г. Санкт-Петербург |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А56-95844/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самарчук Ю. В.,
при участии:
от истца: Косиковский Б.М., по доверенности от 27.12.2017;
от ответчика: 1) Бородулин В. А., по доверенности от 18.04.2018; 2) Вавилова Ю. А., по доверенности от 25.10.2017;
от третьего лица: 2) Михалева Е. В., по доверенности от 27.12.2017;
от иных лиц: не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-27853/2018, 13АП-29506/2018) Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, Межрегиональной общественной организации "Ленинградское общество охотников и рыболовов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2018 по делу N А56- 95844/2018 (судья Сайфуллина А.Г.),
принятое по иску ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации к 1. Межрегиональной общественной организации "Ленинградское общество охотников и рыболовов"; 2. Комитету по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области о признании недействительным охотохозяйственного соглашения,
третьи лица: 1. Министерство обороны Российской Федерации; 2. Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России",
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрегиональной общественной организации "Ленинградское общество охотников и рыболовов" (далее - Общество), Комитету по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области (далее -Комитет) о признании недействительным охотхозяйственного соглашения от 20.8.2012 N 20 в части предоставления (включения в границы охотничьих угодий), входящих в границы земельного участка в кадастровым номером N 47:14:15:01-01:001:0005, N 47:14:01-17-001:0001, N 47:14:01-01-001:0009, N 47:14:14-04-001:0001, N 47:14:15-01-001:0001, N 47:14:14-14-001:0005, N 47:14:01-01-001:0011, применении последствий недействительности ничтожной сделки в части земель обороны, запрещении ответчику осуществление охотхозяйственной деятельности и использование земельного участка в входящего в состав охотничьих угодий в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 20.08.2012 N 20 до заключения договора, предоставляющего право использовать земельный участок в предусмотренном законном порядке, а также просило суд обязать ответчика снести незаконно возведенные объекты охотничьей инфраструктуры при их наличии, возведенных на земельном участке с кадастровыми номерами N 47:14:01-01-001:0005, N 47:14:01-17-001:0001, N 47:14:01-01-001:0009, N 47:14:14-04-001:0001, N 47:14:15-01-001:0001, N 47:14:14-14-001:0005, N 47:14:01-01-001:0011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2018 иск удовлетворен.
В апелляционных жалобах Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, Межрегиональная общественная организация "Ленинградское общество охотников и рыболовов" просят решение суда отменить, исковое заявление удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению подателей жалоб, истцом в материалы дело не представлено доказательств наличия на указанных участках каких- либо охотничьих инфраструктур.
Податели жалоб указывают, что оспариваемое соглашение заключено на основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
Учреждение и Министерство обороны Российской Федерации в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители подателей жалоб доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали.
Представители истца и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Министерство обороны Российской Федерации представило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своего представителя.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании части 3 статьи 71 Закона об охоте, долгосрочной лицензии от 06.09.2004 серии XX N 4566, договора от 01.11.2004 N 23 о предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на части территории Ломоносовского района Ленинградской области Общество (охотпользователь) и Комитет заключили охотхозяйственное соглашение от 20.08.2012 N 20. По условиям данного соглашения охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Комитет - предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья.
В разделе II названного соглашения указаны сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках в следующих муниципальных образованиях Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, муниципальное образование "Лебяжское городское поселение", "Копорское сельское поселение", "Пениковское сельское поселение", "Большеижорское городское поселение", "Лопухинское сельское поселение".
Пунктом 6.1 срок действия соглашения определен на сорок девять лет со дня подписания соглашения.
Учреждение, ссылаясь на то, что земельный участок с лесным массивом, предоставленный в пользование Обществу, расположен в границах Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, однако заключение охотхозяйственного соглашения и ведение охотхозяйственной деятельности не согласовывалось с Министерством, предоставление земельного участка для ведения охотхозяйственной деятельности препятствует использованию земельного участка по назначению и создает угрозу режиму секретности размещения военных объектов, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции сделал вывод об обоснованности заявленных требований, в связи с чем иск удовлетворил.
Апелляционная инстанция не согласна с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Как видно из оспариваемого соглашения от 20.08.2012 N 20, его предметом является ведение Обществом охотничьего хозяйства и предоставление Комитетом в целях обеспечения данной деятельности Обществу в аренду земельных и лесных участков в соответствии со статьей 25 Закона об охоте.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, регулируются Законом об охоте, вступившим в силу с 01.04.2010.
До указанного момента отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулировались Федеральным законом "О животном мире", положениями которого предусматривались выдача специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации долгосрочной лицензии пользователям животного мира и заключение с пользователем животного мира договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством (статьи 36, 37, 38, 40, 41 названного Федерального закона).
Статьей 71 Закона об охоте (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения от 30.06.2015 и с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П) установлены переходные положения, согласно которым по общему правилу право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий; такие юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Таким образом, соглашение от 20.08.2012 N 20, как видно из его преамбулы, было заключено с Обществом на основании части 3 статьи 71 Закона об охоте как с лицом, которому до вступления названного Закона в силу была выдана долгосрочная лицензия на пользование животным миром, и в соответствии с ранее заключенным договором от 01.11.2004 N 23 о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Необходимость получения согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, на заключение охотхозяйственного соглашения с лицом, право пользования животным миром, у которого возникло на основании ранее выданной долгосрочной лицензии, в отношении конкретных территорий положениями Закона об охоте не предусмотрена. Основанием возникновения у охотпользователя права аренды конкретными земельными участками или лесными участками охотхозяйственное соглашение не является.
Кроме того, апелляционный суд приходит к выводу, что истцом не подтверждено надлежащими относимыми и допустимыми доказательствами, что указанные в соглашении охотничьи угодья находятся в границах лесных участков или земельных участков, относящихся к землям обороны и к ведению Министерства.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом в материалы дело не представлено доказательств наличия на указанных участках каких- либо охотничьих инфраструктур.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2018 по делу N А56-95844/2018 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении иска ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Взыскать с ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Межрегиональной общественной организации "Ленинградское общество охотников и рыболовов" 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.