город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2018 г. |
дело N А53-28890/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Величко М.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис"
на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ростовской области
от 12.11.2018 по делу N А53-28890/2018 (судья Корниенко А.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (ОГРН 1116194004717, ИНН 6168055811)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" (ОГРН 1126191001650, ИНН 6148655200)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за коммунальные услуги для нужд потребления при содержании общего имущества в МКД за период с апреля по июнь 2018 года в размере 66 661 рубля 92 копеек; пени за период с 16.05.2018 по 11.09.2018 в размере 1 897 рублей 04 копеек; неустойки, начиная с 12.09.2018 по день фактической уплаты суммы основного долга, начисленной на сумму задолженности 66 661 рубль 92 копейки в соответствии с частью 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 12.11.2018 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения, согласно которой иск удовлетворен, распределены расходы по уплате госпошлины.
Мотивированное решение судом первой инстанции не составлялось.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение (резолютивная часть) от 12.11.2018, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что условиями договоров управления МКД, заключенных ответчиком с собственниками помещений, в указанных МКД не предусмотрена обязанность управляющей организации оказывать коммунальные услуги, в том числе и по водоснабжению в местах общего пользования. У истца отсутствовали основания для направления ответчику оферты договора на поставку сверхнормативного ОДН. Истцом к расчету задолженности не предоставлены документы, подтверждающие достоверность расчета. Кроме этого, суд не дал надлежащей оценки тому факту, что фактически технической возможности водозабора в данных домах, кроме как в квартирах собственников не имеется, о чем имеются акты технической инвентаризации. То есть, истцом фактически не доказан факт потребления холодной воды на ОДН в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета. Односторонне составленные акты приема передачи и счета не могут являться в данном случае допустимыми доказательствами по делу.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие сторон в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
От истца в материалы дела поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 24 декабря 2018 года до 13 час. 50 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От истца в материалы дела поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, дополнения к возражениям на апелляционную жалобу, которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам в г. Красный Сулин: пер. Коммунальный, 53, 55, ул. 50 лет Октября, 10, 14, 20, 24, 26, 6, 6, корп. 2, 6, корп. 3, ул. Абрикосовая, 7, ул. Березовая, 14, ул. Больничная, 4, корп. 6, корп. 8, ул. Галатова, 68, ул. Комарова, 3, корп. 3, ул. Комарова, 6, корп. 2, ул. Комарова, 8, ул. Матросова, 32, 52, корп. А, ул. Мира, 13, ул. Мичурина, 9, ул. Молодежная, 11, ул. Одесская, 1, корп. 10, ул. Суворова, 10, 15, ул. Сулинская, 31, ул. Театральная, 8, корп. 2, ул. Центральная, 16, 16 корп. 1, 18, 21, корп. А, 23, 25, на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015 N 223, выданной ГЖИ РО.
Факт нахождения указанных домов в управлении ответчика подтверждается сведениями с сайта Реформа ЖКХ www.reformagkh.ru (анкета управляющей организации ООО "Жилкоммунсервис").
ООО "Донреко" осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в указанных многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкоммунсервис".
В спорный период между сторонами отсутствовал заключенный в установленном законом порядке договор на водоснабжение и водоотведение в виде единого документа, подписанного двумя сторонами.
Вместе с тем, данное обстоятельство не означает, что у ответчика, как у управляющей компании, не возникло обязанности по внесению оплаты за сверхнормативное водопотребление и оказание услуг по водоотведению данного коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона N 416-ФЗ о водоснабжении и водоотведении) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения).
Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров).
В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), то договор (договоры) считается заключенным.
Ответчик не обратился к истцу с заявкой (офертой) о заключении договора ресурсоснабжения, в связи с чем истец направил 19.04.2017 в адрес ООО "Жилкоммунсервис" подписанный и скрепленный печатью со стороны истца договор холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме исходящим заказным письмо N 238 от 19.04.2017, проект договора был получен ответчиком 27.04.2017.
Поскольку ответчик в течение 30 дней со дня получения договора не отреагировал на оферту истца в установленном законом порядке, возражений или согласия на заключение договора в редакции истца не направил, истец счел договор заключенным на основании абз. 2 п. 11 Правил N 124.
На основании протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкоммунсервис" собственниками было принято решение о внесении платы за водоснабжение и водоотведение непосредственно в ресурсоснабжающую организацию - ООО "Донреко".
Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Между тем, в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
С учетом изложенного принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за водоснабжение и водоотведение непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает управляющую организацию от обязанности заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на оказание коммунальных услуг.
Истцом в апреле-июне 2018 года осуществлена поставка холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика.
Объем водоснабжения и водоотведения за апрель-июнь 2018 года фактически поставленного в многоквартирные дома подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета ОДНУ и ИПУ МКД, а также расчету в пределах норматива коммунальных ресурсов.
Объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах за апрель-июнь 2018 г. составил:
в апреле 2018 г. водоснабжение - 153,878 м3, водоотведение - 218,768 м3 на сумму 24 149 рублей 67 копеек;
в мае 2018 г. водоснабжение - 153,878 м3, водоотведение - 153,878 м3 на сумму 20 238 рублей 47 копеек;
в июне 2018 г. водоснабжение - 169,353 м3, водоотведение - 169,353 м3 на сумму 22 273 рубля 78 копеек.
Итого в мае-июне 2018 года водоснабжение - 477,109 м3, водоотведение -541,999 м3 на сумму 66 661 рубль 92 копейки.
Норматив водопотребления определяется в соответствии с постановлениями Региональной службы по тарифам значение норматива по холодному водоснабжению на ОДН составляет 0,02 м3/м2, для водоотведения на ОДН составляет 0,02 м3/м2.
Тарифы водоснабжения и водоотведения, утверждены постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области N 72/43 от 12.12.2017 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Донреко" на 2018 год": - водоснабжение с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. составляет 60,38 руб. без учета НДС, с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. составляет 61,59 руб. без учета НДС; - водоотведение с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. составляет 51,08 руб. без учета НДС, с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. составляет 52,10 руб. без учета НДС.
В адрес ООО "Жилкоммунсервис" были направлены следующие платежные документы:
- 16.05.2018 за апрель 2018 г.: счет, счет-фактура, акты путем направления заказной корреспонденцией, получены ответчиком 17.05.2018;
- 20.06.2018 за май 2018 г.: счет, счет-фактура, акты путем направления заказной корреспонденцией, получены ответчиком 21.06.2018;
- 13.07.2018 за май 2018 г.: счет, счет-фактура, акты путем направления заказной корреспонденцией, получены ответчиком 16.07.2018.
Ответчику была направлена претензия от 21.05.2018 б/н. заказной корреспонденцией с требованием погасить образовавшуюся задолженность в 5-ти дневный срок с момента получения указанной претензии, однако по настоящее время ответчиком задолженность не погашена (получена ответчиком 22.05.2018).
Претензия от 16.07.2018 N 480 направлена заказной корреспонденцией с требованием о погашении образовавшейся задолженности в 5-ти дневный срок с момента получения указанной претензии, однако по настоящее время ответчиком задолженность не погашена (получена ответчиком 19.07.2018).
Требования, указанные в претензиях оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее -товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что задолженность ответчика за апрель-июнь 2018 г. по спорным МКД, находившимся в управлении ответчика и расположенным по адресам в г. Красный Сулин, пер. Коммунальный, 53, 55, ул. 50 лет Октября, 10, 14, 20, 24, 26, 6, 6, корп. 2, 6, корп. 3, ул. Абрикосовая, 7, ул. Березовая, 14, ул. Больничная, 4, корп. 6, корп. 8, ул. Галатова, 68, ул. Комарова, 3, корп. 3, ул. Комарова, 6, корп. 2, ул. Комарова, 8, ул. Матросова, 32, 52, корп. А, ул. Мира, 13, ул. Мичурина, 9, ул. Молодежная, 11, ул. Одесская, 1, корп. 10, ул. Суворова, 10, 15, ул. Сулинская, 31, ул. Театральная, 8, корп. 2, ул. Центральная, 16, 16, корп. 1, 18, 21, корп. А, 23, 25, составила 66 661 рубль 92 копейки.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Обязанность по исполнению обязательства по оплате ресурсов в полном объеме сохраняется за управляющей организацией, перед которой потребители исполняют обязательства по оплате коммунальных услуг, несмотря на перечисление ими денежных средств непосредственно ресурсоснабжающей организации.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, вопрос N 9) разъяснено следующее.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в силу пункта 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и после 01.01.2017.
Между тем, в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
Суд первой инстанции правомерно установил, что ООО "Жилкоммунсервис" является исполнителем, на которого возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирных домов и у общества имеется обязанность по оплате задолженности за коммунальные услуги для нужд потребления при содержании общего имущества в МКД.
Из материалов дела усматривается, что истец 19.04.2017 направил в адрес ООО "Жилкоммунсервис" подписанный и скрепленный печатью со стороны истца договор холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме исходящим заказным письмом N 238 от 19.04.2017, проект договора был получен ответчиком 27.04.2017 (л.д. 41, т. 1).
Ответчик не осуществил действия по заключению договора водоснабжения и водоотведения с истцом.
Между тем, обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 правил N 214 исходит из положений части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Кроме того, в силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 ответчик обязан ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
В отзыве на апелляционную жалобу истец правомерно указал, что как гарантирующий поставщик ООО "Донреко" осуществляет поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды ООО "Жилкоммунсервис" в отношении спорных МКД, внесенных в лицензию.
В силу определенного законом предмета деятельности управляющих компаний ответчик мог и должен был как самостоятельно располагать соответствующими первичными данными, в том числе путем сбора их у собственников помещений МКД, так и уметь производить расчет сверхнормативного ОДН, а соответственно, должен был заявить конкретные возражения по некорректности расчета, предоставить контррасчет и выявить несовпадающие величины, обосновав достоверность величин, принятых в контррасчете.
Таким образом, факт поставки коммунального ресурса в адрес ответчика подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, ответчиком не оспорен, представленные истцом сведения об объемах потребления и расчеты не опровергнуты ответчиком по конкретным основаниям, доказательств оплаты принятой электроэнергии в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, с ответчика в пользу истца судом первой инстанции взыскана задолженность за коммунальные услуги для нужд потребления при содержании общего имущества в МКД за апрель-июнь 2018 г. в размере 66 661 руб. 92 коп.
Довод заявителя о том, что истом не доказана техническая возможность водозабора и водоотведения в многоквартирных домах на общие нужды не подлежит принятию, так как в соответствии с пунктом 4.16 СНиПа 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" в первом, цокольном или подвальном этажах надлежит к размещению кладовая уборочного инвентаря, которая должна быть оборудована раковиной.
Доказательств того, что водоотведение для общедомовых нужд многоквартирного жилого дома осуществляется в санкционированные контролирующими органами разрешенные сливные ямы возле многоквартирного дома в дело не представлено, безопасная возможность для такого слива не в водоотводящую городскую сеть не доказана.
Истцом заявлены требования о взыскании пени за период с 16.05.2018 по 11.09.2018 в размере 1 897 рублей 04 копеек.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Федеральным законом N 307-ФЗ от 03.11.2015 внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов в ч. 6.4 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О водоснабжении и водоотведении" в которой управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Кроме того, статьей 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов.
Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок суммы.
По смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Представленный истцом расчет пени за период с 16.05.2018 по 11.09.2018 в размере 1 897 рублей 04 копеек соответствует действующему законодательству, материалам дела, судом проверен и признан верным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, в связи с чем, принят судом как надлежащий, а указанная сумма пени подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца.
Истцом также заявлены требования о взыскании пени, начиная с 12.09.2018 по день фактической уплаты суммы основного долга, начисленной на сумму задолженности 66 661 рубль 92 копейки в соответствии с частью 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", по смыслу статей 330, 395, 809 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что истцом правомерно заявлены требования о взыскании пени, начиная с 12.09.2018 по день фактической уплаты суммы основного долга, начисленной на сумму задолженности 66 661 рубль 92 копейки в соответствии с частью 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
При указанных обстоятельствах, основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция по такому же спору между теми же сторонами изложена апелляционным судом в рамках дел N А53-3205/2018, N А53-3206/2018.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобы в размере 3000 руб., по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобе ответчиком государственная пошлина оплачена в размере 2000 руб. платежным поручением N 6591 от 16.11.2018, постольку с ООО "Жилкоммунсервис" в доход федерального бюджета надлежит довзыскать государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ростовской области от 12.11.2018 по делу N А53-28890/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" (ОГРН 1126191001650, ИНН 6148655200) в доход федерального бюджета 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28890/2018
Истец: ООО "ДОНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ООО "ДОНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" Красносулинское ПО
Ответчик: ООО "ЖИЛКОММУНСЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19723/18