г. Москва |
|
10 января 2024 г. |
Дело N А40-145031/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2023 по делу N А40-145031/23,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) АО "Ингеоцентр"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Агатов А.А. по доверенности от 11.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Корнилова М.В. по доверенности от 14.06.2023; |
от третьих лиц: |
1. Агатов А.А. по доверенности от 29.11.2023; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 13.04.2023 N КУВД-001/2023-539708/9 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.12.2022 к договору аренды от 05.03.2004 N М-01-510820 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001043:12, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, вл. 9, стр. 1.
Решением суда от 06.10.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Департамента, Правительства г.Москвы поддержал решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, АО "Ингеоцентр", извещен надлежащим образом, явку не обеспечил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела между Департаментом и АО "Ингеоцентр" заключен договор аренды от 05.03.2004 N М-01-510820 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001043:12, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, вл. 9, стр. 1 предоставленный для целей осуществления строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию многофункциональных комплексов сроком до 04.05.2025.
Дополнительным соглашением от 19.12.2022 к договору аренды от 05.03.2004 N М-01-510820 сторонами внесены изменения в срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию в срок до 04.09.25, без изменения срока аренды, поскольку срок аренды продлен дополнительным соглашением от 26.04.2022( до 04.05.25).
Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением об осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.12.2022 к договору аренды от 05.03.2004 N М-01-510820 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001043:12, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, вл. 9, стр. 1.
Уведомлением от 13.01.2023 N КУВД-001/2023-539708/1 Управление сообщило о приостановлении государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды.
Письмом от 24.03.2023 N ДГИ-И-17354/23 Департаментом в Управление Росреестра направлены разъяснения об отсутствии причин, препятствующих проведению государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды.
Между тем, уведомлением Управления от 13.04.2023 N КУВД-001/2023-539708/9 сообщено об отказе в государственной регистрации вышеназванного дополнительного соглашения к договору аренды.
Заявитель посчитал оспариваемый отказ, нарушающим права и законные интересы Департамента, в связи с чем обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В силу п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
На основании ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок спорного договора аренды был продлен дополнительным соглашением от 26.04.2022 на три года до 04.05.2025. Указанное дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию 19.05.2022.
Следовательно, Управление обладало информацией о том, что договор аренды от 05.03.2004 N М-01-510820 является действующим.
В дополнительное соглашение от 19.12.2022 внесены изменения в особые условия договора аренды: в части обязательств арендатора по осуществлению строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию многофункциональных комплексов в срок до 04.09.2025.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент осуществляет свои полномочия, в т.ч. по внесению изменений в действующие договоры аренды земельных участков, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - ГЗК).
Так, согласно решению ГЗК от 04.08.2022 N 25 (пункт 18) и постановлением Правительства Москвы от 20.09.2022 N 2023-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 130-ПП" в указанный договор аренды внесены изменения в части обязательств арендатора по осуществлению строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию (второй этап реализации инвестиционного проекта) многофункциональных комплексов в срок до 04.09.2025.
Судом первой инстанции установлено, что дополнительным соглашением от 19.12.2022 к договору аренды от 05.03.2004 N М-01-510820 внесены изменения в срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию, без изменения срока аренды, поскольку срок аренды продлен дополнительным соглашением от 26.04.2022.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, срок аренды и срок строительства и ввода объекта в эксплуатации не противоречат друг другу, поскольку устанавливают и регулируют сроки в отношении различных друг от друга обязательств.
В силу п.п. 1, 3 и 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 1 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав и их прекращения осуществляется посредством внесения в ЕГРН соответствующей записи в сведениях о недвижимом имуществе, внесенных в реестр.
В силу ч. 3 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Департаментом в Управление были представлены все необходимые документы для проведения учетно-регистрационных мероприятий документы соответствуют требованиям законодательства, отражают информацию, необходимую для, при этом представленные документы соответствуют законодательству и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для проведения регистрационных действий, оснований для отказа в регистрации спорного дополнительного соглашения к договору аренды у Управления Росреестра по Москве не имелось.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.10.2023 по делу N А40-145031/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145031/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ИНГЕОЦЕНТР", ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ