г. Вологда |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А13-6635/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 декабря 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Глебовой А.В. по доверенности от 01.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 октября 2018 года по делу N А13-6635/2018 (судья Зрелякова Л.В.),
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Шекснинского муниципального района (место нахождения: 162560, Вологодская область, Шекснинский район, рабочий поселок Шексна, улица Пролетарская, дом 14; ОГРН 1053500556273, ИНН 3524010393, далее - Администрация), закрытому акционерному обществу "Шексна" (место нахождения: 162560, Вологодская область, Шекснинский район, деревня Прогресс, улица Центральная, дом 2; ОГРН 1033500886121, ИНН 3524000934, далее - ЗАО "Шексна"), Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Козленская, дом 8; ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122, далее - Департамент), бюджетному учреждению агропромышленного комплекса Вологодской области "Вологодский информационно-консультативный центр агропромышленного комплекса" (место нахождения: 160009, город Вологда, улица Чехова, дом 2; ОГРН 1033500074002, ИНН 3525131009, далее - Центр), обществу с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "Севзапдорпроект" (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Ударников, дом 18; ОГРН 1073525012230, ИНН 3525189464, далее - Институт), федеральному государственному бюджетному учреждению "Рослесинфорг" в лице филиала "Севлеспроект" (место нахождения: 109316, Москва, проспект Волгоградский, дом 45 корпус 1; ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952, далее - Учреждение), обществу с ограниченной ответственностью Компания "Леон" (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3, офис 514; ОГРН 1063525030580, ИНН 3525162430, далее - ООО Компания "Леон"), обществу с ограниченной ответственностью "Базис" (место нахождения: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское МО), улица Первомайская, дом 17; ОГРН 1023500596228, ИНН 3507003847, далее - ООО "Базис") со следующими требованиями:
1) исключить обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0204022:534, площадью 140 000 кв. м; 35:23:0204021:65, площадью 17 000 кв. м; 35:23:0204021:70, площадью 11 000 кв. м; 35:23:0204021:67, площадью 73 000 кв. м; 35:23:0203073:259, площадью 3 055 000 кв. м; 35:23:0203073:260, площадью 1 386 000 кв. м; 35:23:0204021:66, площадью 176 000 кв. м; 35:23:0204021:69, площадью 8 909 000 кв. м; 35:23:0204021:68, площадью 873 000 кв. м, из состава единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:94, местоположение: Вологодская обл., Шекснинский р-н (ответчики: Институт, Учреждение и ООО Компания "Леон");
2) снять с государственного кадастрового учета обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0204022:534, площадью 140 000 кв. м; 35:23:0204021:65, площадью 17 000 кв. м; 35:23:0204021:70, площадью 11 000 кв. м; 35:23:0204021:67, площадью 73 000 кв. м; 35:23:0203073:259, площадью 3 055 000 кв.м; 35:23:0203073:260, площадью 1 386 000 кв.м; 35:23:0204021:66, площадью 176 000 кв.м; 35:23:0204021:69, площадью 8 909 000 кв.м; 35:23:0204021:68, площадью 873 000 кв. м (ответчики: Институт, Учреждение и ООО Компания "Леон");
3) признать недействительным договор аренды земельного участка от 22.05.2007 N 179 в части передачи в аренду земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:0180, общей площадью 2780,9744 га, местоположение: Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чуровский с/с, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору, участок предоставляется для сельскохозяйственного производства, земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:0094, общей площадью 1667,0 га, местоположение: Вологодская обл., Шекснинский р-н, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору, участок предоставляется для сельскохозяйственного производства, заключенный Администрацией и ЗАО "Шексна", применив к нему последствия недействительности сделки (ответчики: Администрация и ЗАО "Шексна");
4) признать отсутствующим право собственности Вологодской области на объект "мелиоративная система "Михайловское", кадастровый номер объекта 35:23:0000000:909; назначение объекта: иное сооружение (водоотведение); площадь объекта: 7 630 000 кв. м; адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Вологодская обл., Шекснинский р-н, д. Михайловское (ответчик: Вологодская область в лице Департамента);
5) признать отсутствующим право оперативного управления Центра на объект "мелиоративная система "Михайловское", кадастровый номер объекта: 35:23:0000000:909; назначение объекта: иное сооружение (водоотведение); площадь объекта: 7 630 000 кв. м; адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Вологодская обл., Шекснинский р-н, д. Михайловское (ответчик: Центр);
6) снять с государственного кадастрового учета объект "мелиоративная система "Михайловское", кадастровый номер объекта 35:23:0000000:909; назначение объекта: иное сооружение (водоотведение); площадь объекта: 7 630 000 кв. м; адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Вологодская обл., Шекснинский р-н, д. Михайловское (ответчик: ООО "Базис").
Требования указаны с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (далее - Учреждение), Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения".
Решением суда от 11 октября 2018 года исковые требования удовлетворены частично. Обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0204022:534, площадью 140 000 кв. м; 35:23:0204021:65, площадью 17 000 кв. м; 35:23:0204021:70, площадью 11 000 кв. м; 35:23:0204021:67, площадью 73 000 кв. м; 35:23:0203073:259, площадью 3 055 000 кв. м; 35:23:0203073:260, площадью 1 386 000 кв. м; 35:23:0204021:66, площадью 176 000 кв. м; 35:23:0204021:69, площадью 8 909 000 кв. м; 35:23:0204021:68, площадью 873 000 кв. м исключены из состава единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:94, местоположение: Вологодская обл., Шекснинский р-н. С государственного кадастрового учета сняты обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0204022:534, площадью 140 000 кв. м; 35:23:0204021:65, площадью 17 000 кв. м; 35:23:0204021:70, площадью 11 000 кв. м; 35:23:0204021:67, площадью 73 000 кв. м; 35:23:0203073:259, площадью 3 055 000 кв. м; 35:23:0203073:260, площадью 1 386 000 кв. м; 35:23:0204021:66, площадью 176 000 кв. м; 35:23:0204021:69, площадью 8 909 000 кв. м; 35:23:0204021:68, площадью 873 000 кв. м. Договор аренды земельного участка от 22.05.2007 N 179 признан недействительным в части передачи в аренду земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:0180, общей площадью 2780,9744 га, местоположение: Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чуровский с/с, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом в договору, участок предоставляется для сельскохозяйственного производства, земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:0094, общей площадью 1667,0 га, местоположение: Вологодская обл., Шекснинский р-н, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору, участок предоставляется для сельскохозяйственного производства, заключенный администрацией Шекснинского муниципального района и закрытым акционерным обществом "Шексна", в части передачи в аренду земельных участков, имеющих пересечение с землями лесного фонда, применив к нему последствия недействительности сделки в указанной части.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение в указанной части отменить, принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Наличие в ЕГРН записи о праве собственности и праве оперативного управления ответчиков на объект - "мелиоративная система "Михайловское" накладывает на истца ограничения, обусловленные распространением на него правового режима, установленного законодательством для недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку Департаментом обжалуется только часть решения, то в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений сторон проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 (ред. от 23.07.2009) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при отсутствии возражений сторон по проверке судебного акта в обжалуемой части до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 22.05.2007 Администрация (арендодатель) и ЗАО "Шексна" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 179 на основании постановления Главы Шекснинского муниципального района от 22.05.2007 N 859, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", в том числе земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:0180, общей площадью 2780,9744 га, находящийся по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чуровский с/с, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору, участок предоставляется для сельскохозяйственного производства, земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:0094, общей площадью 1667,0 га, находящийся по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору, участок предоставляется для сельскохозяйственного производства, за плату.
Согласно приложению к договору "Экспликация земель, предоставленных в аренду ЗАО "Шексна"", в общую площадь (5287,8744 га) передаваемого земельного участка вошла площадь лесов - 39955,0 га.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27.07.2017 по делу N А13-7172/2017 исключены и сняты с государственного кадастрового учета имевшие пересечения с землями лесного фонда обособленные земельные участки из состава единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:180.
Согласно сведениям кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:94, площадью 16 670 000 кв. м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н.
В кадастровой выписке о земельном участке от 09.08.2017 указано, что сведения о регистрации прав отсутствуют.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 09.08.2017 в состав земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:94 входят обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0204022:534, площадью 140 000 кв. м; 35:23:0204021:65, площадью 17 000 кв. м; 35:23:0204021:70, площадью 11 000 кв. м; 35:23:0204021:67, площадью 73 000 кв. м; 35:23:0203073:259, площадью 3 055 000 кв. м; 35:23:0203073:260, площадью 1 386 000 кв. м; 35:23:0204021:66, площадью 176 000 кв. м; 35:23:0204021:69, площадью 8 909 000 кв. м; 35:23:0204021:68, площадью 873 000 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.12.2007 серии 35-СК N 368389 лесной участок, площадью 875 710 000 кв.м, категории земель "земли лесного фонда", расположенный по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, Шекснинский сельский лесхоз, условный номер 35:23:56:1-19, является собственностью Российской Федерации.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке указанный участок имеет кадастровый номер 35:23:0000000:353, сведения о данном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 28.02.2001.
В заключении ФГБУ "Рослесинфорг" по фрагменту графического наложения границ земельных участков на материалы лесоустройства Шекснинского участкового лесничества 1996 года указано, что имеется наличие пересечений обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 35:23:0204022:534; 35:23:0204021:65; 35:23:0204021:70; 35:23:0204021:67; 35:23:0203073:259; 35:23:0203073:260; 35:23:0204021:66; 35:23:0204021:69; 35:23:0204021:68 в составе земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:94 с землями лесного фонда. Согласно картографическим материалам все указанные обособленные земельные участки в составе земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:94 имеют пересечение с землями лесного фонда.
На земельном участке с кадастровым номером 35:23:0000000:94 расположен объект капитального строительства "мелиоративная система "Михайловское", кадастровый номер объекта 35:23:0000000:909, назначение объекта: иное сооружение (водоотведение); площадь объекта: 7 630 000 кв. м; адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Вологодская обл., Шекснинский р-н, д. Михайловское, на который 01.04.2015 зарегистрировано право собственности Вологодской области, а также право оперативного управления Центра.
Департамент в исковом заявлении указал, что данный объект частично расположен на землях лесного фонда: мелиоративная система проходит по территории Шекснинского лесничества, Северного участкового лесничества, СТОО "Чебсара", квартал 11, выделы 1, 2, 3, 4, находящегося в собственности Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что обособленные земельные участки включены в состав единого землепользования и поставлены на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства; Администрация, заключая договор аренды земельного участка, распорядилась не принадлежащими ей земельными участками; право собственности Вологодской области и право оперативного управления Центра на мелиоративную систему возникнуть не могло; Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их частично.
Департамент не согласился с решением суда в части отказа в удовлетворении требования о признании отсутствующим права собственности Вологодской области на объект "мелиоративная система "Михайловское"; признании отсутствующим право оперативного управления Центра на объект "мелиоративная система "Михайловское" и снятии с государственного кадастрового учета объекта "мелиоративная система "Михайловское".
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении требований Департамента, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 ГК РФ.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22), в случаях, когда запись в Едином государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством. К таким случаям, в частности, относится государственная регистрация права собственности на объект, являющийся движимым имуществом. В этой ситуации нарушением прав истца является сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на имущество, которое не обладает признаками недвижимости. При подобных обстоятельствах нарушенное право истца восстанавливается исключением из реестра записи о праве собственности ответчика на объект (правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 24.01.2012 N 12576/11).
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08 определена правовая позиция по применению положений статьи 130 ГК РФ, в соответствии с которой вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.1996 N 4 "О мелиорации земель" мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Осушительная мелиоративная система представляет собой сложный инженерно-технический объект, включающий комплекс взаимосвязанных сооружений, обеспечивающий оптимальный водно-воздушный режим переувлажненных земель и надлежащие условия производства сельскохозяйственных работ для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.
Из материалов дела усматривается, что мелиоративная система "Михайловское" введена в эксплуатацию в 1991 году; право собственности Вологодской области и право оперативного управления Центра зарегистрированы в установленном законом порядке 01.04.2015 (т.3 л.22-23).
В соответствии с данными учета мелиоративных земель общая площадь осушенных земель участка мелиорации "Михайловское" составляет 763 га, в том числе площадь пашни - 565 га, сенокосов - 126 га, пастбищ - 47 га, площадь под каналами - 25 га.
В состав осушительной мелиоративной системы "Михайловское" входят следующие сооружения: отрегулированный водоприемник - 1,75 км, проводящая открытая сеть - 25, 7 км; закрытая осушительная сеть, состоящая из коллекторов и гончарных дрен, общей протяженностью - 515,8 км; сооружения на каналах (трубопереезды и перепады) - 42 шт.; сооружения на закрытой сети (устья коллекторов и смотровые колодцы) - 169 шт.
Спорный объект не имеет самостоятельного функционального назначения и создан исключительно в целях улучшения качества земель.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении N 1793-О от 21.09.2017 кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Между тем в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.
Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (закон вступил в силу с 11.08.2017).
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Статья 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" изложена в новой редакции.
В частности, в указанной статье отражено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).
Как уже указывалось ранее, объект "Мелиоративная система "Михайловское" находится в собственности Вологодской области и закреплен на праве оперативного управления за Центром с 01.04.2015.
Участок мелиорации "Михайловское" расположен на территории Чуровского сельского поселения Шекснинского муниципального района Вологодской области в районе деревни Михайловское по обеим сторонам федеральной трассы автодороги Вологда - Новая Ладога.
Согласно информации, предоставленной Департаментом мелиорации, наложение каналов мелиоративной системы "Михайловское" (совхоз "Чебсарский") на лесные угодья было предусмотрено проектом, устьевая часть многих мелиоративных каналов расположена в границах лесных угодий за пределами границ мелиорации, оградительные и ловчие мелиоративные каналы расположены по границе с лесом для перехвата вод из леса (том 3, листы 124-127, том 4, листы 1-14).
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно отказал Департаменту в удовлетворении иска о признании отсутствующим права собственности Вологодской области на объект "мелиоративная система "Михайловское"; признании отсутствующим право оперативного управления Центра на объект "мелиоративная система "Михайловское" и снятии с государственного кадастрового учета объекта "мелиоративная система "Михайловское".
Иная правовая оценка обстоятельств спора заявителем не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам жалобы.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 октября 2018 года по делу N А13-6635/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6635/2018
Истец: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Ответчик: Администрация Шекснинского муниципального района Вологодской области, БУ ВО "Вологодский информационно-консультативный центр агропромышленного комплекса", Департамент имущественных отношений Вологодской области, ЗАО "Шексна", ООО "Базис", ООО Компания "Леон", ФГБУ "" Рослесинфорг "Севлеспроект", ФГБУ "Рослесинфорг" "Севлеспроект"
Третье лицо: БУ ВО "Вологодский информационно-консультативный центр агропромышленного комплекса", Департамент сельского хозяйства и прод ресурсов ВО, ООО "ПИИ "Севзапдорпроект", Росреестр, ТУ Росимущества, Управление Росреестра по Вологодской области, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения", ФГБУ ФКП Росреестра
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-79/20
26.07.2019 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-6635/18
03.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2732/19
24.12.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10771/18
11.10.2018 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-6635/18
07.05.2018 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-6635/18