г. Санкт-Петербург |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А56-40424/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жукова Т.В.
судей Глазков Е.Г., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Гамидова Т.Я. по доверенности от 20.03.2018;
от ответчика: Столаева С.В. по доверенности от 26.09.2018;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25288/2018) МУП "Водоканал Кировского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2018 по делу N А56-40424/2018 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску МУП "Водоканал Кировского района"
к ООО "Мглинская РЭК ЖКХ"
о понуждении,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал Кировского района" (далее - истец, МУП "Водоканал Кировского района", организация водопроводно-канализационного хозяйства, организация ВКХ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Мгинская ремонтно-эксплуатационная компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ответчик, ООО "Мгинская РЭК ЖКХ", управляющая организация):
- об обязании ответчика заключить договоры холодного водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирных жилых домов по адресам: Ленинградская область, Кировский район, п. Мга, пер. Берёзовый, д. 4, ул. Дзержинского, д. 2, д. 14, д. 16; ул. Донецкая, д. 1, д. 6; ул. Железнодорожная, д. 45, д. 51, д. 65, д. 67, д. 69, д. 71, д. 75, д. 77, д. 79; пр. Комсомольский, д. 44, д. 56, д. 62, д. 64, д. 100; ул. Красного Октября, д. 50, д. 67/14; ул. майора Жаринова, д. 11; ул. Мгинской Правды, д. 9; ул. Пролетарская, д. 11, д. 15; ул. Связи, д. 2, д. 4, д. 14/48; пр. Советский, д. 56; ул. Спортивная, д. 5, д. 8, д. 13; Шоссе Революции, д. 2, д. 4, д. 26, д. 28, д. 38а, д. 38б, д. 48а, д. 50 и 187307, Ленинградская область, Кировский район, п. Старая Малукса, ул. Новоселов, д. 29, д. 30, д. 31, д. 32, д. 33, на условиях, предусмотренных проектами единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения N 188 от 01.01.2018 с учетом протокола согласования разногласий от 09.01.2018 и N 193 от 01.01.2018 с учетом протокола согласования разногласий от 09.01.2018.
Решением суда от 10.08.2018 в удовлетворении исковых требований заявленных МУП "Водоканал Кировского района" отказано.
Не согласившись с решением суда, МУП "Водоканал Кировского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
В подтверждение доводов о принятии собственниками помещений многоквартирных домов решений о заключении самостоятельных договоров и непосредственном внесении платы ресурсоснабжющим организациям, ответчик представил протоколы общих собраний от 2015 года, на которых принималось решение об изменении способа управления многоквартирным домом и о выборе управляющей организации. Ответчик указал, что именно указанными протоколами подтверждается принятие жителями решений о заключении самостоятельных договоров о предоставлении коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. В то же время при анализе представленных протоколов видно, что вопрос о заключении таких договоров на повестку собрания не выносился. соответственно жильцами такое решение не принималось.
Напротив собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о возложении обязанности по предоставлению коммунальных услуг, в том числе по водоснабжению и водоотведению на ответчика, что следует из вышеназванных протоколов общих собраний от 2015 года.
Истцом при подаче искового заявления представлены в суд извлечения из договоров управления многоквартирными ломами, из которых следует, что ответчиком приняты обязанности по предоставлению коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению жильцам.
Более того, отмечает истец, договорами управления многоквартирными домами прямо предусмотрена обязанность ответчика от своего имени заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием сточных вод, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг собственникам (нанимателям, арендаторам) в объемах и с качеством, предусмотренными настоящим договором (л.д. 83).
11.10.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ООО "Мглинская РЭК ЖКХ" поступил отзыв на апелляционную жалобу МУП "Водоканал Кировского района", в котором ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы истца, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
18.10.2018 в судебном заседании стороны остались на указанных выше правовых позициях. Истцом заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств. При этом доказательства заблаговременного направления данных документов ответчику истец не представил.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционный суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 22.11.2018 для подготовки истцом в письменном виде аргументированного ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, направления указанного ходатайства с приложенными дополнительными доказательствами ответчику в суд, для представления сторонами письменных пояснений по обстоятельствам спорных правоотношений сторон.
06.11.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда в электронном виде от МУП "Водоканал Кировского района" поступило ходатайство и приобщении дополнительных доказательств: письма ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" от 08.08.2018 N 390; протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: п. Мга, ул. Донецкая, д. 1 от 20.06.2018; письма МУП "Водоканал Кировского района" от 23.08.2018 N 1539; договора управления многоквартирным домом N Ж-69/2015 от 09.04.2015.
07.11.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда в электронном виде от МУП "Водоканал Кировского района" поступили объяснения истца в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с дополнительными доказательствами, представленными во исполнение определения апелляционного суда: счетами на оплату в адрес ответчика с доказательствами направления; копиями писем ООО "Водоканал Мгинского ГП" от 24.07.2017.
16.11.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда в электронном виде от ООО "Мглинская РЭК ЖКХ" поступила правовая позиция с дополнительным доказательством во исполнение определения суда от 18.10.2018: копией квитанции.
21.11.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от МУП "Водоканал Кировского района" в электронном виде объяснения истца в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с дополнительным доказательством: письмом ответчика от 01.03.2018 N 103.
22.11.2018 в судебном заседании стороны остались на занятых ранее правовых позициях, ходатайствовали перед судом о приобщении к материалам дела представленных дополнительных доказательств.
Рассмотрев ходатайства сторон, апелляционный суд, руководствуясь нормами части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", вынес определение, занесенной в протокол судебного заседания, об удовлетворении ходатайств истца и ответчика и приобщил к материалам дела доказательства, представленные сторонами, в том числе, во исполнение определения апелляционного суда.
В судебном заседании 22.11.2018 судом объявлен перерыв до 29.11.2018.
29.11.2018 судебное заседание продолжено после перерыва, отводов составу суда не заявлено.
Материалами дела подтверждается, что МУП "Водоканал Кировского района" с 01.01.2018 является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Мгинского городского поселения Ленинградской области.
ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными жилыми домами по следующим адресам: Ленинградская область, Кировский район, п. Мга, пер. Березовый, д. 4, ул. Дзержинского, д. 2, д. 14, д. 16; ул. Донецкая, д. 1, д. 6; ул. Железнодорожная, д. 45, д. 51, д. 65, д. 67, д. 69, д. 71, д. 75, д. 77, д. 79; пр. Комсомольский, д. 44, д. 56, д. 62, д. 64, д. 100; ул. Красного Октября, д. 50, д. 67/14; ул. майора Жаринова, д. 11; ул. Мгинской Правды, д. 9; ул. Пролетарская, д. 11, д. 15; ул. Связи, д. 2, д. 4, д. 14/48; пр. Советский, д. 56; ул. Спортивная, д. 5, д. 8, д. 13; Шоссе Революции, д. 2, д. 4, д. 26, д. 28, д. 38а, д. 38б, д. 48а, д. 50 и 187307, Ленинградская область, Кировский район, п. Старая Малукса, ул. Новосёлов, д. 29, д. 30, д. 31, д. 32, д. 33.
17.01.2018 МУП "Водоканал Кировского района" направило в адрес ООО "Мглинская РЭК ЖКХ" проект единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 188 в отношении вышеуказанных многоквартирных домов, за исключением дома по адресу: п. Мга, ул. Донецкая, д. 1.
Также 17.01.2018 истец направил в адрес ответчика проект единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 193 в отношении дома 1 по ул. Донецкая.
Указанные проекты договоров получены ответчиком 18.01.2018, что подтверждается штампом на сопроводительном письме.
Письмом от 30.01.2018 N 45 ответчик отказался заключать единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Мглинская РЭК ЖКХ", в части коммунального ресурса, поставляемого собственникам и нанимателям многоквартирных домов, просило направить проект договора на закупку коммунального ресурса для содержания общего имущества (СОИ) многоквартирных жилых домов (МКД), находящихся в управлении ООО "Мга РЭК ЖКХ", решить вопрос о передаче начислений платы за услуги ХВС и водоотведения в ООО "Мгинский ИРКЦ".
В связи с отказом ответчика заключить договоры холодного водоснабжения и водоотведения истец обратился в суд с настоящим иском.
В отзыве на исковое заявление ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" возражало против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец является исполнителем коммунальных услуг по холожному водоснабжению и водоотведению для потребителей, поскольку между указанными сторонами действуют прямые договоры поставки коммунальных ресурсов, указало на несоответствие предложенных истцом проектов нормативным требованиям.
09.07.2018 в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец с учетом возражений ответчика по отдельным условиям спорных проектов договоров подготовил и передал ответчику (вх. N 433 от 10.07.2018) протокол согласования разногласий к договору N 188 от 01.01.2018, протокол согласования разногласий к договору N 193 от 01.01.2018.
Суд первой инстанции, рассмотрев исковые требования МУП "Водоканал Кировского района" посчитал данные требования необоснованными и отказал в удовлетворении иска, указав следующее: принимая во внимание правовую природу отношений сторон, волю сторон и их поведение во взаимосвязи с поставленными целями и обязанностями, суд, исходя из подлежащих применению норм законодательства, собранных по делу доказательств в подтверждение обстоятельств, установление которых требовалось с учетом предмета спора, учитывая невозможность выхода за пределы исковых требований (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
На основании пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, заключается коммерческой организацией, устанавливая ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В пункте 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Поскольку спор возник в связи с заключением договора энергоснабжения в отношении многоквартирного жилого дома, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель коммунальной услуги обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В пункте 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, под исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 Правил N 124 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с указанным пунктом Правил N 124 под коммунальными ресурсами понимается, в том числе, холодная вода, используемая для предоставления потребителям коммунальных услуг, а также холодная вода, потребляемая при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана заключить соответствующий договор с ресурсоснабжающей организацией, что предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 354 и Правилами N 124.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункты 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу норм пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании пунктом 13, 14 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Согласно пункту 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с Правилами N 124, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, заключение договора электроснабжения является обязательным для ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" (управляющей организации) и для МУП "Водоканал Кировского района" (ресурсоснабжающей организации).
Статус ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" в качестве управляющей организации в отношении спорных МКД по состоянию на 01.01.2018 сторонами не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: протоколами общих собрания собственников помещений МКД, договорами управления, заключенными между ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" и собственниками помещений в МКД.
Из пунктов 1, 2, 3 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Действующее законодательство обязывает заключить договор как ресурсоснабжающую организацию, так и управляющую компанию, то есть предписывает обеим сторонам принимать меры по внесению правовой определенности в правоотношения по ресурсоснабжению.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 124 при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, отказ от исполнения договора возможен в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу.
По смыслу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.
Статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предписано, что по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
В данном случае ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" ответчик оспаривает свой статус исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению и коммунальной услуге по холодному водоотведению в отношении спорных МКД, считает, что договор энергоснабжения должен быть заключен на поставку электрической энергии только на общедомовые нужды МКД (для использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме), поскольку ресурсоснабжающая организация ранее заключила с собственниками помещений договоры энергоснабжения на индивидуальное потребление, которые не расторгнуты.
Указанная правовая позиция ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" излагалась в письменных и устных пояснениях ответчика в суде первой инстанции и в апелляционном суде.
По мнению МУП "Водоканал Кировского района", ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" обязано заключить договор энергоснабжения на весь объем электрической энергии, потребляемой многоквартирным домом (на общедомовые нужды и индивидуальное потребление граждан), поскольку прямые договоры между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений отсутствуют.
При этом в отзыве на исковое заявление (том 1, л.д. не пронумерованы - после определения об отложении рассмотрения дела от 21.08.2018) ответчик мотивированно возражал по отдельным пунктам договора N 188 и договора N 193.
Таким образом, мфктически между сторонами имелись разногласия относительно условий договоров холодного водоснабжения и водоотведения, заключение которого для них является обязательным, разногласия по которым суд первой инстанции не урегулировал.
Наличие у ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" статуса управляющей организации сторонами на оспаривается и подтверждается материалами дела.
Предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом (пункт 1 статьи 44, пункты 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений вправе управлять своим домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "и" пункта 34 Правил N 354 обязана заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Федеральным законом N 176-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, положения которых содержат исключения из общего правила порядка предоставления коммунальных услуг.
В части 17 статьи 12 указанного закона предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу данного закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком доме, может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12 Закон N 176-ФЗ).
В силу приведенных норм при принятии решения об изменении способа управления домом (выборе управляющей компании) собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
Только в таком случае договоры энергоснабжения, заключенные ресурсоснабжающей организацией с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах на основании пункты 6 - 9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункт 30 Правил N 124 (в том числе путем совершения конклюдентных действий) до принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, продолжают действовать.
В данном случае относимые и допустимые доказательства того, что собственники помещений в спорных МКД приняли решения о сохранении ранее действующего порядка предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, в материалах дела отсутствует.
Из протоколов решений общим собраний собственников, представленных в материалы дела, не следует, что вопрос в такой формулировке выносился на обсуждение собственниками, в связи с чем подобное решение собственниками не принималось.
Таким образом, решения общих собраний касалось исключительно осуществления прямых расчетов за коммунальные ресурсы, однако внесение платы гражданами предполагает исполнение управляющей компанией своих обязательств перед ресурсоснабжающей организацией.
Утверждения ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" о том, что в отношении спорных коммунальных услуг, предоставляемых в целях индивидуального потребления собственниками помещений ответчик не является исполнителем коммунальных услуг, и что в данном случае имеют место прямые договоры, заключенные между собственниками помещений в спорных МКД и истцом, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Из представленных ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" копий протоколов общих собраний собственников помещений в МКД следует, что собственниками помещений находящихся в его управлении многоквартирных домов приняты решения о заключении договоров управления с ООО "Мгинская РЭК ЖКХ", о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Пунктом 64 Правил N 354 установлено, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Нормы, устанавливающие право собственников принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией были введены Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018 (далее - Закон N 59-ФЗ), а именно право на принятие таких решений было прямо закреплено введенным в пункт 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации подпунктом 4.4., особенности предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регламентированы нормой статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 59-ФЗ данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования; в пункте 6 статьи 3 указано, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В целях реализации принятых собственниками решений МУП "Водоканал Кировского района, начиная с 01.01.2018, производил начисление платы за коммунальные услуги и выставлял в адрес потребителей платежные документы, в которых получателем платежа (но не исполнителем коммунальной услуги) указан истец, банковские реквизиты истца. При этом в квитанции отдельной строкой указано наименование исполнителя коммунальных услуг - ООО "Мга РЭКЖКХ".
Принятие потребителями решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не изменяет обязательственные взаимоотношении между истцом и ответчиком, которые соответственно являются поставщиком и абонентом.
Внесение платы собственниками помещений истцу в данном случае рассматривается как исполнение обязательств управляющей организации перед поставщиком третьими лицами, также как не свидетельствует о том, что договор энергоснабжения в этом случае заключается только в отношении услуг на общедомовые нужды.
В указанной связи МУП "Водоканал Кировского района" выставлялись ответчику счета на оплату поставленного ресурса как потребляемого в целях оказания коммунальных услуг потребителям, так и используемого в целях содержания общего имущества многоквартирных домов. По выставленным счетам с учетом произведенных потребителями оплат ответчик может контролировать размер своей задолженности перед истцом и принимать необходимые меры в целях ее погашения.
Непосредственно оплат по выставленным счетам ответчик не производит, так как собственниками принято решение, предусмотренное пунктом 64 Правил N 354.
Утверждение ответчика о том, что в данном случае продолжают действовать прямые договоры холодного водоснабжения и водоотведения между собственниками помещений МКД под управлением ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" и ресурсоснабжающей организацией основании следующего.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что до 01.01.2018 общество с ограниченной ответственностью "Водоканал Мгинского городского поселения" (далее - ООО "Водоканал Мгинского ГП") являлось гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Мгинского городского поселения Ленинградской области.
Письмом от 24.07.2017 N 219, направленным в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, ООО "Водоканал Мгинского ГП" уведомило об отказе с 31.12.2017 от договора аренды сетей и сооружений холодного водоснабжения и водоотведения.
Письмом от 24.07.2017 N 220 ООО "Водоканал Мгинского ГП" уведомило глав администраций Кировского муниципального района и Мгинского городского поселения о прекращении с 01.01.2018 оказания услуг водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения для потребителей муниципального образования Мгинское городское поселение Ленинградской области.
Таким образом, в случае, если ранее и были заключены прямые договоры об оказании коммунальных услуг между собственниками помещений спорных МКД и ООО "Водоканал Мгинского ГП", последнее отказалось от исполнения таких договоров. что следует из вышеуказанных писем, в частности, в связи с прекращением прав владения и пользования соответствующим имуществом.
Следовательно, прямые договоры с ООО "Водоканал Мгинского ГП" прекратили свое действие в силу статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью исполнения.
При этом доказательства того, что ответчик является правопреемником ООО "Водоканал Мгинского ГП" по обязательствам перед собственниками помещений спорных МКД в материалах дела отсутствуют. Истец с началом деятельности в качестве гарантирующего поставщика заключает самостоятельные договоры с абонентами.
Таким образом, вопреки доводам ответчика полагать, что по состоянию на 01.01.2018 между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией действовали прямые договоры холодного водоснабжения и водоотведения, оснований не имеется.
Принятый собственниками порядок прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией будет сохраняться до принятия собственниками решения по пункт 4.4. части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из указанного выше при наличии решений общих собраний собственников МКД о выборе в качестве управляющей организации, исходя из условий договоров управления, заключенных между собственниками помещения и ООО "Мгинская РЭК ЖКХ", предусматривающих предоставление управляющей организацией коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в полном объеме (включая индивидуальное потребление), а не только на содержание общего имущества МКД, отказ ответчика от заключения договоров на поставку коммунального ресурса в МКД, включая индивидуальное потребление, является необоснованным.
Изложенное выше свидетельствует о наличии у ООО "Мгинская РЭК ЖКХ" обязанности заключить с МУП "Водоканал Кировского района" договоры на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов в целях оказания коммунальных услуг собственникам помещений в спорных МКД.
Апелляционный суд считает также подлежащими удовлетворению требования истца и в части обязания заключить договор N 193 по дому, расположенному по адресу: 187300, Ленинградская область, Кировский район, п.г.т. Мга, ул. Донецкая, дом N 1, несмотря на наличие решения общего собрания собственников помещений в указанном МКД от 20.06.2018 (протокол N 2/2018 от 20.06.2018) о заключении с 01.07.2018 каждым собственником помещения в МКД от своего имени договоров холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающей организацией, в целях придания правовой определенности отношениям сторон в период до принятия собственниками вышеозначенного решения с учетом письма МУП "Водоканал Кировского района" от 23.08.2018 N 1539, адресованного ответчику, о переносе срока заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения с собственниками на три календарных месяца, то есть на 01.10.2018. При этом апелляционный суд учел отсутствие между сторонами разногласий по пункту 62 договора N 193, предусматривающему распространения действия указанного договора на отношения сторон, возникшие с 01.01.2018.
Относительно разногласий сторон по отдельным условиям спорных договоров апелляционный суд пришел к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Отношения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации ВКХ), абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее - абоненты), регулируются также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 8 статьи 13 Закона N 416-ФЗ договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, в данном случае - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 645).
Кроме того, отношения, оформляемые сторонами спорным договором, регламентированы (в действующей на момент заключения договора редакции) Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
Учитывая, что спорные договоры заключается в целях обеспечения коммунальными услугами потребителей МКД, следует исходить из того, что к отношениям, возникающим между организациями ВКХ, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством (абзац 2 пункта 1 Правил N 644).
Указанный принцип соотношения норм права закреплен в пункте 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ, абзаце 2 пункта 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 124 существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: а) предмет договора (вид коммунального ресурса); б) дата начала поставки коммунального ресурса; в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса; г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса; д) порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; е) порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу; ж) иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В пункте 21 Правил N 644 определено, что существенными условиями договора холодного водоснабжения являются: а) предмет договора, режим подачи (потребления) холодной воды (гарантированный объем подачи холодной воды, в том числе на нужды пожаротушения, гарантированный уровень давления холодной воды), определяемый в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения); б) сроки осуществления подачи холодной воды; в) качество холодной (питьевой и (или) технической) воды; г) порядок контроля качества питьевой воды; д) условия временного прекращения или ограничения подачи холодной (питьевой и (или) технической) воды; е) порядок осуществления учета поданной холодной (питьевой и (или) технической) воды; ж) сроки и порядок оплаты по договору холодного водоснабжения; з) граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства; и) права и обязанности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по договору холодного водоснабжения; к) ответственность абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору холодного водоснабжения; л) порядок урегулирования споров и разногласий, возникающих между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства по договору холодного водоснабжения; м) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета для отбора проб воды и снятия показаний прибора учета в целях определения качества воды и объема поданной воды; н) порядок уведомления организации водопроводно-канализационного хозяйства о переходе прав на объекты, в отношении которых осуществляется холодное водоснабжение; о) сроки и способы представления показаний приборов учета организации водопроводно-канализационного хозяйства в случае наличия у абонента таких приборов учета; п) условия холодного водоснабжения иных лиц, объекты которых подключены к водопроводным сетям абонента, при условии что такие лица заключили договор холодного водоснабжения с гарантирующей организацией.
Аналогичный перечень существенных условий определен для договора водоотведения в пункте 26 Правил N 644.
Согласно пункту 5 Правил N 644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правилами N 645.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Апелляционный суд также исходил из того, что в отсутствие согласия одной из сторон на включение в договор несущественного условия (которые не являются существенными условиями в силу закона), в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации требование другой стороны не является обоснованным. В подобном случае суд не считает возможным и необходимым определять содержание таких условий, в отсутствие согласия обеих сторон договора. Для заключения спорного договора достаточно урегулировать разногласия по условиям, определенным законом или в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами как существенные.
Установленные же императивными нормами закона или принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов обычные условия договора, подлежат применению, независимо от включения их в текст спорного договора.
В апелляционном суде представители сторон подтвердили, что неурегулированными являются условия пунктов 10, 11, 22.1., 22.2., 22.3., 52 договоров N 188 и N 193 в редакции протоколов согласования разногласий от 09.07.2018, подписанных истцом (том 1, л.д. 189-191, 192-194 соответственно).
Пункт 10 истец предлагал изложить в следующей редакции: "При наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении Управляющей организацией сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные настоящим договором, при недопуске Управляющей организации 2 и более раз представителей Организации ВКХ для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из норматива потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Ответчик возражал против включения указанного условия в договор, поскольку такое условие не предусмотрено единым типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Типовой договор).
Поскольку в Типовом договоре данное условие не предусмотрено, а ответчик возражал против его включения в договор, апелляционный суд, руководствуясь принципом свободы договора (статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) полагает данный пункт подлежащим исключению. При этом истец не лишен возможности в случаях, предусмотренных данным пунктом договора, обращаться с соответствующими требованиями к ответчику на основании соответствующих императивно действующих норм права.
Пункт 11 договоров Организация ВКХ предлагала изложить в следующей редакции: "В случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности Управляющей организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета. Указанный объем подлежит оплате в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего договора, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде, определенного по показаниям приборов учета.
Пункт 11 договоров апелляционный суд полагает возможным принять в редакции истца, поскольку в приведенной МУП "Водоканал Кировского района" редакции спорное условие не противоречит пункту 9 Типового договора. Кроме того, пункт 7 договоров, на который имеется отсылка в пункте 11, в споре не находится.
При наличии возражений ответчика пункты 22.1., 22.2., 22.3. подлежат исключению из договора N 188 и не подлежат включению в договор N 193, поскольку не предусмотрены Типовым договором.
Поскольку истец согласился с ответчиком в части необходимости включения в договор условия, предусмотренного в пункте 64 Типового договора в части ответственности Организации ВКХ, что следует из протоколов согласования разногласий, в спорные договоры следует включить пункт 51.1 - в договор N 188, пункт 61.1. - в договор N 193 в следующей редакции: "В случае нарушения организацией водопроводно-канализационного хозяйства требований к качеству питьевой воды, режима подачи холодной воды и (или) уровня давления холодной воды абонент вправе потребовать пропорционального снижения размера оплаты по настоящему договору в соответствующем расчетном периоде.
В случае нарушения организацией водопроводно-канализационного хозяйства режима приема сточных вод абонент вправе потребовать пропорционального снижения размера оплаты по настоящему договору в соответствующем расчетном периоде.
Ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства за качество подаваемой питьевой воды определяется до границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, установленной в соответствии с актом о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенным в приложении N 2 к настоящему договору".
Пункт 52 договора N 188, пункт 61 договора N 193 подлежат изложению в редакции условия, предусмотренного пунктом 65 Типового договора, а именно: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты", что истцом было признано в протоколах согласования разногласий.
Относительно распространения действия договора на отношения сторон, возникшие с 01.01.2018 (пункт 53 договора N 188, пункт 62 договора N 193) спор между сторонами отсутствует, что еще раз было подтверждено представителями истца и ответчика в судебном заседании апелляционного суда.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по иску и апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2018 по делу N А56-40424/2018 отменить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Мгинская ремонтно-эксплуатационная компания жилищно-коммунального хозяйства" заключить с муниципальным унитарным предприятием "Водоканал Кировского района" единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирных жилых домов по адресам: Ленинградская область, Кировский район, п. Мга, пер. Березовый. д. 4, ул. Дзержинского, д. 2. д. 14, д. 16; ул. Донецкая, д. 1, д. 6; ул. Железнодорожная, д. 45, д. 51, д. 65, д. 67, д. 69, д. 71. д. 75. д. 77. д. 79; пр. Комсомольский, д. 44, д. 56, д. 62, д. 64, д. 100; ул. Красного Октября, д. 50. д. 67/14; ул. майора Жаринова, д. 11; ул. Мгинской Правды, д. 9; ул. Пролетарская, д. 11, д. 15; ул. Связи, д. 2, д. 4, д. 14/48; пр. Советский, д. 56; ул. Спортивная, д. 5, д. 8, д. 13; Шоссе Революции, д. 2, д. 4, д. 26, д. 28, д. 38а, д. 38б, д. 48а, д. 50 и по адресам: 187307. Ленинградская область. Кировский район, п. Старая Малукса, ул. Новоселов, д. 29, д. 30, д. 31, д. 32, д. 33, на условиях, предусмотренных проектами единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения N 188 и N 193 с исключением пункта 10, пункта 22.1, пункта 22.2, пункта 22.3.
Пункт 11 договоров изложить в редакции, предложенной муниципальным унитарным предприятием "Водоканал Кировского района", а именно:
"В случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности, Управляющей организации, то расчет объема поданной (полученной), воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
Указанный объем подлежит оплате в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего договора, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде, определенного по показаниям приборов учета".
Пункт 52 договора N 188 пункт 61 договора N 193 изложить в следующей редакции:
"В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты".
Включить в договор N 188 пункт 51.1, в договор N 193 пункт 61.1. в следующей редакции:
"В случае нарушения организацией водопроводно-канализационного хозяйства требований к качеству питьевой воды, режима подачи холодной воды и (или) уровня давления холодной воды абонент вправе потребовать пропорционального снижения размера оплаты по настоящему договору в соответствующем расчетном периоде.
В случае нарушения организацией водопроводно-канализационного хозяйства режима приема сточных вод абонент вправе потребовать пропорционального снижения размера оплаты по настоящему договору в соответствующем расчетном периоде.
Ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства за качество подаваемой питьевой воды определяется до границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, установленной в соответствии с актом о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенным в приложении N 2 к настоящему договору".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мгинская ремонтно-эксплуатационная компания жилищно-коммунального хозяйства" в пользу муниципального унитарного предприятия "Водоканал кировского района" 9000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.