г. Владивосток |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А51-2375/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, администрации Уссурийского городского округа
апелляционное производство N 05АП-5866/2018, 05АП-6040/2018,
на решение от 29.06.2018
судьи Л.М. Черняк
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Исток-М" (ИНН 2511033000, ОГРН 1022500863329)
к администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Новая транспортная компания "Исток-М" (ИНН 2520001974, ОГРН 1052502189728), общество с ограниченной ответственностью "Такси "Исток-М" (ИНН 2520003869, ОГРН 1072511001551), индивидуальный предприниматель Черныш Александр Николаевич (ИНН 251100711014, ОГРНИП 304251107000058), индивидуальный предприниматель Петренко Сергей Александрович (ИНН 251100780723, ОГРНИП 304251111100010)
о признании незаконным решения от 22.01.2018 N 15-01/26/0087 об отказе в выдаче новых карт маршрута регулярных перевозок и свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок,
об обязании включить в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории УГО, утвержденный постановлением администрации УГО от 08.04.2016 N 1021, в качестве перевозчика по спорным маршрутам и выдать заявителю карты на спорные маршруты и свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок,
при участии:
от УФАС по ПК: Самсонова В.М., по доверенности от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018, удостоверение;
от администрации Уссурийского городского округа: Лиховид Ю.С., по доверенности от 26.12.2017 сроком действия до 31.12.2018, удостоверение;
от ООО "Исток-М": Кукин В.Б., по доверенности от 25.07.2016 сроком действия по 11.05.2022 года, удостоверение адвоката; Томилина И.И., по доверенности от 07.12.2018 сроком действия на 1 год, удостоверение адвоката; директор Романов В.В., на основании выписки из ЕГРЮЛ, паспорт.
ООО "Новая транспортная компания "Исток-М", ИП Черныш А.Н., ИП Петренко С.А., ООО "Такси "Исток-М" не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Исток-М" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации Уссурийского городского округа (далее - ответчик, администрация) от 22.01.2018 N 15-01/26/0087 об отказе в выдаче новых карт маршрутов и свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок; об обязании включить в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории УГО, утвержденный постановлением администрации УГО от 08.04.2016 N 1021, в качестве перевозчика по спорным маршрутам и выдать заявителю карты на спорные маршруты и свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Решением суда от 29.06.2018, с учетом определения об исправлении опечатки от 30.11.2018, суд признал незаконным решение администрации Уссурийского городского округа от 22.01.2018 N 15-01/26/0087 об отказе в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Исток-М" новых карт маршрута регулярных перевозок и свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, по маршрутам: N 4 "Рынок - Доброполье (школа N 31"), N 4а "Рынок-Мелькомбинат", N 10б "Кожкомбинат - Ж/д вокзал", N 11а "5-й км - Гарнизон Барановский" (две карты на автобус соответствующий классу транспортного средства "малый"), N 15 "Ж/д вокзал - 5-й км", N 19а "Госпиталь -5-й км", N 30 "Францева - Ленинградская (школа N 24), N 102 "Ж/д вокзал -Гарнизон в с. Воздвиженка" (две карты: на автобус соответствующий классу транспортного средства "малый" - одна карта, классу транспортного средства "большой" - одна карта), N 108а "Рынок - Школа в с. Новоникольске", N 136 "Ж/д вокзал - Новоникольск", N 129- 140 "Ж/д вокзал - Корфовка", N 145 а "Рынок-Минеральный", всего 14 карт маршрута и 12 свидетельств; обязал администрацию Уссурийского городского округа включить в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа, утвержденный постановлением администрации Уссурийского городского округа от 08.04.2016 N 1021, общество с ограниченной ответственностью "ИстокМ" в качестве перевозчика по маршрутам и выдать заявителю 14 карт маршрута на 12 свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок на маршруты N 4 "Рынок - Доброполье (школа N 31"), N 4а "Рынок-Мелькомбинат", N 10б "Кожкомбинат - Ж/д вокзал", N 11а "5-й км - Гарнизон Барановский" (две карты на автобус соответствующий классу транспортного средства "малый"), N 15 "Ж/д вокзал - 5-й км", N 19а "Госпиталь - 5-й км", N 30 "Францева - Ленинградская (школа N 24), N 102 "Ж/д вокзал - Гарнизон в с. Воздвиженке" (две карты: на автобус соответствующий классу транспортного средства "малый" - одна карта, классу транспортного средства "большой" - одна карта), N 108а "Рынок - Школа в с. Новоникольске", N 136 "Ж/д вокзал - Новоникольск", N 129-140 "Ж/д вокзал - Корфовка", N 145а "Рынок-Минеральный".
Не согласившись с решением суда, Администрация Уссурийского городского округа обратилась в суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить в части удовлетворённых требований по маршрутам N 4, 4а, 10б, 11а, 15, 19а, 30, 108а, 136.
В доводах апелляционной жалобы указывает, что решение суда, обязывающее администрацию включить в реестр сведения об Обществе как о лице, осуществляющем пассажирские перевозки по спорным маршрутам и выдать карты маршрутов и свидетельства об осуществлении перевозок по указанным маршрутам на безальтернативной основе без проведения конкурса, негативно влияет на конкуренцию, ограничивая возможность доступа неопределенного круга хозяйствующих субъектов на товарный рынок пассажирских перевозок в границах Уссурийского городского округа.
После 01.11.2016допуск хозяйствующих субъектов к осуществлению пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Исходя из ст. 39 Закона N 220-ФЗ в совокупном применении, обязательным условием для включения администрацией сведений о лице, осуществляющем пассажирские перевозки, в реестр муниципальных маршрутов, предусмотренный ст. 26 настоящего Федерального закона и для выдачи этому лицу карт маршрутов и свидетельств, является осуществление пассажирских перевозок в соответствии с договором, действующим после 13.07.2015 (то есть после официального опубликования Закона N 220-ФЗ). Необходимым условием для выдачи карт маршрутов и свидетельств является наличие действующего договора. По смыслу положений ст. 39 Закона N 220-ФЗ, карты маршрутов и свидетельств выдаются взамен действующих договоров.
Как установлено судебными актами по делу N А51-245613/2017 с момента заключения дополнительного соглашения (с 19.12.2014) между сторонами в соответствии со ст. 432 ГК РФ возникли новые правоотношения, то есть фактически начал действовать новый договор на оказание услуг по выполнению пассажирских перевозок, так как дополнительным соглашением были изменены все условия, в том числе существенные первоначального договора N 9/2006, что подтверждается преамбулой дополнительного соглашения.
В п. 6.2 договора N 9/2006 предусматривалось ежегодное продление с 25 декабря текущего года, с 29.12.10 договор является недействительным, в силу его ничтожности, так как с 07.05.2010 вступил в действие Закон Приморского края от 02.08.2005 N 278-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае", пунктом 3 части 2 статьи 8 которого предусмотрено, что по истечении срока действия договора должен проводиться конкурс.
Поэтому договор после 25.12.2011 в силу ничтожности пункта 6.2 мог быть продлен (заключен) на новый срок только конкурентным способом - по результатам конкурса.
Признание дополнительного соглашения недействительным подтверждает осуществление ООО "Исток-М" пассажирских перевозок по спорным маршрутам после 19.12.2014 без законных оснований, так как в соответствии п.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
После 13.07.2015 действующим являлся только договор от 16.03.2015 N 01/2015, заключенный администрацией с ООО "Исток-М" по результатам конкурса и предоставляющий право на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам N 102 "г. Уссурийск-с.Воздвиженка", N 145а "г. Уссурийск - п. Минеральный" и N 129-140 "г. Уссурийск-с. Николольвовское"-с.Корфовка".
Администрацией были включены сведения об Обществе в реестр, выданы 01.01.2018 карта маршрута серия 05 N 014337 и свидетельство серия 05 N 001128, предоставляющие Обществу право на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 102 "Ж/д вокзал-с. Воздвиженка".
Управление федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - лицо, не участвующее в деле, также обратилось с апелляционной жалобой, просит признать право на подачу апелляционной жалобы, поскольку антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд в защиту конкуренции, в частности в защиту права неопределенного круга хозяйствующих субъектов на получение возможности доступа на соответствующий товарный рынок конкурентным способом, которое было ограничено незаконными действиями органов власти.
В доводах апелляционной жалобы указывает, что оспариваемым решением суд обязал администрацию включать в реестр сведения об Обществе как о лице, осуществляющем пассажирские перевозки по спорным маршрутам и выдать карты маршрутов и свидетельств об осуществлении перевозок по указанным маршрутам на безальтернативной основе, без проведения конкурса, что негативно влияет на конкуренцию, ограничивает возможность доступа неопределенного круга хозяйствующих субъектов на товарный рынок пассажирских перевозок в границах Уссурийского городского округа.
Считает, что решением суда нарушены публичные интересы, так как ограничена конкуренция путём необоснованного предоставления преимущества одному хозяйствующему субъекту ООО "Исток-М" в осуществлении пассажирских перевозок по указанным маршрутам и ограничения возможности получить доступ неопределенному кругу лиц хозяйствующих субъектов к осуществлению пассажирских перевозок по этим маршрутам конкурентным способом.
Настаивает на том, что решение суда по настоящему делу затрагивает (нарушает) интересы УФАС Приморского края, направленные на прекращение нарушения администрацией антимонопольного законодательства в сфере пассажирских перевозок и восстановление конкурентной среды на товарном рынке пассажирских перевозок в границах Уссурийского городского округа, создает препятствие к осуществлению полномочий, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Также выражает несогласие с решением суда в части удовлетворённых требований по маршрутам N 4, 4а, 10б, 11а, 15, 19а, 30, 108а, 136.
Признание дополнительного соглашения недействительным подтверждает осуществление Обществом пассажирских перевозок по спорным маршрутам после 19.12.2014 без законных оснований.
Указывает, что после 13.07.2015 действующим являлся только договор от 16.03.2015 N 01/2015, заключенный администрацией с ООО "Исток-М" по результатам конкурса и предоставляющий право на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам N 102 "г. Уссурийск-с.Воздвиженка", N 145а "г. Уссурийск - п. Минеральный" и N 129-140 "г. Уссурийск-с. Николольвовское"-с.Корфовка".
Администрацией были включены сведения об Обществе в реестр, выданы 01.01.2018 карта маршрута серия 05 N 014337 и свидетельство серия 05 N 001128, предоставляющие Обществу право на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 102 "Ж/д вокзал-с. Воздвиженка".
В отзыве на апелляционную жало администрации ООО "Исток-М" решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Приводит доводы о том, что администрация, в соответствии с положениями ст. 39 Закона N 220-ФЗ выдала заявителю карты маршрутов на все спорные маршруты, по которым заявитель с 2005 года и до истечения срока действия выданных карт (до 31.12.2017) осуществляло деятельность по перевозке пассажиров и багажа в соответствии с заключенными с администрацией договорами, действующими на момент вступления в силу Закона N 220-ФЗ.
В отзыве на апелляционные жалобы третье лицо - Черныш А.Н. считает их обоснованными, решение суда подлежащим отмене.
Учитывая, что судебный акт обжалуется ответчиком по делу в части, возражений от сторон не поступило, судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (в части маршрутов N 4 "Рынок - Доброполье (школа N 31"), N 4а "Рынок-Мелькомбинат", N 10б "Кожкомбинат - Ж/д вокзал", N 11а "5-й км - Гарнизон Барановский" (две карты на автобус соответствующий классу транспортного средства "малый"), N 15 "Ж/д вокзал - 5-й км", N 19а "Госпиталь -5-й км", N 30 "Францева - Ленинградская (школа N 24), N 108а "Рынок - Школа в с. Новоникольске", N 136 "Ж/д вокзал - Новоникольск").
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270, 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим отмене, а производство по апелляционной жалобе УФАС Приморского края подлежащим прекращению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции не вступившее в законную силу.
В соответствии с правовой позицией Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 36), в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя.
После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для возникновения у лица, не участвовавшего в деле, права на обжалование судебного акта является то, что последний должен быть принят в отношении его прав и обязанностей. При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.
Как усматривается из материалов дела, УФАС Приморского края не является лицом, участвующим в настоящем деле. В мотивировочной и резолютивной частях решения по настоящему делу отсутствуют выводы Арбитражного суда Приморского края о правах и обязанностях Управления.
Доводы УФАС Приморского края в обоснование его права на подачу апелляционной жалобы, обоснованные нарушением администрацией антимонопольного законодательства в сфере пассажирских перевозок, не свидетельствуют о том, что судебным актом по настоящему делу затронуты его права и законные интересы, принимая во внимание право Управления на самостоятельное обращение в суд в целях недопущения ограничения конкуренции.
При этом сам по себе факт заинтересованности указанного лица в исходе дела не свидетельствует о том, что решением суда непосредственно затрагиваются его права и обязанности, создаются препятствия в реализации его субъективных прав или надлежащем исполнении обязанностей по отношению к какой-либо стороне спора.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судебный акт по настоящему делу не затрагивает права и законные интересы УФАС по Приморскому краю.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 36, если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению.
Принимая во внимание изложенное, производство по апелляционной жалобе УФАС по Приморскому краю подлежит прекращению.
Оценив доводы апелляционной жалобы администрации Уссурийского городского округа относительно несогласия с обжалуемым в части решением суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 24.12.2005 Администрацией Уссурийского городского округа, как заказчиком, и ООО "Исток-М", как исполнителем, был заключен договор N 9/2006 на оказание услуг по выполнению пассажирских перевозок, согласно которому заказчик передал, а исполнитель принял на себя исполнение маршрутных пассажирских перевозок, и обязался в период с 01.01.2006 по 31.12.2008 обслуживать население на территории Уссурийского городского округа на маршрутах, указанных в приложении 1 к договору, в соответствии с паспортами и маршрутными расписаниями.
Согласно п. 6.1 договора N 9/2006 срок действия договора установлен с 01.01.2006 по 31.12.2008. Договор на основании п. 6.2 договора пролонгируется ежегодно до 25 декабря текущего года. 19.12.2014 Администрацией Уссурийского городского округа, как заказчиком, и ООО "Исток-М", как перевозчиком, было заключено дополнительное соглашение к договору N 09/2006, в соответствии с которым заказчик поручает, а перевозчик обязуется выполнять в границах Уссурийского городского округа перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) по тарифам, установленным в соответствии с законодательством по утвержденному заказчиком расписанию и маршрутам регулярных перевозок, указанным в приложении N 1 к соглашению.
В силу п. 2.3.2 дополнительного соглашения перевозчик вправе по соглашению с заказчиком передавать право на осуществление перевозок третьим лицам, имеющим действующую лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с требованием законодательства.
Согласно п. 7.1 спорного соглашения соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение 3 лет. Срок окончания действия соглашения - 31.12.2017 (п. 7.2 спорного соглашения).
В приложении N 1 к спорному соглашению утвержден перечень городских маршрутов, выполняемых перевозчиком: N 1/а "Тургенева - вокзал- рынок - 5 км" (1 график); N 4 "Рынок - Междуречье - мелькомбинат - Загородное" (1 график); N 8/а "5 км - рынок - п. Восход - дом-интернат" (1 график); N 10/6 "Штаб армии - Кожкомбинат - рынок - Междуречье -Блюхера - ж/д вокзал - Междуречье - рынок" (1 график); N 11/а "Барановский - рынок - 5 км" (2 графика); N 15 "ж/д вокзал - рынок - Краснознаменная - 5 км" (1 график); N 16 "5 км - рынок - кладбище" (1 график); N 19/а "Госпиталь - Карбышева - Агеева - Ленинградская - Комарова - Некрасова - 5 км" (1 график); N 22 "Сахпоселок - рынок - Вокзал - Садовая - кладбище" (2 графика); N 30 "Рынок - Междуречье - рынок - Некрасова - Комарова - Ленинградская" (1 график); N 34 "Профилакторий-кладбище" (1 график); N 35 "Ж/вокзал - рынок - 5 км - Междуречье - ж/вокзал" (2 графика); N 35а "Ж/д вокзал - Междуречье - рынок - 5 км - ж/д вокзал" (2 графика); N 4а "Рынок - Междуречье - мелькомбинат" (1 график); N 11а "Рынок - 5 км - гарнизон Барановский" (2 графика, автобусы малой вместимости). На основании приложения N 2 к спорному соглашению перевозчик выполняет перевозки по следующим пригородным маршрутам: N 102 "Рынок - с.Воздвиженка" (1 график); N 103 "Рынок - г. Воздвиженский" (1 график); N 136 " Ж/д вокзал - с. Новоникольск - 5 км" (1 график); N 137 "Ж/д вокзал - рынок - с. Новоникольск" (2 графика); N 108/а "Рынок - с.Новоникольск" (2 графика); N 102/2 "Рынок - с. Возвиженка" (1 график).
ООО "Исток-М" по договору от 19.12.2014 передало право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по договору N 09/2006 от 24.12.2005 ООО "Такси "Исток-М" по 10 следующим маршрутам: N 4 "Рынок - Междуречье - мелькомбинат - Загородное" (1 график); N 4а "Рынок - Междуречье - мелькомбинат" (1 график); N 10/6 "Штаб армии - Кожкомбинат - рынок - Междуречье - Блюхера - ж/д вокзал - Междуречье - рынок" (1 график); N 11а "Рынок - 5 км - гарнизон Барановский" (2 графика, автобусы малой вместимости); N 15 "ж/д вокзал - рынок - Краснознаменная - 5 км" (1 график); N 19/а "Госпиталь - Карбышева - Агеева - Ленинградская - Комарова - Некрасова - 5 км" (1 график); N 30 "Рынок - Междуречье - рынок - Некрасова - Комарова - Ленинградская" (1 график); N 136 "Ж/д вокзал - с. Новоникольск- 5 км" (1 график); N 108/а "Рынок - с.Новоникольск" (1 график); N 102/2 "Рынок - с. Возвиженка" (1 график). Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 31.01.2018 по делу N А51-24513/2017.
В рамках исполнения положений вступившего в законную силу Закона N 220-ФЗ ООО "Исток-М" в администрацию УГО были представлены сведения по маршрутам регулярных перевозок. По результату проведенной проверки сведений уполномоченным лицом было принято решение о включении сведений о перевозчике ООО "Исток-М" в реестр муниципальных маршрутов, который был утвержден постановлением администрации УГО от 08.04.2016 N 1021 и размещен на официальном сайте администрации УГО.
Перевозчику ООО "Исток-М" 08.04.2016 были выданы карты маршрута на соответствующие маршруты на срок до 31.12.2017, на который ему предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенным с ним договором от 24.12.2005 N 9/2006.
На основании письма ООО "Исток-М" и приложений к нему 20.10.2106 N 80 администрация УГО постановлением 13.12.2016 N 3871 "О внесении изменений в постановление администрации УГО от 08.04.2016 N 1021 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории УГО" внесла изменения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории УГО на основании заключенных между ООО "Исток-М", ООО "НТК "Исток-М" и ООО "Такси "Исток-М" договоров на передачу права на осуществление деятельности по перевозке автомобильным транспортом от 06.10.2016.
Об изменениях в реестре муниципальных маршрутов, администрацией УГО в адрес ООО "Исток-М" направлено письмо от 19.12.2016 N 15-01/26/3322 о необходимости возврата ранее выданных карт маршрутов регулярных перевозок; 19.12.2016 N 15-01/26/3323 и N 15-01/26/3324 в адреса ООО "Такси "Исток-М" и ООО "НТК "ИстокМ" соответственно направлены письма о необходимости получения карт маршрутов 02.08.2017 N 15-01/26/2264 в адрес ООО "Исток-М", ООО "Такси "Исток-М", ООО "НТК "Исток-М" были повторно направлены письма о необходимости возврата и получения карт маршрута.
Администрацией в адрес "Исток-М", ООО "Такси "Исток-М", ООО "НТК "Исток-М" 21.08.2017 N 15-01/26/2422 направлялось извещение о необходимости обратиться в адрес администрации УГО с заявлением о прекращении действия карт маршрутов и об исключении указанных перевозчиков из реестра.
В связи с истечением срока действия выданных карт маршрута заявитель 24.11.2017 обратился в администрацию УГО с заявлением о выдаче новых карт маршрута и свидетельств об осуществлении регулярных перевозок.
Не получив ответа, 29.12.2017 заявитель повторно обратился с аналогичным заявлением в администрацию. 31.12.2017 администрацией УГО были выданы заявителю карты маршрута и свидетельства только на маршруты N 1а "МРЭО ГАИ - 5-й км", N 8а "Рынок - Реабилитационный центр", N 16 "5-й км - Кладбище", N 22 "Сахпоселок - Кладбище", N 34 "Сахпоселок - Кладбище", N 35 "Ж/д вокзал - 5-й км", N 35а "Ж/д вокзал - 5-й км", N 103 "Ж/Д вокзал - Гарнизон Воздвиженский", N 137 "Ж/д вокзал - Новоникольск".
На основании решения от 22.01.2018 N 15-01/26/0085 начальника управления жизнеобеспечения администрации УГО заявителю было отказано в выдаче карт и свидетельств по остальным маршрутам, на том основании что ООО "Исток-М" не включено в реестр в качестве перевозчика по этим маршрутам.
Заявитель 10.01.2018 повторно обратился в администрацию УГО с заявлением (N 58 от 09.01.2018) о выдаче карт маршрута и свидетельств на оставшуюся часть маршрутов, указав, что договор на передачу права на осуществление деятельности по перевозке пассажиров от 19.12.2017, заключенный между ООО "Исток-М" и ООО "Такси "Исток-М" окончил свое действие, а договор от 16.03.2015, заключенный между ООО "ИстокМ" и ООО "НТК "Исток-М" расторгнут.
Просило исключить из реестра данных перевозчиков, включить ООО "Исток-М" в реестр в качестве перевозчика по приведенным маршрутам, поскольку после прекращения действия договоров на передачу права на осуществление деятельности по перевозке пассажиров от 19.12.2014 и 16.03.2015, ООО "Исток-М" право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров не утратило.
Решением администрации УГО от 22.01.2018 N 15-01/26/0087 в выдаче карт маршрута и свидетельств на осуществление регулярных перевозок было отказано по тем же основаниям.
Указано, что начата процедура исключения ООО "Такси "Исток-М" и ООО "НТК "Исток-М" из реестра, а право на получение свидетельств и карт маршрута будет выставлено на открытый конкурс.
При этом, администрация УГО выдала карты маршрутов на спорные маршруты третьим лицам: индивидуальным предпринимателям Чернышу А.Н., Петренко С.А.
Полагая спорное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Как установлено пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", к вопросу местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 названного Закона под муниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах поселения, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района (пункт 7), а под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18).
Из пунктов 19, 20 названной нормы права следует, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок; а карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 220-ФЗ наряду с указанными в статье 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
Данная норма права корреспондирует с положениями, закрепленными в пункте 4 статьи 7 (1) Закона Приморского края от 02.08.2015 N 278-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае" (далее - Закон N 278-КЗ).
Карта муниципального (межмуниципального, смежного) маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 19 указанного Закона, вступившей в действие с 11.01.2016, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации (часть 3 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Частью 1 статьи 23 этого же Закона N 220-ФЗ, вступившей в действие также с 11.01.2016, предусмотрено, что к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае; наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок; непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса; отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
В соответствии с переходными положениями части 1 статьи 39 этого же Закона в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченные органы, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 4 указанной статьи уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Таким образом, из совокупного анализа данных норм права следует, что обязательным условием для включения сведений о лице, осуществляющем пассажирские перевозки, в реестр муниципальных маршрутов, предусмотренный статьей 26 Закона N 220-ФЗ, и, соответственно, для выдачи такому лицу карт маршрутов и свидетельств является осуществление пассажирских перевозок в соответствии с договором, действующим после официального опубликования данного Закона, то есть после 14.07.2015.
Как следует из материалов дела, 24.12.2005 между администрацией Уссурийского городского округа и ООО "Исток-М" был заключен договор N 9/2006 на оказание услуг по выполнению пассажирских перевозок между автотранспортным предприятием и администрацией Уссурийского городского округа.
Приложением к пункту 1.1 договора предусмотрено, что заказчик передает, а исполнитель принимает на себя выполнение маршрутных пассажирских перевозок и обязуется обслуживать население на территории городского округа на маршрутах, указанных в приложении 1 к настоящему договору: N 1А "ул. Тургенева - 5 км", N 4 "Рынок-междуречье-Мелькомбинат", N 8с "5 км-Вросход", N 11а "5 км-гарн.Барановский", N 15 "Ж/Д вокзал - 5 км", N 22а "Сахпоселок-кладбище", N 35 "Ж\д вокзал - Междуречье", N 35А "Ж/д вокзал - Междуречье - 5 км", N 101А "Ж/д вокзал - Михайловка", N 102 "Рынок-Воздвиженка", N 103, 104 "Ж\д вокзал - с. Васильевка", N 108 "Ж/д вокзал - с. Новоникольск", N 109 "Ж\Д вокзал - Новошахтинск", N 127 "Ж/Д вокзал - с. Ленинское", N 115-130 "Автовокзал - с. Отрадное", N 136 "Ж/д вокзал - с. Ленинское", N 115-130 "Автовокзал - с. Отрадное", N 136 "Ж/Д вокзал - с. Новоникольск", N 137 "Ж/Д вокзал-рынок - Новоникольск" и N 121.
19.12.2014 между администрацией и ООО "Исток-М" было заключено дополнительное соглашение к договору N 9/2006, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что заказчик поручает, а перевозчик обязуется выполнять в границах Уссурийского городского округа перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством РФ, по утвержденному заказчиком расписанию и маршрутам регулярных перевозок, указанным в Приложении N 1 к настоящему соглашению.
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению администрация передала ООО "Исток-М" право на осуществление пассажирских перевозок по следующим городским маршрутам: N 1а "Тцргенва-вокзал-рынок-5 км (1 график); N 4 "Рынок-Междуречье-мелькомбинат-Заогордное" (1 график); N 8/а "5 км-рынок-п. Восход-дом-интернат" (1 график); 10/б "Штаб армии-кожкомбинат-рынок-Междуречье-Блюхера-ж/д вокзал-Междуречье-рынок" (1 график); 11/а "Барановский-рынок-5 км" (2 графика); N 15 "ж/д вокзал-рынок-Краснознаменная-5 км" (1 график); N 16 "5 км-рынок-кладбище" (1 график); N 19/а "Госпиталь-Карбышева-Агеева-Ленинградская-Комарова-Некрасова-5 км" (1 график); N 22 "Сахпоселок-рынок-Вокзал-Садовая-кладбище" (2 графика); N 30 "Рынок-Междуречье-рынок-Некрасова-Комарова-Ленинградская"(1 график); N 34 "Профилакторий-кладбище" (1 график)N N 35 "Ж/вокзал-рынок-5 км-Междуречье-ж/вокзал" (2 графика); N 35а "Ж/д вокзал-Междуречье-рынок-5 км-ж/д вокзал" (2 графика); N 4а "Рынок-Междуречье-мелькомбинат" (1 график); N 11в "Рынок-5 км-гарнизон Барановский" (2 графика, автобус малой вместимости).
Согласно приложению N 2 к дополнительному соглашению администрация передала ООО "Исток-М" право на осуществление пассажирских перевозок по следующим пригородным маршрутам: N 102 "Рынок-Воздвиженка", N 103 "Рынок-Воздвиженка", N 136 "Ж/Д вокзал - с. Новоникольск - 5 км, N 137 вокзал-рынок -с. Новоникольск, N 108а "Рынок-с. Новоникольск, N 102/2 "Рынок-с. Воздвиженка".
Между тем, дополнительное соглашение от 19.12.2014 к договору от 24.12.2005 N 9/2006 решением Арбитражного суда Приморского края от 31.01.2018 по делу NА51-24513/2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда, было признано недействительным по основанию несоответствия его Закону N278-КЗ и Положению о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания между поселениями в границах Михайловского муниципального района, утвержденному решением Думы Михайловского муниципального района от 24.12.2012 N375 (далее - Положение N375).
При этом судебными актами по указанному делу было установлено, что оспариваемое дополнительное соглашение было заключено между администрацией и обществом в период действия правовых норм, в силу которых договор на пассажирские перевозки мог быть заключен только по результатам конкурса.
Как установлено судебными актами по указанному делу, с момента заключения дополнительного соглашения между сторонами в соответствии со ст. 432 ГК РФ возникли новые правоотношения, то есть фактически начал действовать новый договор на оказание услуг по выполнению пассажирских перевозок, так как дополнительным соглашением были изменены существенные условия.
Кроме того, пункт 6.2 договора N 9/2006, которым предусматривалось ежегодное продление с 25 декабря текущего года, с 29.12.10, является недействительным в силу его ничтожности, так как с 07.05.10 вступил в действие Закон N 278-КЗ, пунктом 3 части 2 статьи 8 которого предусмотрено, что по истечении срока действия договора должен проводиться конкурс.
Помимо этого, Положением, утвержденным постановлением администрации N 1843-НПА, предусмотрено, что основанием для принятия решения о проведении открытого конкурса является истечение срока договора, заключенного с перевозчиком на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по одному или нескольким муниципальным маршрутам на территории Уссурийского городского округа.
Поэтому договор после 25.12.2011 в силу ничтожности пункта 6.2 мог быть продлён (заключен) на новый срок только конкурентным способом - по результатам конкурса.
Признание дополнительного соглашения недействительным подтверждает осуществление ООО "Исток-М" пассажирских перевозок по спорным маршрутам N N 4, 4а, 10б, 11а, 15, 19а, 30, 108а, 136 после 19.12.2014 без законных оснований.
В этой связи, в отсутствие действующего договора на перевозку, заключенного по результатам проведения конкурентных процедур (конкурса), у администрации отсутствовали правовые основания для выдачи карт спорных маршрутов и свидетельств.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого решения незаконным, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю на решение арбитражного суда Приморского края от 29.06.2018 по делу N А51-2375/2018 прекратить.
Решение Арбитражного суда от 29.06.2018 по делу N А51-2375/2018 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным решения администрации Уссурийского городского округа от 22.01.2018 N 15-01/26/0087 об отказе в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Сток-М" новых карт маршрута регулярных перевозок и свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 4 "Рынок - Доброполье (школа N 31"), N 4а "Рынок-Мелькомбинат", N 10б "Кожкомбинат - Ж/д вокзал", N11а "5-й км - Гарнизон Барановский" (две карты на автобус соответствующий классу транспортного средства "малый"), N 15 "Ж/д вокзал - 5-й км", N 19а "Госпиталь -5-й км", N 30 "Францева - Ленинградская (школа N 24), N 108а "Рынок - Школа в с. Новоникольске", N 136 "Ж/д вокзал - Новоникольск", отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.