г. Москва |
|
17 декабря 2018 г. |
Дело N А40-51754/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Лента"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2018 по делу N А40-51754/18, принятое судьей Н.А. Нариманидзе,
по заявлению ООО "Лента"
к Правительству Москвы
третье лицо: ООО "Бутово Молл"
об оспаривании бездействия,
при участии:
от заявителя: Горбунов М.И. по дов. от 18.05.2018;
от ответчика: Федотов П.С. по дов. от 04.06.2018;
от третьего лица: Прокофьев Я.В. по дов. от 17.05.2018;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лента" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Правительству Москвы о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечёрский пр-д, д. 51, в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700- ПП, а также в не определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2018 год в виде отдельного нормативного правого акта, а также об обязании Правительства Москвы в тридцатидневный срок с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу включить в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, нежилое здание с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенное по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечёрский пр-д, д. 51, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по городу Москве и разместить его на официальном сайте правительства Москвы или на официальном сайте города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Лента" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Общество считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда о том, что здание, в котором расположены принадлежащие Обществу помещения, не соответствовало критериям для включения в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2017. Полагает также ошибочным вывод суда о том, что независимо от причины не выявления объекта, подлежащего включению в Перечень, он подлежит включению в Перечень только на очередной налоговый период. Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о пропуске срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением. Считает также, что судом оставлены без внимания доводы о незаконности утверждения Перечня на 2018год не в виде отдельного нормативного акта.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Правительство Москвы считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третье лицо поддерживает позицию заявителя, считает судебный акт незаконным и подлежащим отмене.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2018 подлежит отмене, исходя из следующего.
Из обстоятельств дела следует, что ООО "Лента" является собственником недвижимого имущества расположенного по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечёрский пр-д, д. 51, а именно:
- нежилое помещение, площадью 13 309 кв. м, кадастровый номер 77:17:0130405:2218 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2218- 77/017/2017-5);
- нежилое помещение, площадью 19,8 кв. м, кадастровый номер 77:17:0130405:2214 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2214-77/017/2017-5);
- нежилое помещение, площадью 11,5 кв. м, кадастровый номер 77:17:0130405:2212 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2212-77/017/2017-5);
- нежилое помещение, площадью 6,5 кв. м, кадастровый номер 77:17:0130405:2215 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2215-77/017/2017-5);
- нежилое помещение, площадью 5,2 кв. м, кадастровый номер 77:17:0130405:2217 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2217- 77/017/2017-5).
Кроме того, заявителю по вышеуказанному адресу на праве долевой собственности принадлежит нежилое помещение, площадью 58 792,9 кв. м, кадастровый номер 77:17:0130405:2216 (запись регистрации права от 25.07.2017 N 77:17:0130405:2216- 77/2017-5).
Доля заявителя в праве собственности составляет 13352/152655; оставшаяся доля принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Бутово Молл".
Помещения являются частью нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, Чечёрский пр-д, д.51, введенного в эксплуатацию 02.11.2016 на основании выданного Мосгосстройнадзором разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 77-231000-007550- 2016.
Указанное выше здание 20.12.2016 было поставлено на кадастровый учет с определением его кадастровой стоимости как объекта недвижимости.
Здание расположено на земельном участке площадью 70 946 кв. м, с кадастровым номером 77:17:0130405:1, имеющем вид разрешенного использования "объекты торговли: торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); объект придорожного сервиса (4.9.1) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))", находящемся по адресу: г. Москва, поселение Воскресенское, д. Язово.
Полагая, что спорные помещения являются объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, и подлежала включению в Перечень недвижимого имущества, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2017, однако включены в него не были, Общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд исходил из того, что здание с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенное по адресу: г.Москва, пос.Воскресенское, Чечёрский пр-д, д.51, не соответствовало критериям включения в Перечень, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и статьей 1.1 Закона г.Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций"; действующим законодательством не предусмотрено включение объектов недвижимости в Перечень на текущий год в течение указанного года; доказательств обращения Общества в 2017 году в целях включения объекта в Перечень в материалы дела не представлено. Суд также указал, что, исходя из буквального толкования пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, независимо от причины не выявления объекта, подлежащего включению в Перечень, он подлежит включению в Перечень только на очередной налоговый период; срок, в течение которых подлежит выявлению соответствующее критериям имущество, законом не установлен. Кроме того, суд указал на пропуск заявителем срока на обращение в суд с заявленным требованием, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Оценивая правомерность выводов суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
К таким объектам недвижимости в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Понятие торгового центра определено пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету;
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В рассматриваемом случае сторонами не оспаривается, что спорный объект является зданием торгового центра, в связи с чем может быть отнесен к пункту 1 (и (или) 2) статьи 1.1 Закона города Москвы.
Осуществление полномочий по определению Перечня расположенных на территории Москвы объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, возложено на Правительство Москвы.
Постановлением Правительства г.Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП установлен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства г.Москвы от 28.11.2017 N 911-ПП, опубликованным 29.11.2017, и вступившим в силу с 01.01.2018, внесены изменения в Постановление Правительства г.Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП. Помещения, принадлежащие Обществу, равно как и само нежилое здание, в котором они расположены, указанным Постановлением N 700-ПП в Перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены не были.
Из обстоятельств дела следует, что заявитель 26 марта 2018 года обратился в Правительство Москвы с заявлением о включении здания в Перечень 2018 года.
На указанное заявление Обществу был дан ответ, согласно которому здание с кадастровым номером 77:17:0130405:2211 не было включено в Перечень на 2018 год, поскольку не соответствовало критериям включения в Перечень, установленным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона. В качестве обоснования несоответствия критериям указано, что на момент формирования Перечня на 2018 год установлен вид разрешенного использования земельного участка "под жилищное строительство с развитой инфраструктурой", не предусматривающий размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вместе с тем, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ формируется не позднее первого числа очередного налогового периода.
Из положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению избирательно формирует перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость.
Обязанность по формированию и утверждению соответствующего Перечня объектов возлагается на Правительство города Москвы и не зависит от волеизъявления собственника, в частности от момента обращения последнего с соответствующим заявлением.
Таким образом, все объекты, соответствующие установленным критериям на начало налогового периода, подлежат включению в определяемый уполномоченный органом Перечень.
В рассматриваемом случае распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 14.08.2017 N 25857 изменено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130405:1. Установлено следующее разрешенное использование:
1.1. Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
1.2. Объекты придорожного сервиса (4.9.1) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
Указанное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.11.2017. Измененные сведения о виде разрешенного использования внесены в ЕГРН 13.10.2017.
Таким образом, здание с кадастровым номером 77:17:0130405:2211 на дату утверждения Перечня на 2018 г. и внесения изменений в Постановление Правительства г.Москвы N 700-ПП (28.11.2017) соответствовало определенным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ критериям для включения в Перечень, в связи с чем подлежало включению в него.
То обстоятельство, что Общество не обращалось в 2017 году к заинтересованному лицу с заявлением о включении объектов недвижимости в Перечень на 2018год не имеет правового значения, поскольку законодательство не связывает включение объекта недвижимости в Перечень с обращением его правообладателя и не подменяет обязанность уполномоченного органа по выявлению всех подлежащих включению в Перечень объектов.
Не включение в Перечень спорного объекта, принадлежащего Обществу, влечет завышение налоговой базы для юридического лица при исчислении налога на имущество организаций, что нарушает права и законные интересы Общества.
В статье 3 Налогового кодекса РФ закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного характера налогов и сборов, установления дифференцированных ставок.
В то же время, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
С учетом изложенного у Арбитражного суда г.Москвы отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований. Вывод суда о том, что независимо от причины не выявления объекта, подлежащего включению в Перечень, он подлежит включению в Перечень только на очередной налоговый период, основан на ошибочном толковании пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, сделан без учета фактических обстоятельств дела.
Доводы Правительства Москвы и выводы суда первой инстанции об отсутствии у Правительства информации о спорном объекте на момент формирования Перечня и утверждения проекта нормативного правового акта, апелляционный суд считает необоснованными, не свидетельствующими о законности бездействий заинтересованного лица, выразившихся в не включении спорного объекта в Перечень.
Как указано выше, положения статьи 378.2 Налогового кодекса РФ не предусматривают альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, то есть в перечень подлежат включению объекты, которые указаны в статье 378.2 Налогового кодекса РФ и статье 1.1 Закона г.Москвы от 05.11.2003 N 64. Заявительный характер при формировании перечня нормативными актами не предусмотрен.
В соответствии со статьей 3 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" от 20.12.2006 N 65 систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
Согласно частью 1 статьи 1 указанного Закона N 65 Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
В силу части 2 статьи 3 Закона N 65 отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции.
Департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности (часть 3 статьи 3 Закона).
Согласно части 8 статьи 3, части 2 статьи 1 Закона N 65 Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.
Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента, в том числе по предоставлению государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений (пункт 1 Положения о Департаменте городского имущества г.Москвы, утв. Постановлением Правительства г.Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).
В рассматриваемом случае вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130405:2211 изменен распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 14.08.2017 N 25857. Сведения об изменении внесены в ЕГРН 13.10.2017, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Таким образом, оснований для вывода о том, что Правительство города Москвы не располагало сведениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не имеется. Отсутствие в информационной базе Правительства указанных сведений является внутренней организационной проблемой Правительства, не свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия и о возможности нарушения прав и законных интересов Общества. Суд полагает, что при подобных обстоятельствах на Общество не могут быть возложены неблагоприятные последствия несвоевременного отражения информации в электронной базе Правительства.
Таким образом, поскольку изменение разрешенного использования произошло до внесения изменений в спорный Перечень, у заинтересованного лица имелась реальная возможность для включения спорного объекта в Перечень. Доказательств обратного не представлено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для отказа во включении спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость объекта, на 2018 год.
Доводы Правительства Москвы о том, что действующим законодательством не предусмотрено внесение в течение текущего налогового периода изменений в Перечень, определенный на соответствующий налоговый период, апелляционной коллегией отклоняются.
В соответствии с частью 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Согласно статье 19 указанного выше Закона правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Частями 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Таким образом, поскольку Перечень объектов недвижимого имущества, определенный в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, признается нормативным правовым актом, принимаемым Правительством города Москвы, вопросы внесения изменений в указанный Перечень при установлении несоответствия сведениям в отношении указанных объектов, а также вследствие технических ошибок и в иных случаях находятся также в компетенции Правительства города Москвы. Внесение изменений в Перечень должно производиться с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса РФ, в частности, пунктов 4, 5.
Указанная позиция соответствует разъяснениям Минфина РФ, изложенным в письме от 12.12.2016 N 03-05-04-01/73233.
Поскольку ООО "Лента" соответствовало установленным критериям для включения в Перечень на начало налогового периода, бездействие по не включению в Перечень не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит судебной защите соответствии со статьей 46 Конституции РФ.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ судебный акт об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должен содержать указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества подлежал включению в Перечень N 700-ПП по состоянию на 2018год, незаконное не совершение указанных действий влечет обязанность Правительства Москвы устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем совершения действий, предусмотренных пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по субъекту Российской Федерации и разместить ее на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Апелляционная коллегия также считает ошибочными выводы суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определении от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение пункта 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Принимая во внимание, что в силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ определяет Перечень объектов недвижимого имущества не позднее 1-го числа очередного налогового периода, коллегия судей приходит к выводу, что бездействие Правительства по не включению в Перечень носит длящийся характер и имело место до 01.01.2018, то есть до истечения срока, в течение которого заинтересованное лицо должно было утвердить Перечень (внести изменения в него). Таким образом, трехмесячный срок давности, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, подлежит исчислению с 01.01.2018. В арбитражный суд ООО "Лента" обратилось 19.03.2018, т.е. в установленный срок.
Указанный порядок исчисления срока соответствует позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2018 по делу N А41-55862/17, поддержанной Верховным Судом РФ в определении от 12.09.2018 N 305-КГ18-13613.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба ООО "Лента" в части отказа в признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выраженного в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лента", подлежит удовлетворению.
ООО "Лента" также считает незаконным бездействие Правительства города Москвы в не определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2018 год в виде отдельного нормативного правого акта.
Указанное требование Общества обоснованно признано судом первой инстанции не подлежащим удовлетворению, поскольку, как было указано выше, Перечень расположенных на территории Москвы объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, установлен Постановлением Правительства г.Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.
Постановлением Правительства г.Москвы от 28.11.2017 N 911-ПП, опубликованным 29.11.2017, и вступившим в силу с 01.01.2018, внесены изменения в Постановление Правительства г.Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.
Таким образом, Постановлением Правительства г.Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП с учетом внесенных в него изменений Постановлением Правительства г.Москвы от 28.11.2017 N 911-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2018 год.
С учетом изложенного, оснований для констатации наличия бездействия Правительства города Москвы, не имеется.
Рассмотрение вопросов законности Постановлений Правительства г.Москвы, к полномочиям арбитражного суда не относится.
Таким образом, апелляционная жалоба ООО "Лента" подлежит частичному удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 АПК РФ с Правительства города Москвы в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, уплаченные Обществом при обращении в суд первой инстанции и при подаче апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату налогоплательщику на основании подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 266, 267, 269, 270, 271, 110 Арбитражного кодекса РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40, подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.06.2018 по делу N А40-51754/18 отменить в части отказа в признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выраженного в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: Москва, пос.Воскресенское, Чечерский пр-д, д.51, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лента".
Признать незаконным бездействие Правительства Москвы, выраженное в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: Москва, пос.Воскресенское, Чечерский пр-д, д.51, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, сформированный на 2018 г.
Обязать Правительство Москвы включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, направить измененный перечень, сформированный на 2018 г., в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте Правительства Москвы или на официальном сайте города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Лента" - без удовлетворения.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Лента" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. за рассмотрение дела Арбитражным судом г.Москвы, 1500 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить ООО "Лента" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб., перечисленную по платежному поручению N 18033 от 11.07.2018.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51754/2018
Истец: ООО "ЛЕНТА"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, Правительство Москвы
Третье лицо: ООО " Бутово Молл"