может быть разрешен судом лишь с учетом его технических параметров, исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права (правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2018 по делу N А32-36389/2017).
Судом апелляционной инстанции учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013 г. N 17085/12, согласно которой такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены
В связи с тем, что упомянутые сооружения не являются вещами, на них не может быть зарегистрировано вещное право - право собственности.
Сам по себе факт государственной регистрации прав на такие объекты за третьими лицами ущемляет интересы собственника земельного участка, и потому суд вправе дать этим объектам иную квалификацию и не применять к отношениям сторон правила о недвижимых вещах (соответствующая правовая позиция была сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 24.01.2012 N 12576/11 и от 04.09.2012 N 3809/12).
В соответствии с пунктом 3.42 "СП 285.1325800.2016. Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования", утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 984/пр, футбольный стадион - это здание или комплекс физкультурно-спортивных зданий и сооружений, имеющий в своем составе спортивную арену, предназначенную для проведения спортивных мероприятий по футболу, с прилегающей территорией вплоть до внешнего периметра ограждения. Соответственно, футбольный стадион - сложная вещь (объект), включающая в себя составные части (принадлежности). Согласно пункту 3.14 указанного Свода правил, игровое поле - это площадка для проведения футбольных матчей, габаритами, как правило, 68 х 105 м с натуральным травяным или искусственным покрытием. В соответствии с пунктом 3.23 Свода правил игровое поле входит в состав открытой спортивной арены, которая, в свою очередь, является составной частью футбольного стадиона.
Проектом капитального ремонта футбольного поля стадиона "Кубань" в г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, (2010 г.) предусмотрены следующие решения по капитальному ремонту футбольного поля:
- увеличение размеров существующего футбольного поля до стандартных размеров,
- замена системы дренажа поля,
- замена системы поверхностного водоотвода по периметру поля,
- замена размещенное в границах поля автоматизированной спринклерной системы полива футбольного поля с кабелем, оборудованием управления. Установка дополнительной емкости для полива, насосной установки,
- замена греющих технологических трубопроводов подогрева в поле,
- устройство основания с подстилающим песчаным и плодородным растительным слоями, натурального газона из готовой рулонной травы.
Согласно разделу 3 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" вышеуказанного проекта капитального ремонта основание под натуральный рулонный газон футбольного поля водопроницаемое, четырехскатное, состоит из:
- подстилающего подпочвенного дренирующего слоя из песка среднего по ГОСТ 8736-93 толщиной 200 мм. В основании подстилающего слоя по всей площади футбольного поля укладывается 1 слой геотекстиля плотностью не более 200 г/м2,
- растительного слоя толщиной 200 мм из плодородного грунта, песка крупного и среднего, торфа нейтрального (т.д. 1 л.д. 146-158).
В техническом паспорте на сооружение литера LXII - футбольное поле (инв. N 71014-62), расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49 на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, изготовленного по состоянию на 19.11.2012 указаны следующие характеристики конструктивных элементов: конструкция - система автоматического полива с дренажем, процент износа - 0%, площадь 7144,0 кв. м, год завершения строительства - 2010 г (т.д. 1 л.д. 67).
Согласно проекту "Реконструкция тренировочной площадки на стадионе "Кубань", Краснодар, 2015 год работы по реконструкции тренировочной площадки включают в себя, в том числе, реконструкцию игрового поля с заменой растительного слоя и устройством разминки игроков (т.д. 3 л.д. 11). Выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта " Реконструкция тренировочной площадки на стадионе "Кубань" г.Краснодар" N 23-43-4580-в-2018 от 30.06.2018.
Однако, доказательства строительства и ввода в эксплуатацию спорного спорное футбольного поля с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., как самостоятельного объекта недвижимости, с получением предусмотренной законом разрешительной документации, отсутствуют.
Оценив представленную суду техническую, проектную документацию на футбольное поле, а также рабочую документации по капитальному ремонту поля и реконструкции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорный объект - футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, расположенное по адресу: г.Краснодар, ул. Железнодорожная, д. 49, представляет собой улучшение земельного участка на котором оно расположено, и соответственно не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, в связи с чем на него не может быть зарегистрировано право собственности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2018 по делу N А32-52685/2017.
При изложенных обстоятельствах решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 22.05.2017 N 23/001/001/801/2017-5691 об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: г. Краснодар, ул.Железнодорожная, 49, является законным и не противоречит положениям Закона N 218-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2018 по делу N А32-36389/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36389/2017
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Управление федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: - Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов, ГБУ КК "Дирекция по эсплуатации спортивных сооружений", Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений", Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края, Министерство физкультуры и спорта Краснодаского края
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11574/18
13.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14151/18
16.07.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36389/17
30.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3483/18
06.03.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-948/18
20.11.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36389/17