г. Хабаровск |
|
25 декабря 2018 г. |
А73-13377/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "Ден-Тал-Из" министерства здравоохранения Хабаровского края: Пашкевич А.А. представитель по доверенности от 09.01.2018, Абакаров А.М. представитель по доверенности от 01.01.2018;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Михлик Е.А. представитель по доверенности от 04.06.2018, Фентисова Е.В. представитель по доверенности от 09.01.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 18.10.2018 по делу N А73-13377/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" министерства здравоохранения Хабаровского края
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования
о признании недействительным акта проверки N 46 от 14.06.2018, о признании недействительным требования N 15 от 25.06.2018
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "Ден-Тал-Из" министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701285530, ИНН 2724012815, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным акта проверки N 46 от 14.06.2018 Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в части возврата в бюджет фонда сумм нецелевого использования средств в размере 48 757,85 руб., а также уплаты штрафа в размере 4 875,79 руб.; о признании недействительным требования N 15 от 25.06.2018 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа; об обязании фонда возвратить учреждению денежные средства в размере 48 757,85 руб. - сумму нецелевого использования, а также 4 875,79 руб. - штрафные санкции.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.10.2018 по делу N А73-13377/2018 производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки правомерно прекращено по ст.150 АПК РФ. Оспариваемый акт от 14.06.2018 N 46 не обладает признаками ненормативного правового акта, так как не наделяет участников процесса правами и обязанностями. Данный акт не содержит властных обязательных для исполнения указаний. В акте зафиксированы обстоятельства результата проверки. Сам по себе акт не влечет правовых последствий.
Заявленные требования учреждения в остальной части удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 18.10.2018 по делу N А73-13377/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель фонда доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.10.2018 по делу N А73-13377/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страхования" (далее Закон N 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10-и рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
На основании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
01.01.2014 между учреждением и фондом заключен договор N 26/08-14 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, согласно пункту 1.1 которого организация обязуется: оказывать необходимую медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования лицам, застрахованным за пределами Хабаровского края; в рамках и объемах территориальной программы обязательного медицинского страхования оказывать помощь лицам, застрахованным страховой медицинской организацией, в отношении которой прекращено действие договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в течение двух месяцев, до выбора застрахованными лицами другой страховой медицинской. Фонд обязался оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с настоящим договором (пункт 1.2 договора); проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, и передавать акты медикоэкономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результатов контроля, в организацию в сроки, определенные порядком организации контроля (пункт 4.2 договора).
Обязанность по осуществлению контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями возложена на Фонд (часть 14 статьи 50 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании приказа ХКФОМС от 19.04.2018 N 71 проведена проверка КГБУЗ СП N 25 "Ден-Тал-Из" по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за 2016 год. По результатам проверки фонд признал нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования на сумму 48 757,85 руб., использованных на оплату ООО "Паллада" за поставку и установку окон из ПВХ для нужд КГБУЗ СП N 25 "Ден-Тал-Из" в рамках контракта от 10.01.2017 N Ф.2016.467050. В установку включена замена водоотливов, отделка внутренних откосов, оштукатуривание и окрашивание (приложение N 1 к контракту).
Вышеуказанное зафиксировано в акте проверки от 14.06.2018 N 46 проверки. 27.06.2018 фондом в КГБУЗ СП N 25 "ДенТал-Из" направлено требование об оплате в течение 10 рабочих дней в бюджет фонда израсходованных не по целевому назначению средств в размере 48 757,85 руб. и штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 4 875,79 руб.
Не согласившись с требованием фонда от 27.06.2018, КГБУЗ СП N 25 "Ден-Тал-Из" обратилось в арбитражный суд, который обосновано признал требование фонда недействительным.
В соответствии со статьёй 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Территориальная программа обязательного медицинского страхования согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ в рамках реализации базовой программы определяет на территории субъекта Российской Федерации, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи, и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. Постановлением правительства Хабаровского края утверждена соответствующая территориальная программа.
В письме министерства здравоохранения Российской Федерации "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" от 12.12.2014 разъяснено, что в расчет нормативов финансирования не включаются расходы государственных и муниципальных медицинских организаций в части капитального ремонта, проектно-сметной документации для его проведения и осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, а также не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный базовой программой ОМС.
В качестве нецелевого использования денежных средств в сумме 48 754,85 руб. фонд указал расходы по замене 2 оконных блоков на оконные блоки ПВХ в здании КГБУЗ СП N 25 "ДенТал-Из", как выполнение работ по капитальному ремонту, что не предусмотрено тарифами на оплату медицинской помощи по программе ОМС.
С учетом даты принятия ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (пункт 5.1 положения, приложение N 7 к положению), постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, совершенствованием методик проведения ремонта, изменением вида, количества и качества строительных материалов, под указанное в этих нормативных актах в определение капитального ремонта на сегодняшний день может попадать проведение любых работ, направленных на улучшение эксплуатационных показателей здания.
Учитывая пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сопоставив их с понятийным содержанием текущего и капитального ремонта, исходя из положений приложения А к ГОСТ 23166-99 "Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия", введенного в действие постановлением Госстроя России от 06.05.2000 N 41, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные работы по своему характеру и объему относятся к текущему ремонту. Это согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по делу А73-12691/2017. Следовательно, оплата выполненных работ на сумму 48 757,85 руб., проведенных в ходе текущего ремонта, не свидетельствует о признаках нецелевого использования средств выделяемых в рамках программы ОМС.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.10.2018 по делу N А73-13377/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.