г. Чита |
|
12 декабря 2018 г. |
Дело N А19-14601/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2018 года по делу N А19-14601/2018 по заявлению Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (ОГРН 1020300979720, ИНН 0323084505, адрес: 670000, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Пристанская, 4 Б) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН3808214087, адрес: 664025, Иркутская область, город Иркутск, улица Российская, 17) о признании незаконными требования пункта 2 предписания от 19.03.2018 N 09-38/4345 в части,
(суд первой инстанции: судья Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" - Барнакова М.П., представителя по доверенности N4/68/13-15710 от 15.08.2018,
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - не явился, извещен,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - Управление) с заявлением, уточнённым в порядке статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным пункта 2 предписания от 19.03.2018 N 09-38/4345 в части требования оформления договорных отношений в согласованном с собственником порядке на передачу в пользование следующих помещений:
- помещение мансардного этажа общей площадью 379, 5 кв. м., расположенное на первом этаже административного здания N 1 переданное Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия;
- помещение N 27 площадью 18, 1 кв. м, расположенное на втором этаже Главного корпуса N 1 переданное ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России;
- помещения N N 1, 19 общей площадью 28 кв. м., расположенные на втором этаже здания Корпус N 7, служба тыла УИН переданные ФКУ "Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний";
- помещение N 4 площадью 14, 5 кв. м., расположенное на втором этаже здания "Корпус для несовершеннолетних" переданные ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России;
- помещения N N 1.15, 1.19, 1.20, 1.21-1.23, 1.28, 1.29, 1.32-1.95 (на поэтажном плане 1 этаж); NN 2.19, 2.25, 2.26, 2.28, 2.29, 2.31-2.54, 2.56-2.63, 2.65-2.87 (на поэтажном плане 2 этаж) общей площадью 1 748, 6 кв. м., в здании "Следственный изолятор N 1 на 1140 мест (г. Улан-Удэ), реконструкция режимного корпуса с медицинской частью" переданные ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё не согласие, по мотивам, изложенным в жалобе.
Учреждение в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение вынесенное в соответствии с требованиями материального и процессуального права. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель учреждения в судебном заседании выразил не согласие с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя учреждения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1020300979720.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением N 280-р от 07.09.2017, комиссией Управления в период с 07.09.2017 по 26.09.2017 проведена комплексная плановая проверка порядка использования федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением.
В результате проверки комиссией, в том числе установлено нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" (далее - постановление Правительства РФ N 537), выразившееся в осуществлении учреждением действий по передаче в пользование без согласования с собственником и без оформления договорных отношений имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением.
Результаты комплексной плановой проверки зафиксированы в акте проверки от 29.09.2017 N 19-17, на основании которого Управлением 19.03.2018 вынесено предписание N 09-38/4345 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
В соответствии с пунктом 2 указанного предписания в срок до 01.07.2018 в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 537 учреждению предписано в установленном порядке обеспечить оформление договорных отношений в согласованном с собственником порядке на передачу в пользование помещений, закрепленных на праве оперативного управления за учреждением.
Учреждение, не согласившись с частью пунктов предписания, посчитав его требования не соответствующими закону и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования администрации удовлетворению не подлежат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 5.2 Положения установлено, что Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 5.8 Положения Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В силу пункта 5.10 Положения Росимущество проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
Согласно пункту 3.40 Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2011 N 598, по результатам проведения проверки в целях устранения выявленных нарушений структурное подразделение Росимущества, ответственное за проведение проверки, территориальный орган Росимущества готовит и направляет, в том числе предписание об устранении выявленных нарушений.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 07.09.2017 N 280-р в период с 07.09.2017 по 26.09.2017 проведена комплексная плановая проверка порядка использования федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением.
По результатам проверки в пределах предоставленных полномочий в целях устранения выявленных нарушений учреждению вынесено предписание от 19.03.2018 N 09-38/4345.
Согласно предписанию от 19.03.2018 N 09-38/4345 на учреждение возложена обязанность в срок до 01.07.2018 в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 537 в установленном порядке обеспечить оформление договорных отношений в согласованном с собственником порядке на передачу в пользование следующих помещений:
- помещения N N 1-14; 18-25 общей площадью 318, 5 кв. м., расположенные на первом этаже административного здания N 1 - ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России;
- помещения мансардного этажа общей площадью 379, 5 кв. м., расположенные на первом этаже административного здания N 1 - Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия;
- помещение N 26 площадью 29, 2 кв. м., расположенное на первом этаже Главного корпуса N 1 - Православному храму в честь иконы божией матери "Всех скорбящих радость" без согласования с собственником;
- помещение N 27 площадью 18, 1 кв. м., расположенное на втором этаже Главного корпуса N 1 - ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России;
- помещения N N 3-7 общей площадью 409, 2 кв. м., (зал, санузел, подсобное помещение, кабинет и гараж), расположенные в подвале здания "Корпус N 7 служба тыла УИН" - ФКУ "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия";
- помещения N N 1, 19, 39 общей площадью 37, 4 кв. м., расположенные на втором этаже здания "Корпус N 7, служба тыла УИН" - ФКУ "Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний";
- помещения N N 11-16, 24, 30-34 общей площадью 206, 7 кв. м., расположенные на втором этаже здания "Корпус N 7, служба тыла УИН" - ФКУ "База материальнотехнического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия";
- помещения N N 2, 25, 26, 27, 28, 29, 35, 36 общей площадью 132, 1 кв. м., расположенные на первом этаже, а также помещения второго этажа обще площадью 553, 3 кв. м. в здании "Корпус N 7, служба тыла УИН" - ФКУЗ МСЧ-ФСИН России;
- помещение N 4 площадью 14,5 кв. м,, расположенное на втором этаже здания "Корпус для несовершеннолетних" - ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России;
- помещения N N 1.15, 1.19, 1.20, 1.21-1.23, 1.28, 1.29, 1.32-1.95 (на поэтажном плане 1 этаж); помещения NN 2.19, 2.25, 2.26, 2.28, 2.29, 2.31-2.54, 2.56-2.63, 2.65-2.87 (на поэтажно плане 2 этаж) общей площадью 1 748, 6 кв. м. в здании "Следственный изолятор N 1 на 1140 мест (г. Улан-Удэ), реконструкция режимного корпуса с медицинской частью" - ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России.
Пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 4 статьи 298 ГК РФ предусмотрено, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Как следует из материалов дела, учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний.
За учреждением закреплены на праве оперативного управления, в том числе следующие объекты недвижимого имущества:
1. Административное здание N 1 (площадь 1 818, 4 кв. м.), по адресу: Россия, Бурятия республика, г. Улан-Удэ, ул. Пристанская, 4Б, кадастровый N 03:24:011201:172, запись о государственной регистрации права оперативного управления внесена в ЕГРП 03-03-01/297/2011-436 от 02.07.2012, реестровый номер объекта недвижимого имущества: П12040000111.
2. Главный корпус N 1 (площадь 3 417, 3 кв. м.), по адресу: Россия, Бурятия республика, г. Улан-Удэ, ул. Пристанская, 4Б, кадастровый N 03:24:011201:175, запись о государственной регистрации права оперативного управления внесена в ЕГРП 03-03-03- 03-01/131/2010-451 от 23.09.2010, реестровый номер объекта недвижимого имущества: П12040001607.
3. Корпус N 7, служба тыла УИН (площадь 1 638, 6 кв. м.), по адресу: Россия, Бурятия республика, г. Улан-Удэ, ул. Пристанская, 4Б, кадастровый N 03:24:011201:177, запись о государственной регистрации права оперативного управления внесена в ЕГРП 03-03-01/102/2006-346 от 08.11.2006, реестровый номер объекта недвижимого имущества: П12040001606.
4. Корпус несовершеннолетних (площадь 606, 6 кв. м.), по адресу: Россия, Бурятия республика, г. Улан-Удэ, ул. Пристанская, 4Б, кадастровый N 03:24:011201:185, запись о государственной регистрации права оперативного управления внесена в ЕГРП 03-03- 01/131/2010-404 от 18.06.2010, реестровый номер объекта недвижимого имущества: П12040001613.
5. Следственный изолятор N 1 на 1140 мест (г. Улан-Удэ), реконструкция режимного корпуса с медицинской частью (площадь 998, 3 кв. м.), по адресу: Россия, Бурятия республика, г. Улан-Удэ, ул. Пристанская, 4Б, кадастровый N 03:24:011201:183, запись о государственной регистрации права оперативного управления внесена в ЕГРП 03-03-01/034/2006-264 от 15.05.2006, реестровый номер объекта недвижимого имущества: П12040001761.
Судом первой инстанции установлено, что учреждение передало в безвозмездное пользование помещения, расположенные в переданных в оперативное управление зданиях, являющиеся предметом оспариваемого предписания, а именно:
- помещение мансардного этажа общей площадью 379, 5 кв. м., расположенное на первом этаже административного здания N 1 переданное Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия;
- помещение N 27 площадью 18, 1 кв. м, расположенное на втором этаже Главного корпуса N 1 переданное ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России;
- помещения N N 1, 19 общей площадью 28 кв. м., расположенные на втором этаже здания Корпус N 7, служба тыла УИН переданные ФКУ "Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний";
- помещение N 4 площадью 14, 5 кв. м., расположенное на втором этаже здания "Корпус для несовершеннолетних" переданные ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России;
- помещения N N 1.15, 1.19, 1.20, 1.21-1.23, 1.28, 1.29, 1.32-1.95 (на поэтажном плане 1 этаж); NN 2.19, 2.25, 2.26, 2.28, 2.29, 2.31-2.54, 2.56-2.63, 2.65-2.87 (на поэтажном плане 2 этаж) общей площадью 1 748, 6 кв. м., в здании "Следственный изолятор N 1 на 1140 мест (г. Улан-Удэ), реконструкция режимного корпуса с медицинской частью" переданные ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России.
В соответствии с пунктом 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Российской Федерации является представителем собственника федерального имущества и в пределах предоставленных полномочий определяет порядок управления федеральным имуществом, в том числе самостоятельно устанавливает порядок осуществления уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти функций полномочий собственника в отношении федерального имущества.
Согласно пункту 5.3 Положения N 432 Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
При этом в силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
В силу абзаца 11 подпункта 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний России.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 537 (вместе с "Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения", "Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения") Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, согласовывает распоряжение недвижимым имуществом федерального учреждения, в том числе передачу в безвозмездное пользование с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Взаимодействие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом осуществляется через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 4 Положения).
Следовательно, ФСИН России как учредитель учреждения принимая решение о передаче недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование обязано согласовать распоряжение недвижимым имуществом федерального учреждения с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ N 537, то есть лицом обязанным обеспечить процедуру согласования передачи спорного имущества в безвозмездное пользование является ФСИН России.
Материалами дела подтверждается, что учреждение указанные выше помещения передало по договорам безвозмездного пользования с согласия ФСИН России.
Так, помещение мансардного этажа общей площадью 379, 5 кв. м., расположенное на первом этаже административного здания N 1 передано УФСИН России по Республике Бурятия в безвозмездное пользование на основании договора N 10.12.2012 N 274, согласие ФСИН на передачу помещений от 15.09.2012 N 41-17470-07.
В настоящее время между учреждением и УФСИН России по Республике Бурятия заключен новый договор безвозмездного пользования от 09.10.2017 N 114/69, согласие ФСИН России от 12.07.2017 исх. N 04-45183.
Помещение N 27 площадью 18,1 кв. м., расположенное на втором этаже Главного корпуса N 1 передано ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России на основании договора безвозмездного пользования от 14.07.2014 N 41/60, имеется распоряжение ФСИН России от 19.02.2014 исх. N 16-6904.
Помещения N N 1, 19, общей площадью 28 кв. м., расположенные на втором этаже здания "Корпус N 7, служба тыла УИН" переданы ФКУ "Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" на основании договора безвозмездного пользования от 31.07.2017 N 52, согласие ФСИН России от 12.07.2017 N 04-45185.
Помещение N 4 площадью 14, 5 кв. м, расположенное на втором этаже здания "Корпус для несовершеннолетних" передано ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России на основании договора безвозмездного пользования от 14.07.2014 N 36/55, согласие ФСИН России от 19.02.2014 исх. N 16-6904.
Помещения N N 1.15, 1.19, 1.20, 1.21-1.23, 1.28, 1.29, 1.32-1.95 (на поэтажном плане 1 этаж); помещения NN 2.19, 2.25, 2.26, 2.28, 2.29, 2.31-2.54, 2.56-2.63, 2.65-2.87 (на поэтажном плане 2 этаж) общей площадью 1 748, 6 кв. м. в здании "Следственный изолятор N 1 на 1140 мест (г. Улан-Удэ), реконструкция режимного корпуса с медицинской частью" переданы ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России на основании договора безвозмездного пользования от 30.06.2017 N 44/87, имеется согласие ФСИН России от 31.05.2017 исх. N 04-34439.
Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций).
Предписание должно содержать указание на конкретные обязанности (действия), которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание в целях устранения выявленного нарушения. Предписание об устранении нарушений не может носить абстрактный характер, предписание должно быть исполнимым и содержать четкие и конкретные требования. Выполнение тех или иных действий не должно оставляться на усмотрение лица, получившего предписание, поскольку предписание является властно-распорядительным документом государственного органа, неисполнение которого влечет негативные юридические последствия в виде привлечения к административной ответственности.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего соответствующий государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
Учитывая то, что обязанность по соблюдению требований постановления Правительства РФ N 537 в части передачи в безвозмездное пользование имущества возлагается на ФСИН России, суд первой инстанции правомерно признал, что требования оспариваемых частей пункта 2 предписания незаконно возлагают на учреждение обязанность по устранению нарушения данного требования в отсутствие у учреждения соответствующих полномочий, в том числе по понуждению ФСИН России к исполнению требований постановления Правительства РФ N 537.
На основании изложенного, оценив с учётом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции верно считает, что пункт 2 оспариваемого предписания Управления в части требования оформления договорных отношений в согласованном с собственником порядке на передачу в пользование следующих помещений:
- помещение мансардного этажа общей площадью 379, 5 кв. м., расположенное на первом этаже административного здания N 1 переданное Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия;
- помещение N 27 площадью 18, 1 кв. м, расположенное на втором этаже Главного корпуса N 1 переданное ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России;
- помещения N N 1, 19 общей площадью 28 кв. м., расположенные на втором этаже здания Корпус N 7, служба тыла УИН переданные ФКУ "Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний";
- помещение N 4 площадью 14, 5 кв. м., расположенное на втором этаже здания "Корпус для несовершеннолетних" переданные ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России;
- помещения N N 1.15, 1.19, 1.20, 1.21-1.23, 1.28, 1.29, 1.32-1.95 (на поэтажном плане 1 этаж); NN 2.19, 2.25, 2.26, 2.28, 2.29, 2.31-2.54, 2.56-2.63, 2.65-2.87 (на поэтажном плане 2 этаж) общей площадью 1 748, 6 кв. м., в здании "Следственный изолятор N 1 на 1140 мест (г. Улан-Удэ), реконструкция режимного корпуса с медицинской частью" переданные ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России не соответствуют закону, а также нарушают права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2018 года по делу N А19-14601/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14601/2018
Истец: Федеральное казенное учреждение Йследственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия "
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае