25 декабря 2018 г. |
Дело N А83-2942/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сикорской Н.И., судей Колупаевой Ю.В., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Букшановой М.М.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Южный комфорт" - Воробьев Алексей Павлович, доверенность от 30.01.2018, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2018 года по делу N А83-2942/2018 (судья Евдокимова Е.А.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Южный комфорт"
к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации города Ялты Республики Крым
об установлении условий договора аренды,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Южный комфорт" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - ответчик, Департамент), в котором просит суд, с учетом заявления об уточнении исковых требований от 08.05.2018, которое принято судом к производству в судебном заседании 15.05.2018: урегулировать разногласия в п.п.1.5, 3.2 Договора аренды между Обществом с ограниченной ответственностью "Южный комфорт" и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, Алупкинское шоссе, д. N 3, д. N 5, кадастровый номер 90:25:040103:1078, а также Приложение N 1 к указанному договору, изложив спорные пункты договора в следующей редакции:
"Пункт 1.5. Нормативная цена (кадастровая стоимость) земельного участка составляет 60 486 891,20 рублей (шестьдесят миллионов четыреста восемьдесят шесть тысяч восемьсот девяносто один рубль двадцать копеек)".
"Пункт 3.2. Размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания настоящего Договора и составляет 3 629 213,47 рублей (три миллиона шестьсот двадцать девять тысяч двести тринадцать рублей сорок семь копеек) и может в дальнейшем изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в случае:".
"Приложение N 1 к договору аренды земельного участка.
"Базовые показатели расчета:
Местоположение земельного участка: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, д.N 3, д.N 5;
кадастровый номер земельного участка 90:25:040103:1078;
вид разрешенного использования земельного участка: "Гостиничное обслуживание" (код 4.7), "Коммунальное обслуживание" (код 3.1)
общая площадь земельного участка, кв.м.: 17885
нормативная цена (кадастровая стоимость) земельного участка (Нц), в руб.: 60 486 891,20
арендная ставка (А), %: 6
уровень инфляции, установленный федеральным законом Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, (Кi): (2017 г. - 1,04).
Размер арендной платы:
Нц х А = 60 486 891,20 х 6% = 3 629 213,20 рублей в год".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 03.04.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрацию города Ялты Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2018 года по делу N А83-2942/2018 исковое заявление удовлетворено. Урегулированы разногласия в п.п.1.5, 3.2 Договора аренды между Обществом с ограниченной ответственностью "Южный комфорт" и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, Алупкинское шоссе, д. N 3, д. N 5, кадастровый номер 90:25:040103:1078, а также Приложение N 1 к указанному договору, изложив спорные пункты договора в редакции, предложенной истцом.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что судом первой инстанции не установлены и не исследованы имеющие значение для дела обстоятельства, относительно того, что по указанному договору аренды земельного участка расчет арендной платы произведен в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" и решением 39-й сессии первого созыва Ялтинского городского совета от 22.12.2016 N17, которым утверждено "Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", в связи с чем, суд пришел к неверным выводам о недоказанности ответчиком правильности расчета арендной платы. Таким образом, по мнению апеллянта, судом дана ненадлежащая оценка доказательствам, которые содержатся в материалах дела и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 апелляционная жалоба ООО "Южный комфорт" принята к производству суда апелляционной инстанции.
20.12.2018 от ООО "Южный комфорт" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец указывает на то, что при исчислении ответчиком размера арендной платы за землю, за основу была взята нормативная денежная оценка, установленная на основании решения 6-й сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета Автономной Республики Крым N 9 от 15 апреля 2011 года "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель пгт. Кореиз, Кореизского поселкового Совета АР Крым" и исходя из ставки, установленной решением 11-ой сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета N 1 от 14.07.2011 "Об утверждении ставок арендной платы за землю". В то же время, применение ответчиком в своем расчете нормативной денежной оценки земельного участка, которая была утверждена вышеуказанным решением поселкового совета N 9 от 15.04.2011, и исходя из ставки арендной платы в соответствии с решением N 1 от 14.07.2011, необоснованно, поскольку данные решения поселкового совета не были опубликованы в средствах массовой информации и не вступили в законную силу, а следовательно, арендная плата рассчитанная на их основании не соответствовала законодательству действовавшему до 21.03.2014. Таким образом, по мнению истца, Департамент при определении нормативной цены в расчете стоимости аренды земельного участка обязан был использовать методику расчета, изложенную в Постановлении Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым.
В судебном заседании 24.12.2018, представитель истца относительно удовлетворения апелляционной жалобы возражал, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, а также представил копии решения 6 сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета Автономной Республики Крым N 9 от 15.04.2011 и решения 11 сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета Автономной Республики Крым N 1 от 14.07.2011.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, в судебное заседание не явились, хотя суд и обязывал явкой его представителя, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей третьего лица.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24.09.2008 между Кореизским поселковым советом (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Южный комфорт" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Автономная Республика Крым, город Ялта, пгт. Кореиз, Алушкинское шоссе, дом 3, дом 5, пунктом 2.1. которого предусмотрено, что в аренду предоставляется земельный участок общей площадью 1,7885 га, (далее - Договор от 24.09.2008 г.).
Согласно п.2.2. Договора от 24.09.2008 нормативная денежная оценка земельного участка составляет 15 942 047,26 гривен (пятнадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи сорок семь гривен 26 копейка).
Договор аренды заключен сроком на 49 (сорок девять) лет. После окончания срока действия договора Арендатор имеет преимущественное право на возобновление договора на новый срок. В этом случае Арендатор должен не позднее, чем за два месяца до окончания срока действия договора уведомить письменно Арендодателя о намерении продления действия договора на новый срок (п.3.1. Договора от 24.09.2008 г.).
Из п.4.1. Договора от 24.08.2008 усматривается, что арендная плата устанавливается Арендодателем в сумме 1 913 045,68 гривен в год (не включая сумму НДС) и вносится Арендатором ежемесячно в размере 1/12, в срок до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Разделом 6 Договора от 24.09.2008 предусмотрены условия и сроки предоставления земельного участка в аренду, согласно п.6.2. которого, предоставление земельного участка в аренду осуществляется согласно разработанному проекту отвода земельного участка.
Предоставление земельного участка Арендатору осуществляется после государственной регистрации договора, согласно акту приема-передачи (п.6.5. Договора от 06.05.2009).
Стороны подписали Акт приёма-передачи земельного участка от 24.09.2008.
В порядке переоформления прав истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 17885 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, д. N 3, д. N5.
30.12.2016 Администрацией города Ялты Республики Крым вынесено Постановление N 5695-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, д. N 3, д. N5, с обществом с ограниченной ответственностью "Южный комфорт" в порядке переоформления права", согласно которому Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым поручено заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Южный комфорт" договор аренды земельного участка общей площадью 17885 кв.м., сроком до 01.11.2058 года, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с кадастровым номером 90:25:040103:1078, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, д. N 3, д. N5, с видом разрешенного использования - "Гостиничное обслуживание" (код 4.7), "Коммунальное обслуживание" (код 3.1), в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым подготовлен проект Договора аренды земельного участка от 12.01.2017 (далее - Договор), представленный ООО "Южный комфорт" для подписания.
Вышеуказанный Договор подписан истцом с протоколом разногласий.
Согласно протоколу между сторонами возникли разногласия по пунктам 1.5, 3.2 Договора и приложений к Договору, а именно в части определения нормативной цены (кадастровой стоимости) земельного участка и размера арендной платы.
Поскольку при заключении договора аренды земельного участка между сторонами возникли разногласия, которые не были урегулированы сторонами в досудебном порядке, предусмотренном частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО "Южный комфорт" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2018 года по делу N А83-2942/2018 исковое заявление удовлетворено.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, предметом спора по данному делу является устранение разногласий, возникших между Обществом с ограниченной ответственностью "Южный комфорт" и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялта при заключении договора аренды земельного участка от 12.01.2017 г., общей площадью 17885 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, д. N 3, д. N5, для строительства и обслуживания, кадастровый номер участка - 90:25:040103:1078, в границах указанных в кадастровом паспорте (плане, карте).
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Так, истец (с учетом заявления об уточнении исковых требований от 08.05.2018) просит изложить спорные пункты указанного договора, касающиеся нормативной цены (кадастровой стоимости) и арендной платы, в своей редакции, ссылаясь на Постановление Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в статье 173 закрепил положение, согласно которому по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Следовательно, разрешая преддоговорной спор, суд должен установить гражданские права и обязанности, облеченные в форму условий договора, которыми стороны будут руководствоваться в своих дальнейших отношениях.
При таких обстоятельствах, в порядке статьи 445 ГК РФ условия договора, в том числе условие о размере арендной платы, определяются в судебном порядке.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 11657/11 по делу NА76-15904/2010 сторона, обязанная заключить договор, вправе представить суду заявление о рассмотрении разногласий по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть. Реализация права стороны, управомоченной требовать заключения договора в судебном порядке, не может зависеть от формы уклонения обязанной стороны от его заключения на предложенных условиях (отказ от подписания договора, подписание его в суде с протоколом разногласий, утрата протокола разногласий при пересылке, подписание неуполномоченным лицом и т.п.). Поскольку заключение договора является обязательным, суд должен обеспечить защиту прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора.
При разрешении разногласий по существенному условию договора суд не вправе уклониться от их урегулирования и отказать в иске (постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4667/10).
Принимая во внимание, что возникновение арендных отношений между сторонами при заключении договора аренды земли от 24.09.2008 имели место на территории Республики Крым до ее присоединения к Российской Федерации на основании Закона N 6-ФКЗ, давая правовую квалификацию обстоятельствам спора, материалам дела и доводам истца, относительно правоотношений в части заключения договора аренды земли от 24.09.2008, судом применяются нормы материального права Украины, действующие по состоянию на момент возникновения указанных правоотношений, с момента присоединения Республики Крым к Российской Федерации на основании Закона N 6-ФКЗ, относительно урегулирования разногласий по договору аренды земельного участка от 12.01.2017, суд применяет нормы действующего законодательства Российской Федерации.
Как ранее установлено судом, 24.09.2008 между Кореизским поселковым советом и ООО "Южный комфорт" заключен договор аренды земли, пунктом 1 которого определено, что арендодатель предоставляет, арендатор принимает в аренду земельный участок (согласно Украинскому классификатору целевого использования земли - УКЦИЗ): "иная коммерческая деятельность - код 1.11.6", расположенный по адресу: Автономная Республика Крым, пгт Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, д. N 3, д. N5. Договор заключен сроком на 49 (сорок девять) лет.
В силу положений статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республик Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 12 статьи 3 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" N 38-ЗРК от 31.07.2014 (далее - Закон N 38-ЗРК), положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона (N 6-ФКЗ от 21.03.2014) и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что заключенный 24.09.2008 договор аренды земли на сегодняшний день является действующим и подтверждающим право истца на пользование, переданным ему в аренду, земельным участком.
При этом, в соответствии с пунктом 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Изложенный выше пункт Закона N 38-ЗРК содержит прямое обязательство органов государственной власти и органов местного самоуправления на заключение договоров аренды в случае обращения с заявлением лиц, с которыми, в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины, были заключены соответствующие договора аренды земли, и срок действия которых не истек на момент обращения. Срок для обязательного обращения с заявлением о перезаключении договора установлен (на момент возникновения спорных правоотношений) до 01 января 2018года.
Пунктом 15 статьи 3 Закона N 38-ЗРК (на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута в отношении земельного участка в срок до 1 апреля 2017 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Порядок (части 1, 2, 3) устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Порядком также установлено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права). Виды подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определяются Законом.
С целью переоформления права на земельный участок, которое возникло до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, ООО "Южный комфорт" (Арендатор) обратилось к ответчику (Арендодателю) с заявлением о перезаключении договора аренды.
В ответ на указанное заявление, ответчиком был подготовлен Проект договора аренды земельного участка от 12.01.2017, площадью 17885,00 кв.м., с видом разрешенного использования "Гостиничное обслуживание (код 4.7), "Коммунальное обслуживание" (код 3.1), с кадастровым номером 90:25:040103:1078, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, д. N 3, д. N5.
Не согласившись с пунктами 1.5, 3.2 и приложением истец подготовил и направил на рассмотрение ответчика протокол разногласий, в котором изложил о несогласии с размером нормативной цены (кадастровой стоимости) и размером арендной платы и предложил свой расчет с учетом Постановления Совета Министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым".
Однако, в письме от 22.01.2018 исх. N 01/3-09/192 ответчик отметил о необоснованности протокола.
Согласно пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Положения Закона N 38-ЗРК, Постановления Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" и других нормативно-правовые акты обязывают стороны по ранее заключенным договорам на право застройки земельного участка и аренды земельного участка перезаключить их, а соответственно являются и основанием для заключения договора аренды.
В обоснование заявленных исковых требований, истец ссылается на несогласие с результатами проведения ответчиком расчета нормативной цены (кадастровой стоимости) и размера аренды земельного участка, изложенными в проекте договора аренды земельного участка от 12.01.2017, а именно с размером нормативной цены земельного участка в размере 101 333 676,38 рублей, и размером арендной платы в год 12 160 041,17 рублей, поскольку считает их необоснованно завышенными.
Статьей 11 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" от 31.07.2014 N 38-ЗРК определено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. Данной же нормой установлено, что порядок определения размера арендной платы, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Во исполнение данной нормы права, Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная на 21.03.2014, пересчитывается в рубли с коэффициентом 3,8.
Этим же Постановлением утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - Положение).
Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (пункт 1.1).
Согласно пункту 2.1. Положения нормативная цена земельного участка используется для определения размера арендной платы.
На основании пункта 3.4. Положения, плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21.03.2014, признается равной платежам, установленных прежними договорами, и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренными частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В том случае, если такой договор заключается после 31.12.2014, то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренном законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год.
В том случае, если плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного не соответствовала законодательству, действующему до 21.03.2014, то при заключении договора аренды плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения.
Согласно пунктам 4.1. и 4.2. Положения основанием для установления и взимания платы за земельный участок являются подписанные сторонами договор аренды, соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, соглашение о перераспределении земельных участков, договор купли-продажи земельного участка, а плательщиками являются лица, подписавшие такие договоры или соглашения.
Плата устанавливается в виде платежа, выраженного в денежной форме, которая вносится плательщиками путем перечисления денежных средств на банковские счета по реквизитам, указанным в договоре или соглашении. В платежном документе по перечислению платы в обязательном порядке указываются назначение платежа, дата и номер договора или соглашения, период, за который он вносится. Внесение платы по нескольким договорам или соглашениям одним платежным документом не допускается. Датой уплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет, указанный в договоре или соглашении.
Арендная плата, плата за установление сервитута или плата за перераспределение земельных участков вносится равными частями ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 4.3 Положения).
Уровень инфляции на 2016 год - 1,058, на 2017 год - 1,04, на 2018 год - 1,032.
Таким образом, с учетом того, что договор аренды земли заключен между сторонами до 21.03.2014, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае следует применять пункт 3.4 Положения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", в связи с чем, судебная коллегия также считает обоснованным предложение (оферту) истца о заключении договора аренды по нормативной цене (кадастровой стоимости) земельного участка в размере 60 486 891,20 рублей, а ни в размере 101 333 676,38 рублей, по годовой арендной плате в размере 3 929 213,20 рублей, а ни в размере 12 160 041,17 рублей как указано ответчиком в проекте Договора аренды земельного участка от 12.01.2017.
Как установлено судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, в обоснование своего варианта нормативной оценки земли, ответчик указывает на то, по указанному договору аренды земельного участка расчет арендной платы произведен в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" и решения 39-й сессии первого созыва Ялтинского городского совета от 22.12.2016 N17, которым утверждено "Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
В соответствии с подпунктом 3.4. Положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым утвержденного решением 39-й сессии первого созыва Ялтинского городского совета от 22.12.2016 N 17 плата, установленная в договорах аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года, признается равной платежам, установленным прежними договорами и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8.
При определении нормативной цены, ответчик ссылается на нормативную денежную оценку, установленную на основании решения 6-й сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета Автономной Республики Крым N 9 от 15 апреля 2011 года "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель пгт. Кореиз, Кореизского поселкового Совета АР Крым" и исходя из ставки, установленной решением 11-ой сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета N 1 от 14.07.2011 "Об утверждении ставок арендной платы за землю".
Пунктом 4 решения 6-й сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета Автономной Республики Крым N 9 от 15 апреля 2011 года предписано опубликовать принятое решение в средствах массовой информации.
Согласно части 5 статьи 12 Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", регуляторные акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, официально обнародуются в печатных средствах массовой информации соответствующих советов, а в случае их отсутствия - в местных средствах массовой информации, определенных этими органами и должностными лицами, не позднее чем в десятидневный срок после их принятия и подписания.
Из содержания части 5 статьи 59 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" следует, что вступление в силу решений Совета связано с днем их официального обнародования, то есть публикации в средствах массовой информации, если Советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.
В силу положений статьи 47 Федерального Закона Российской Федерации N 131 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты вступают в законную силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, и должны обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым было предложено представить решение 6 сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета Автономной Республики Крым N 9 от 15.04.2011 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель пгт. Кореиз, Кореизского поселкового Совета АР Крым" и решение 11 сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета Автономной Республики Крым N 1 от 14.07.2011 "Об утверждении ставок арендной платы за землю", а также доказательства опубликования указанных решений в средствах массовой информации.
Однако доказательства опубликования указанных решений в средствах массой информации не были представлены суду, об объективных причинах невозможности представления указанных доказательств, ответчик суд не уведомил.
В соответствии со статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Таким образом, принимая во внимание, что доказательств опубликования решения 6-й сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета Автономной Республики Крым N 9 от 15 апреля 2011 года и решения 11-ой сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета N 1 от 14.07.2011 в средствах массовой информации не имеется, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции пришел к верному выводу относительно необоснованности и не доказанности расчета арендной платы, указанного ответчиком.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2016 по делу N А83-4682/2015.
Расчет арендной платы, произведенный истцом с учетом методики указанной в Постановлении Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014, проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, тогда как, нормативная цена (кадастровая стоимость) земельного участка и размер арендной платы, указанные в проекте договора от 12.01.2017 ответчиком не подтверждены.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, исходя из оценки представленных в дело доказательств в их совокупности, коллегия судей приходит к выводу об обоснованности требований истца об урегулировании разногласий, возникших между Обществом с ограниченной ответственностью "Южный комфорт" и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым при заключении договора аренды земельного участка площадью 17885,00 кв.м., из категории земель - "Земли населенных пунктов", с кадастровым номером 90:25:040103:1078, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, д. N 3, д. N5, с видом разрешенного использования - "Гостиничное обслуживание" (код 4.7), "Коммунальное обслуживание" (код 3.1), которые подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание вышеизложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2018 года по делу N А83-2942/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.