г. Москва |
|
05 декабря 2018 г. |
Дело N А41-106692/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Бархатова В.Ю., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от истца Закрытого акционерного общества "Астра Лэнд" - Линк Е.В. представитель по доверенности от 13 ноября 2017 года,
от ответчиков Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства - представители не явились, извещены,
от третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2018 года по делу N А41-106692/17, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску Закрытого акционерного общества "Астра Лэнд" к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, исключении сведений о местоположении границ и установлении границ земельного участка, третьи лица - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Астра Лэнд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), в котором просило:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:98, адрес: Московская область, Дмитровский район, Дмитровское лесничество, Деденевское участковое лесничество, часть квартала 33 (далее - Участок лесного фонда), в части наложения площадью 5 568 кв. м на земельный участок, с кадастровым номером 50:041:0040216:95, площадью 21 311 кв.м, расположенный по адресу: Московская обл., Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, д.30;
- признать реестровой ошибкой наложение границ земельного участка с КН 50:04:0040216:98 на земельный участок кадастровым номером 50:04:0040216:95, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:04:0040216:98 допущенной при внесении сведений в ЕГРН о его местонахождении;
- установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95, общей площадью 21 311 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: Московская обл., Дмитровский район, пос. Икша, ул.Рабочая в координатах, указанных в иске.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2018 года исковые требования удовлетворены (л.д. 70-74 т. 3).
Не согласившись с указанным решением, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До судебного заседания от комитета поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с участием представителя в судебном заседании по другому судебному делу, рассмотрение которого было назначено на такую же дату.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В силу части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.
Указанная комитетом в обоснование уважительности неявки в судебное заседание причина не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку комитет, является юридическим лицом и не лишен возможности обеспечить явку в судебное заседание иных уполномоченных сотрудников организации.
При этом, апелляционный суд при рассмотрении соответствующего ходатайства учитывает, что в ходатайстве комитета не указано, какие пояснения или документы дополнительно хотел представить. Следовательно, у суда имеется возможность рассмотреть дело по представленным в материалы дела документам.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Астра Лэнд" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, площадь 21 311 кв.м., расположенным по адресу: Московская обл., Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 15 сентября 2017 года N 50/004/002/2017-7871.
При этом границы земельного участка не установлены, сведения о координатах характерных точек земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
С целью проведения межевания данного земельного участка общество обратилось к кадастровому инженеру в ООО "Меридиан", которым 28 мая 2017 года был подготовлен межевой план.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка о земельном участке от 11 ноября 2015 года N МО-15/ЗВ-2278552) граница земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, и накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:98.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ)
В силу статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу пунктов 8, 9, 10, 11 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Согласно статье 61 Федерального закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Согласно пункту 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно выписке из ЕГРН от 26 июля 2017 года N 99/2017/23776424 земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:98 относится к землям лесного фонда.
Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" ("Закон о лесной амнистии") определено, что земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 08 августа 2008 года: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
Поскольку участок предоставлен предшественнику Истца (ООО "Колпико") до 08 августа 2008 года, указанные нормы Закона о лесной амнистии подлежат применению в настоящем деле.
Согласно статье 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 7 статьи 62.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 01 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2009 года N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 АПК РФ право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2018 года по настоящему делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Единой службы судебных экспертиз "МСКЭксперт" Крыловой А.П., Вахитову М.А.
Суд первой инстанции, исследовав представленное экспертное заключение, пришел к выводу о том, что представленное экспертное заключение не содержит какого-либо мотивированного исследования документов о формировании земельных участков и их соотношении, в связи с чем определением от 06 июня 2018 года по настоящему делу назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Союза "Дмитровская муниципальная торгово-промышленная палата" эксперту Цыплашову О.С.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1. Определить, соответствуют ли границы и/или площадь земельного участка кадастровый номер 50:04:0040216:95 его правоустанавливающим/ правоудостоверяющим документам?
2. Соответствуют ли фактическая площадь земельного участка по адресу: Московская обл., Дмитровский район, пос. Икша, ул.Рабочая кадастровый номер: 50:04:0040216:95 площади в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права 50-АЕ N 750122 от 24.02.2014 г. запись N 50-50-62/013/2014-041.
3. Соответствуют ли границы, конфигурация и размеры спорного земельного участка 50:04:0040216:95 в соответствии схемой расположения, утвержденной постановлением Администрации Дмитровского района по Московской области от 16.07.1998 N 1206?
4. Определить, накладываются ли границы исследуемого земельного участка N 50:04:0040216:95 на границу смежного земельного участка кадастровый номер 50:04:0040216:98? Если да, указать площадь и определить характерные точки координат границ наложения. Расположены ли в границах наложения какие-либо объекты недвижимости, иные объекты.
5. При выявленных наложения, определить, каковы причины наложения границ земельных участков, (кадастровая (реестровая) или техническая ошибка, иное).
В материалы дела представлено заключение эксперта N 3/18 от 11 июля 2018 года из которого следует, что согласно которому в результате анализа сведений ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:4:030415:0102, 50:4:030415:0111, 50:4:030414:0114, 50:04:0040216:95, 50:04:0040216:94 экспертом установлено, что земельные участки 50:04:0040216:94 и 50:04:0040216:95 образованы из земельного участка 50:4:030415:0102, ранее выделенного Администрацией Дмитровского района Московской области.
Путем логического анализа и сопоставления данных экспертом определено, что если при выделении из исходного земельного участка образуется два участка, границы и/или площадь образованных земельных участков должны соответствовать границам и/или площади исходного земельного участка.
Таким образом, из земельного участка 50:4:030415:0102, ранее выделенного Администрацией Дмитровского района Московской области, были образованы земельные участки 50:04:0040216:94 и 50:04:0040216:95, что подтверждает соответствие их местоположения и, как следствие, соответствие правоустанавливающим или правоудостоверяющим документам.
Смежной границей с земельным участком 50:04:0040216:95 будет являться граница земельного участка 50:04:0040216:94. Граница земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95, частично огороженная бетонным забором (от точки 9 до точки 3), и смежная граница, при замыкании границ в местах отсутствия смежных границ и забора может образовать фигуру, фактическая площадь которой будет соответствовать фактической площади земельного участка по адресу: Московская обл., Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, кадастровый номер: 50:04:0040216:95, площади в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 50-АЕ N 750122 от 24 февраля 2014 года запись N 50-50-62/013/2014-041.
Смежной границей с земельным участком 50:04:0040216:95 будет являться граница земельного участка 50:04:0040216:94. Граница земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95, частично огороженная бетонным забором (отточки н1 до точки н11), и смежная граница, при замыкании границ в местах отсутствия смежных границ и забора может образовать фигуру, фактические границы, конфигурация и размеры которой будет соответствовать фактическим границам, конфигурации и размерам, указанным в схеме расположения, утвержденной постановлением Администрации Дмитровского района по Московской области от 16 июля 1998 года N 1206.
Координаты характерных поворотных точек границ земельного участка наложения (пересечения) изложены в таблицах 1 -2, отображены на рисунке 3.
Площадь наложения составляет 5 568 кв. м. В границах наложения расположены объекты недвижимости: бетонное ограждение (забор); здания (строения).
Обнаруженные пересечения границы уточняемого земельного участка 50:04:0040216:95 с границами земельных участков 50:04:0040216:98 и 50:04:00402:680 следует считать кадастровой ошибкой, поскольку граница земельного участка 50:04:0040216:95 не только закреплена забором, поставленным с момента образования выделенного земельного участка в 2002 году, но и ее конфигурация подтверждается постановлением администрации Дмитровского района Московской области от 16 июля 1998 года N 1206.
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержится ответ на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиком не представлены.
Таким образом, заключение экспертизы в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ обоснованно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами (статья 71 АПК РФ), в связи с чем суд принимает выводы, изложенные в заключении.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость и достоверность выводов экспертного союза "Дмитровская муниципальная торгово-промышленная палата" во взаимной связи с содержащимися в материалах дела доказательствами, принимая во внимание то, что право собственности ЗАО "Икша-Стройдеталь" (предыдущий собственник участка) на спорный земельный участок зарегистрировано 16 июля 1998 года, т.е. до 01 января 2016 года, то испрашиваемая обществом часть земельный участок не относится к категории земель лесного фонда и подлежит исключению из лесопаркового зеленого пояса, в связи с чем имеются основания для признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 50:04:0040216:98, в части наложения площади 5 568 кв.м. на земельный участок общества с кадастровым номером 50:041:0040216:95, признании реестровой ошибкой наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:98 на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:95, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:04:0040216:98 допущенной при внесении сведений в ЕГРН о его местонахождении, и установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95 согласно представленным экспертом координатам.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2018 года по делу N А41-106692/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-106692/2017
Истец: ЗАО "АСТРА ЛЭНД", Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: Комитет лесного хозяйства МО, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Дмитровский филиал ГКУ МО "Мособллес", ТУ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области, Федеральное агенство лесного хозяйство