город Москва |
|
09 ноября 2018 г. |
Дело N А40-156236/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Б. Алексеевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-156236/16 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в порядке упрощенного производства
по заявлению ГБУ г.Москвы "Жилищник района Марьина Роща"
к ООО "Лорэтт"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Домничева Т.Н. по доверенности от 08.06.2018;
от ответчика: Лапин А.В. по решению Арбитражного суда г.Москвы от 18.06.2018,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ "Жилищник района Марьина Роща" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением о взыскании с ООО "Лорэтт" задолженности за услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в размере 2 451 092 руб. 46 коп.
Решением от 30.09.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Девятый арбитражный апелляционный суд, определением от 26.04.2017 перешел к рассмотрению дела N А40-156236/16 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.03.2017 отменено по безусловному основанию. Взыскана с ООО "Лоретт" в пользу ГБУ г.Москвы "Жилищник района Марьина Роща" задолженность в размере 2 451 092 руб. 46 коп.. а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 35 255 руб.
Постановлением Арбитражного Суда Московского Округа от 28.08.2018 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
При этом, суд кассационной инстанции указал на то, что признавая верным расчет задолженности, представленный учреждением, суд оставил без внимания то обстоятельство, что примененный истцом при расчете задолженности п.9.2 постановления Правительства Москвы от 28.07.1998 N 566 "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в городе Москве", согласно которому в случае не установки приборов учета в указанный срок оплата услуг водоотведения и водоснабжения осуществляется по тарифам, увеличенным в 1,5 раза, утратил силу с принятием постановления Правительства Москвы от 20.04.2012 N 158-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.07.1998 N 566".
Согласно п.15 ч.2 ст.289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В силу ч.1 ст.272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции посчитал необходимым вызвать стороны в судебное заседание.
В заседании суда апелляционной инстанции, при новом рассмотрение, с учетом указанная суда кассационной инстанции, представитель истца, в порядке ст.49 АПК РФ, уточнил исковое заявление и просил взыскать с ответчика задолженность по договору в размер 1 699 032 руб. 12 коп.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований, просил отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно п.6 ст.268 АПК РФ, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно нормам ст.227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц пятьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей двести пятьдесят тысяч рублей. В порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что заявленный иск не соответствует требованиям ст.227 АПК РФ, поскольку цена иска заявлена 2 451 092 руб. 46 коп. При этом документов, подтверждающих признание ответчиком требований и неисполнение их, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, в связи с чем, применительно к ч.6.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" установлено, что дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (ч.1 ст.226 АПК РФ).
В связи с этим при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства применяются общие правила извещения лиц, участвующих в деле (глава 12 Кодекса), с учетом правовых позиций, сформулированных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В случае перехода при рассмотрении апелляционной жалобы на решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (ч.6.1 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса РФ), рассмотрение данного дела арбитражным судом апелляционной инстанции осуществляется по правилам раздела II Кодекса ("Производство в арбитражном суде первой инстанции"). Такое дело рассматривается судьей единолично на основании ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (п.29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства").
Как усматривается из материалов дела, 01.08.2005 между Государственным унитарным предприятием города Москвы "Дирекция единого заказчика района "Марьина Роща" и Обществом с ограниченной ответственностью "Лорэтт" заключен договор N 17013 на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг с целью обеспечения надлежащего содержания и ремонта строения, инженерного оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также предоставления пользователю нежилого помещения эксплуатационных и коммунальных услуг в нежилом помещении, расположенном по адресу: г.Москва, улица Октябрьская, дом 18, общей площадью 219,5 кв. м.
19.12.2013 ГУП ДЕЗР "Марьина Роща" было реорганизовано в форме преобразования в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Марьина Роща").
В соответствии с п.9.1 договора срок действия договора установлен с 01.08.2005 по 30.06.2008.
Согласно п.9.2 договора по истечении срока действия договор считается пролонгированным на тех же условиях и на тот же срок, если ни одна из сторон не сообщит другой о намерении прекратить договор за 30 дней до его окончания.
В течение срока действия договора уведомлений со стороны ответчика о намерении прекратить договор в адрес истца не поступало.
Согласно приложению N 1 к договору "Расчет стоимости коммунальных услуг" видом использования помещения является "офис".
В соответствии с п.2.2.9 договора ответчик обязан не позднее, чем в 10-дневный срок в письменном виде уведомлять истца об изменении банковских реквизитов, юридического адреса либо режима использования занимаемого помещения (строения), приведшего к необходимости перерасчета количества или объемов предоставляемых коммунальных и эксплуатационных услуг, других причинах, требующих внесения изменений в договор.
В соответствии с п.2.2.12 договора в случае заключения пользователем договоров на часть услуг с другими организациями, информировать об этом управляющего, предоставив копии.
По данным управы района Марьина Роща (127018, г. Москва, 2-я Ямская ул., д.15) в нежилом помещении по адресу: г.Москва, улица Октябрьская, дом 18, арендуемом ответчиком, с 03.07.2008 по настоящее время функционирует предприятие общественного питания (кафе).
Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
Однако письменного уведомления от ответчика об изменении режима использования занимаемого нежилого помещения, для перерасчета количества или объемов предоставляемых коммунальных и эксплуатационных услуг в соответствии с условиями п.2.2.9 договора, в адрес истца не поступало; приборы учета в нежилом помещении, арендуемом ответчиком, вопреки требованию абз.2 п.2.2.11 договора не установлены; копии договоров с ресурсоснабжающими организациями на оказание услуг по водоснабжению вопреки условиям п.2.2.12 договора ответчиком в адрес истца не представлены.
Согласно п.3.2.1 договора управляющий вправе в установленном законом порядке требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения пользователем обязательств по платежам и иные убытки, причиненные пользователем из-за невыполнения условий договора.
В силу ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров, с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с п.2 Правил "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
На основании п.43 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в п.59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия -расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении;
для водоотведения - исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды.
Согласно пп."б" п.4 приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в 1-м нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии, согласно п.43 Правил определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" расчеты за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в городе Москве осуществляются на основании Методики распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды.
Методика предназначена для определения порядка распределения объемов и стоимости услуг холодного и горячего водоснабжения и водоотведения между потребителями воды, находящимися (проживающими) в многоквартирных домах, только при наличии установленных общедомовых приборов учета воды.
В доме N 18 по ул.Октябрьская установлены общедомовые приборы учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения.
На основании акта осмотра от 23.05.2016 в нежилом помещении, арендуемом ответчиком, находятся: туалет служебный с унитазом и раковиной; туалет гостевой с унитазом и раковиной; посудомоечная машина в кухне с подключением к холодному водоснабжению; две раковины в кухне для посуды с подключением к холодному и горячему водоснабжению; в помещении для персонала находится душевая кабина с подключением к холодному и горячему водоснабжению и раковина-умывальник с подключением к холодному и горячему водоснабжению. Индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в помещении, арендуемом ответчиком, не установлены.
По мнению истца, задолженность ответчика по оплате услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения за 2014 год составляет 1 699 032 руб. 12 коп.
Между тем, в соответствии с п.6.6 договора управляющий вправе один раз в год требовать доплату или производить возврат средств за каждую предоставленную услугу, по которой возникла необходимость перерасчета ее стоимости на основании постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41, распоряжения Департамента инженерного обеспечения от 22.01.1994 N 68 и постановления Правительства Москвы от 27.06.1995 N 575 и ежегодного анализа по состоянию на 1 июля, исходя из фактических расходов по поставке пользователям услуг тепла и водоснабжения.
Согласно п.2.2.10 договора пользователь обязан не реже чем 1 раз в квартал выверять с управляющим расчеты по коммунальным платежам.
Как следует из материалов дела, за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 на основании выставленных счетов управляющего потребителем оплачены услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения в размере 97 455 руб. 72 коп.
В материалы дела представлены двусторонние акты сдачи-приемки оказанных услуг за январь-декабрь 2014 года, которыми подтверждены объем и сумма оказанных услуг, в том числе услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения.
Также в материалы дела представлены двусторонние акты выверки расчетов с потребителем за период январь-декабрь 2014 года, подтверждающие оказанные услуги и их стоимость.
Осмотр помещения и составление акта в 2016 году с целью установления фактического количества водосборников может быть применим для расчета количества оказанных/потребленных услуг ответчиком в текущий период, то есть на момент составления акта. Между тем, указанный акт не позволяет с достоверностью установить состав и количество водосборников, имевшихся у ответчика в период с января по декабрь 2014 года.
Акт осмотра помещения, составленный на момент заключения договора с арендатором, являвшийся основанием для расчета стоимости подлежащих оказанию коммунальных услуг, в материалах дела отсутствует.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, как документально не подтвержденные.
Руководствуясь ст.ст.49, 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2016 по делу N А40-156236/16 отменить по безусловным основаниям.
В удовлетворении заявленных ГБУ г.Москвы "Жилищник района Марьина Роща" требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156236/2016
Истец: ГБУ г. Москвы "Жилищник района Марьина Роща", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА МАРЬИНА РОЩА"
Ответчик: ООО "ЛОРЭТТ"
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48975/18
28.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19369/17
25.01.2018 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19369/17
29.11.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19369/17
22.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13653/17