г. Тула |
|
25 декабря 2018 г. |
Дело N А23-1439/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., при участии от истца - государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Кашиной Г.А. (доверенность от 03.10.2018 N 21), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ТСТ", третьего лица - Антошкиной Марины Евгеньевны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТСТ" на решение Арбитражного суда Калужской области от 18.10.2018 по делу N А23-1439/2018 (судья Сахарова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Калуга, ОГРН 1024001180312, ИНН 4027022552) (далее по тексту - истец, учреждение, территориальный орган) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТСТ" (г. Таруса, ОГРН 114029001481, ИНН 4018009996) (далее по тексту - ответчик, общество) о взыскании излишне понесенных расходов в связи с непредставлением сведений, влияющих на выплату пособия по обязательному социальному страхованию, в размере 47 352 рублей 73 копеек.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Антошкина Марина Евгеньевна (г. Таруса).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.10.2018 исковое требование государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворено.
В апелляционной жалобе ООО "ТСТ" просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что истцом не представлено каких-либо доказательств в подтверждение заявленного требования. Ссылается на то, что гарантийное письмо подписано лицом - Белинским А.С., который не является сотрудником (работником) общества.
Государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Антошкина Марина Евгеньевна отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ТСТ" с 06.07.2011 состоит на регистрационном учете в Фонде социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя.
Истцу 21.07.2016 от ответчика в электронном виде поступили реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по уходу за вторым ребенком Антошкиной М.Е.
Главным специалистом-ревизором учреждения 12.10.2017 проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предоставленных страхователем - ООО "ТСТ" за период с 01.07.2016 по 31.12.2016.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 страхователем не представлены сведения о прекращении выплат страхового обеспечения по выплате ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком, в связи с прекращением трудового договора.
Так, по заявлению Антошкиной М.Е. с 16.05.2016 страхователем предоставлен отпуск по уходу за вторым ребенком с выплатой ежемесячного пособия в сумме 5 817 рублей 24 копейки.
Согласно приказу от 21.07.2016 N Т0000000001 трудовой договор с Антошкиной М.Е. расторгнут с 21.07.2016 по инициативе работника.
Сведений же о прекращении трудового договора с Антошкиной М.Е. в Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от страхователя не поступало.
С учетом этого истцом за период с 01.07.2016 до 31.12.2016 - период проверки производились выплаты ежемесячного пособия Антошкиной М.Е. по уходу за вторым ребенком в сумме 5 817 рублей 24 копеек в месяц или за указанный период всего 34 903 рубля 44 копейки.
В связи с прекращением трудового договора истец должен был начислить и выплатить ежемесячное пособие Антошкиной М.Е. только за период с 01.07.2016 до 21.07.2016 в сумме 3 940 рублей 71 копейки (5 817 рублей 24 копейки / 31 х 21).
В результате переплата составила 30 962 рубля 73 копейки (34 903 рубля 44 копейки - 3 940 рублей 71 копейка).
По результатам проверки в присутствии руководителя и бухгалтера общества составлен акт проверки от 12.10.2017 N 822_/ПДС и принято решение от 03.11.2017 N 822, в котором обществу предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные учреждением в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 30 962 рублей 73 копеек за 2016 год.
Истец 23.10.2017 направил в адрес общества письмо N 14-17/4016-6742, в котором, ссылаясь на результаты проверки, пункт 4.2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, просил в срок до 25.11.2017 в добровольном порядке возместить излишне понесенные страховщиком расходы за период с 22.07.2016 по 24.08.2017 в сумме 78 315 рублей 06 копеек: за 2016 год - 30 962 рубля 73 копейки, за 2017 год - 47 352 рубля 33 копейки.
Истцом 07.12.2017 в адрес общества также выставлено требование N 822/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенные территориальным органом в сумме 30 962 рублей 73 копеек в срок до 26.12.2017.
Из реестра принятых платежных документов следует, что 25.12.2017 общество перечислило истцу денежные средства только в сумме 30 962 рублей 73 копеек - за 2016 год.
При этом гарантийным письмом без даты и номера, поступившим в учреждение 16.01.2018 (вх. 320), общество в лице коммерческого директора Белинского С.А. гарантировало выплату денежных средств в размере 47 352 рублей 33 копеек не позднее 28.02.2018.
Поскольку требование учреждения о возмещении переплаты в сумме 47 352 рублей 33 копеек за 2017 год не было исполнено обществом, то истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении искового требования судебная коллегия считает правильным исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются, согласно части 2 названной статьи Закона N 255-ФЗ, Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту - Закон N 81-ФЗ).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Порядок исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком регламентирован частями 1, 2, 3.1, 5.2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ.
Согласно части 5.2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 указанного Закона.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее по тексту - Постановление N 294) Калужская область с 01.07.2016 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
В рамках реализации указанного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда.
Постановлением N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее по тексту - Положение).
При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом социального страхования Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Законом N 255-ФЗ и Законом N 81-ФЗ.
В силу пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.
Из пункта 8 Положения следует, что после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Порядок представления сведений в электронном виде не предполагает последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, на основании которых заполнен реестр сведений. Поэтому сотрудники территориального органа Фонда не видят документов на бумажном носителе и не имеют возможности проверить порядок и основания их выдачи и заполнения. Дополнительная проверка сведений, содержащихся в реестре сведений, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме (пункт 7 Положения). В таком случае территориальный орган фонда направляет страхователю извещение о предоставлении недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно пункту 4.2 Положения страхователь в трехдневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. Форма такого уведомления утверждается Фондом.
За непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пунктом 16 Положения).
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21.07.2016 от ООО "ТСТ" в адрес регионального отделения в электронном виде поступил реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком Антошкиной М.Е., за период освобождения от работы с 01.07.2016.
При этом с 21.07.2016 трудовой договор с Антошкиной М.Е. был расторгнут по инициативе работника.
Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции, права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком с указанной даты прекратились.
Между тем, из имеющихся в материалах дела платежных поручений: от 02.02.2017 N 521239, от 06.03.2017 N 627644, от 07.04.2017 N 749927, от 05.05.2017 N 855783, от 07.06.2017 N 78994, от 07.07.2017 N 200379, от 04.08.2017 N 296593 и от 07.09.2017 N 414134 следует, что учреждением ввиду непредставления ответчиком сведений о расторжении трудового договора с Антошкиной М.Е. в 2017 году (до проведения выездной проверки, в ходе которой был установлен факт расторжения трудового договора) назначено и перечислено пособие за 2017 год в размере 47 352 рублей 33 копеек.
Доказательств, подтверждающих, что общество сообщило учреждению о прекращении трудового договора с Антошкиной М.Е., последний в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
Напротив, судебная коллегия отмечает, что суммы, выплаченные фондом Антошкиной М.Е. за период проверки - с 01.07.2016 до 31.12.2016 в сумме 30 962 рубля 73 копейки были возмещены, что подтверждается реестром принятых платежных документов (т. 1, л. д. 23). Данные обстоятельства подтверждают, что общество согласилось с решением фонда от 03.11.2017 N 822.
С учетом этого суд первой инстанции правомерно заключил, что не представление ООО "ТСТ" в учреждение сведений, необходимых для правильного исчисления пособия по уходу за ребенком, привело к излишней выплате (переплате) истцом за 2017 год денежных средств в сумме 47 352 рублей 73 копеек.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы.
При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165- ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Согласно пункту 2 Положения Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В силу статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
Поскольку в рассматриваемом случае излишняя выплата пособия была вызвана ни действиями Антошкиной М.Е., а виновными действиями ООО "ТСТ", ввиду недостоверностью представленных им сведений, то суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования фонда к обществу о возмещении расходов в сумме 47 352 рублей 73 копеек.
Ссылку общества на то, что гарантийное письмо без даты и номера, поступившее в учреждение 16.01.2018 (вх. 320), подписанное коммерческим директором Белинским С.А., в котором гарантирована выплата денежных средств в размере 47 352 рублей 33 копеек не позднее 28.02.2018, не может подтверждать досудебный порядок урегулирования спора, поскольку Белинский С.А. не является сотрудником (работником) общества, судебная коллегия признает несостоятельной как противоречащая материалам дела.
Так, согласно письму ОПФР по Калужской области от 20.09.2018 N 22-08-1/2806, Белинский С.А. за период с января 2017 года по март 2018 года являлся работником ООО "ТСТ" (т. 2, л. д. 1).
Кроме того, из материалов дела следует, что документы, представленные фонду для проведения выездной проверки, заверены Белинским С.А. (т. 1, л. д. 67 - 74).
Таким образом, аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 18.10.2018 по делу N А23-1439/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТСТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.