город Томск |
|
15 ноября 2018 г. |
Дело N А27-6240/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (N 07АП-10333/18), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.09.2018 по делу N А27-6240/2018 по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446), г. Кемерово к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Березовская городская больница" (ОГРН 1024200648251, ИНН 4203000035), Кемеровская область, г. Березовский о взыскании 343 094 руб. 88 коп.,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Звягина А.С., представитель по доверенности от 17.01.2018, паспорт;
от ответчика: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Березовская городская больница" (далее - медицинская организация, ответчик, учреждение) о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 289 492, 86 руб., штрафа в размере 10% от указанной суммы и пени в размере 37 952,40 руб. (с учетом устных уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), сделанных в судебном заседании 06.09.2018.
Решением суда от 07.09.2018 (резолютивная часть объявлена 06.09.2018) требования удовлетворены частично. С Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Березовская городская больница" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области взыскано 208 672 (двести восемь тысяч шестьсот семьдесят два) руб., использованных не по целевому назначению; 28 949 (двадцать восемь тысяч девятьсот сорок девять) руб. 29 коп. штрафа; 27 356 (двадцать семь тысяч триста пятьдесят шесть) руб. 90 коп. пени; 7 530 (семь тысяч пятьсот тридцать) руб. 14 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа во взыскании с учреждения денежных средств в размере 80820,86 рублей. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Фонда доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу частей 5, 6 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, Фонд обжалует решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании с учреждения денежных средств в размере 80820,86 рублей, в части удовлетворения требований, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины судебный акт не обжалован.
Поскольку ни одна из сторон не настаивает на пересмотре всего судебного акта в целом, решение суда проверяется лишь в отношении выводов, относящихся к отказу во взыскании с учреждения денежных средств в размере 80820,86 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 11.05.2017 по 09.06.2017 года на основании приказа Фонда N 140 от 03.05.2017 проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств ОМС в учреждении здравоохранения. Проверяемым периодом являлся период времени с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Результаты проверки оформлены Актом проверки целевого и эффективного (рационального) использования средств обязательного медицинского страхования от 09.06.2017.
По результатам проверки Фондом указано на нецелевое использование денежных средств в сумме 291 723,86 руб., Обществу предъявлено требование о восстановлении в десятидневный срок данной суммы на счете Фонда, а так же уплате штрафа в размере 10% от данной суммы.
Требования были удовлетворены учреждением здравоохранения частично на сумму 2 231 руб. (восстановление денежных средств на счете Фонда) и 223,10 руб. (штраф).
В оставшейся части медицинская организация с актом не согласилась, направив в адрес Фонда возражения (исх. N 780 от 15.06.2017).
04.08.2017 в адрес учреждения направлено требование об уплате денежных средств в оставшейся неуплаченной части, оставленное без удовлетворения.
В связи с этим Фонд обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с соответствующим заявлением.
Отказывая частично в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что денежные средства были фактически восстановлены в 2017 году путем включения сотрудников, оплата труда которых финансируется за счет средств ОМС. Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами суда на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона об ОМС в 2015 - 2016 годах медицинская организация находилась в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страховании (далее - ОМС) на территории Кемеровской области, осуществляла свою деятельность в сфере ОМС на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных со страховыми медицинскими организациями и, соответственно, обязана была использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную в рамках ОМС медицинскую помощь, в соответствии с программой ОМС, что предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона об ОМС и пунктом 5.10 "Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", форма которого утверждена Приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н.
Как установлено при проведении проверки и не оспаривается медицинской организацией, в проверяемый период медицинской организацией за счет средств ОМС проведены выплаты в сумме 80 820,86 руб., источником финансирования которых должны были являться средства бюджета, собственные средства медицинской организации.
Вместе с тем, данные денежные средства были фактически восстановлены в 2017 году путем включения сотрудников, оплата труда которых финансируется за счет средств ОМС, в перечень работников на выплату заработной платы из других источников, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (служебные записки, табели учета рабочего времени, информация о выплатах работникам) и не оспариваются Фондом.
Довод Фонда о том, что законодательно данный вид возврата денежных средств не предусмотрен, судом отклонен и получил надлежащую правовую оценку, при этом суд исходил из фактического восстановления медицинским учреждением на счете обязательного медицинского страхования использованных не по целевому назначению денежных средств и, в дальнейшем, их использование в соответствии с целевым назначением, в связи с чем удовлетворение требований в данной части повлечет получение Фондом спорных денежных средств в двойном размере.
Исправление выявленных ошибок в бухгалтерском учете предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н. Предусмотренный данными нормативными актами порядок исправления выявленных ошибок в бухгалтерском учете соблюден Больницей. Денежные средства в течение отчетного периода были восстановлены на счет обязательного медицинского страхования со счета по предпринимательской деятельности в той же сумме, что и ранее были списаны.
Фактическое восстановление учреждением на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, исключает возможность перечисления спорных средств заявителем в бюджет, поскольку означает не возврат их в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
Соответствующая позиция нашла свое отражение в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954, Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2016 N 306-КГ16-4659).
Несогласие Фонда с позицией суда основано на ином толковании норм права, поскольку пункт 9 статьи 39 Закона об ОМС не связывает ответственность медицинской организации за использование средств ОМС не по целевому назначению с тем, кем установлен данный факт и возмещены ли средства, использованные не по назначению. Ответственность медицинской организации наступает за сам факт использования средств ОМС не по целевому назначению.
В связи, с чем судом первой инстанции правомерно удовлетворены требование о взыскании с ответчика штрафа в размере 10% от спорной суммы, при этом отказано во взыскании 80820,86 руб. ввиду восстановления ее в 2017 году путем включения сотрудников, оплата труда которых финансируется за счет средств ОМС, в перечень работников на выплату заработной платы из других источников.
Суд апелляционной инстанции считает, что Фондом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6240/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6240/2018
Истец: Территориальный фонд обязательного фонда медицинского страхования Кемеровской области
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Березовская городская больница"