г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А56-69712/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бойко К.Б.
при участии:
от истца: Шевелева Н.В. по доверенности от 22.11.2018
от ответчика: Гуттина Н.Н. по доверенности от 26.12.2017
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28005/2018) ГУП "ТЭК Санкт-Петерубрга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2018 по делу N А56-69712/2018(судья Дорохова Н.Н.), принятое
по иску ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга"
к Жилищному комитету
3-е лицо: ООО "Жилищно-эксплуатационная компания "Созвездие-Приморский"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Жилищного комитета 171 923 рублей 79 копеек разницы между стоимостью тепловой энергии по установленному для истца экономически обоснованному тарифу и стоимостью тепловой энергии по тарифу для населения ("межтарифная разница").
Решением от 07.09.2018 в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы истец ссылался на то, что межтарифная разница объективно существует, оснований для расчета количества потребленной тепловой энергии ООО "ЖЭК "Созвездие - Приморский" по экономически обоснованному тарифу - нет. Следовательно, лицом, обязанным возместить убытки ресурсоснабжающей организации является Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета. Судом первой инстанции не учтено, что в материалы дела представлены копия конверта, возвращенного в связи с истечением срока хранения, подтверждающего повторное направление третьему лицу актов сверки объемов за спорный период, (первоначально акты сверки объемов выставлялись в банк вместе с платежными документами), копия претензии к Жилищному комитету о необходимости выделения межтарифной разницы за спорный период N 58-13/39823 от 23.10.2017 г. со штампом канцелярии Жилищного комитета от 30.10.2017 г. и ответ Жилищного комитета на данную претензию с отказом в выделении запрашиваемых денежных средств (исх. N 02-27-2369/17-0-1 от 10.11.2017). Также за май 2015 субсидия была частично выделена, что также подтверждает направление актов сверки объемов в адрес Третьего лица. Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что ГУП "ТЭК СПб" дублирует в своем иске требование о выплате уже возмещенной субсидии. Факт осуществления Предприятием промывки теплосетей и количество потраченной на это тепловой энергии Абонентом не оспорен, кроме того, подтверждается актом выполнения промывки, подписанным представителем абонента. Кроме того, Ответчиком были выделены денежные средства в размере признаваемым абонентом. Указанное обстоятельство Ответчиком не оспаривалось. Указанный факт (частичное выделение Ответчиком субсидии на возмещение разницы в тарифах) свидетельствует о полном соблюдении Истцом порядка предоставления субсидии.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик против отмены решения суда возражал.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы. Представитель ответчика настаивал на позиции, изложенной в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ГУП "ТЭК СПб" и обществом с ограниченной ответственностью "ЖЭК "Созвездие - Приморский" (далее - ООО "ЖЭК "Созвездие - Приморский") заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.08.2013 N 13299.037.1, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязалась передавать абонент тепловую энергию по адресам, указанным в Приложении N 1 к договору, а абонент оплачивать потребленную тепловую энергию энергоснабжающей организации в установленном порядке.
Истец обращаясь с исковым заявлением указал, что ответчик не в полном объеме возместил предприятию разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 171 923,79 руб.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. Апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно устанавливаются тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 г. N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга па 2015 год" в период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. установлен тариф в размере 1590,25 руб./Гкал (без НДС), с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. установлен тариф в размере 2 077,92 руб./Гкал (с учетом НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 г. N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1408,01 руб./Гкал (с НДС), в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 1541,78 руб./Гкал (с НДС).
Порядок предоставления в 2018 году субсидий, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с января 2016 года по декабрь 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2017 г. N 1174 "О Порядке предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных и (или) регулируемых тарифов на тепловую энергию", согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
В спорный период порядок предоставления субсидий на территории Санкт-Петербурга регламентировался Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2014 N 217, в соответствии с которым перечисление субсидий осуществляется напрямую Жилищным комитетом на счет ресурсоснабжающей организации. Данный порядок распространялся на правоотношения сторон по предоставлению субсидий апреля 2013 года.
В пункте 1 Постановления от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что если потери в виде разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса не были полностью или в части компенсированы данной организации, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для возмещения таких потерь ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования не требуется оспаривание акта об установлении тарифа.
Между ГУП "ТЭК СПб" и Жилищным комитетом заключен договор N ВВД-01-02 от 21 февраля 2017 г. о порядке предоставления субсидий.
В соответствии с п. 8.4 данного договора Предприятие направило в адрес ответчика претензию N 58-13/39823 о возмещении выпадающих доходов организации при поставке тепловой энергии в связи с реализацией населению по ценам ниже утвержденного тарифа, что за период с мая по июнь 2015 года составило 171 923,79 руб.
ГУП "ТЭК СПб" предъявило требование от 23.10.2017 N 58-13/39823 о компенсации выпадающих доходов (без указания суммы).
ГУП "ТЭК СПб" в требовании/претензии поясняет, что абонент - ООО "Жилищно-эксплуатационная компания "Созвездие-Приморский" объемы тепловой энергии, отпущенной на его объекты в спорый период не подтвердило, от подписания актов сверки уклонилось.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что количество потребленной тепловой энергии в спорный период не подтверждено доказательствами, нарушен порядок и процедура возмещения выпадающих доходов. Задолженность в спорном размере по компенсации Обществу межтарифной разницы отсутствует.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно пункту 3 Постановления N87 по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
В соответствии со статьями 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета Санкт-Петербурга по предоставлению субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Таким образом, субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию предоставляются ответчику.
Разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом, установленным для населения, компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядки предоставления субсидий предусматривают, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Исходя из установленных в спорный период тарифов, следует признать, что межтарифная разница объективно существует и из расчета истца усматривается ее размер.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ни отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) актов сверок объемов, ни отсутствие отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах, не влияют на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Несоблюдение истцом порядка получения субсидий и отсутствие у Комитета долга перед Предприятием, подателем жалобы надлежаще не доказано, при том, что правомерность требований истца, предъявленных к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, вне зависимости от наличия или отсутствия договорных отношений, подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей", а также разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
Суд отклоняет доводы Комитета о том, что истцом не доказано, выполнение всех требований, установленных нормативными правовыми актами, выполнение которых необходимо для получения субсидий ресурсоснабжающей организацией, поскольку выполнение данных требований от Предприятия не зависело. Несоблюдение требований нормативных актов иными лицами (обозначенными в актах как получатели субсидий) не может являться основанием для отказа истцу в возмещении разницы в тарифах.
Ответчик не возместил Предприятию разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, образовавшуюся в спорный период, в связи с чем, на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 171 923 рублей 79 копеек.
Представленный истцом расчет Комитетом не оспорен, доказательств того, что потери, вызванные межтарифной разницей, составляют иную сумму, не представлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит отмене, а иск - полному удовлетворению.
Расходы истца по уплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат возмещению за счет ответчика в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная истцом государственная пошлина по иску подлежит возвращению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2018 по делу N А56-69712/2018 отменить.
Взыскать с Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 171 923 рублей 79 копеек, а также 6158 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Возвратить государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" из федерального бюджета 3 842 рубля 00 копеек излишне уплаченную государственную пошлину.
Взыскать с Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.