город Омск |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А46-14837/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14424/2018) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12.10.2018 по делу N А46-14837/2018 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск" (ИНН 5501174543, ОГРН 1165543076478) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании недействительным предписания от 14.08.2018 N 02-02-16/22,
при участии в судебном заседании:
представителя Государственной жилищной инспекции Омской области Мерзлых Т.С. по доверенности N 895ю от 06.12.2018 сроком действия до 31.12.2019;
представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск" Прохорова А.А. по доверенности N 1 от 09.01.2018 сроком действия по 31.12.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Газпром межрегионгаз Омск" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром межрегионгаз Омск") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания от 14.08.2018 N 02-02-16/22 Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Инспекция) об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.10.2018 по делу N А46-14837/2018 требования общества удовлетворены. Предписание от 14.08.2018 N 02-02-16/22 признано недействительным. С Инспекции в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Омск" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб., уплаченной платежным поручением от 27.08.2018 N 4667.
Не соглашаясь с вынесенным по делу судебным актом, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в части, не урегулированной Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, спорные отношения регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг, в силу пункта 59 которых в настоящем случае применению подлежит величина среднемесячного потребления коммунальной услуги (газоснабжения) для определения размера платы за нее.
В письменном отзыве на жалобу общество просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Инспекции поддержаны доводы жалобы. Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Омск" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу административного органа.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие его обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 24.07.2018 N 1369 по обращению гражданина (от 09.07.2018 вход. N Ф-5506) заинтересованным лицом в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт от 14.08.2018 N 02-03-16/128.
Согласно указанному акту проверкой установлен факт нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Омск" положений подпункта "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам контрольных мероприятий 14.08.2018 административным органом обществу выдано предписание N 02-02-16/22 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю. В частности обществу указано на обязанность по перерасчету в срок до 28.09.2018 размера платы за коммунальную услугу (газоснабжение) собственнику жилого помещения N 1 в многоквартирном доме N 48 по ул. 8 Марта р. п. Саргатское Саргатского района Омской области за период с 04.04.2017 по 22.06.2017.
Из материалов проверки следует, что домовладение - жилое помещение N 1 в многоквартирном доме N 48 по ул. 8 Марта р.п. Саргатское Саргатского района Омской области, оборудовано индивидуальным прибором учета газа. 03.04.2017 срок проведения поверки данного прибора учета истек.
По мнению Инспекции, за период с 04.04.2017 по 22.06.2017 (дата установки в домовладении нового счетчика) начисление платы за газоснабжение должно производиться исходя из среднемесячного потребления газа.
В свою очередь, указывая, что такое начисление возможно только в том случае, если абонент сдал счетчик на поверку заблаговременно до наступления контрольного срока поверки (03.04.2017), общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования ООО "Газпром межрегионгаз Омск" удовлетворены судом первой инстанции, что послужило поводом для подачи Инспекцией настоящей апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Плата за коммунальные услуги включает в себя помимо прочих коммунальных услуг плату за газ (пункт 4 статьи 154 Кодекса).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу требований пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям), до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
При этом в сфере газоснабжения действует специальное правовое регулирование отношений, возникающих при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, а именно - утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549).
В силу пункта 25 поименованных Правил N 549 при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Пунктом 25 Правил N 549 предусмотрены следующие условия определения объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа: а) используются приборы учета газа, внесенные в государственный реестр средств измерений; б) установленные пломбы (пломба) не нарушены; в) срок проведения очередной поверки не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В подпункте "в" пункта 25 Правил N 549 указывается, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при условии не наступления срока проведения очередной поверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.
Объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа (пункт 30 Правил N 549).
Следовательно, потребитель газа обязан направить в установленном порядке прибор учета на поверку до истечения межповерочного интервала, однако в рассматриваемом случае такие действия не были совершены, и срок поверки истек, в связи с чем показания прибора учета газоснабжения при расчетах с ООО "Газпром межрегионгаз Омск" применены быть не могут.
Согласно положениям пункта 41 Правил N 549 размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 Правил N 549, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 32 Правил N 549 предусмотрено, что при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 03.04.2017 истек срок проведения поверки индивидуальным прибором учета газа в жилом помещении N 1 в многоквартирном доме N 48 по ул. 8 Марта р.п. Саргатское Саргатского района Омской области. Следовательно, с момента истечения срока поверки прибора учета определение объема потребленного газа по его показаниям не осуществляется.
С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает отраженный в обжалуемом решении вывод о том, что за период с 04.04.2017 расчеты за потребленный газ по указанному выше адресу подлежат осуществлению исходя из нормативов потребления газа, установленных приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 15.08.2012 N 134/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению на территории города Омска и Омской области".
Отклоняя доводы Инспекции, приведенные в апелляционной жалобе, о том, что по истечении срока поверки прибора учета ООО "Газпром межрегионгаз Омск" обязано было руководствоваться пунктом 59 Правил N 354 и производить начисление не из установленных нормативов потребления газа, а из расчета среднемесячного потребления газа, суд апелляционной инстанции руководствуется следующими положениями правового регулирования спорных отношений.
В силу прямого указания, приведенного в подпункте "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, данный документ не применяется к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549.
Основание и порядок применения среднемесячного начисления регулируются Правилами N 549. Так, в силу данных Правил существуют два основания применения среднемесячного начисления: несообщение абонентом показаний прибора учета (пункт 31) и демонтаж прибора учета для поверки (пункт 30).
С учетом изложенного доводы подателя жалобы о существовании пробела в правовом регулировании спорных отношений отклоняются: основания среднемесячного начисления урегулированы Правилами N 549 и не могут устанавливаться Правилами N 354.
Как разъяснено Министерством регионального развития Российской Федерации (письмо от 28.05.2012 N 12793-АП/14, приложение N 3), пункт 30 Правил N 549 является специальным по отношению к подпункту "а" пункта 59 Правил N 354. В пункте 30 Правил N 549 относительно применения среднемесячного начисления при истечении срока поверки прибора учета сказано, что среднемесячное начисление применяется только на период демонтажа прибора учета для проведения его поверки и только в случае, если к моменту демонтажа показания прибора принимались к учету. Если же к моменту демонтажа показания прибора не принимались, а начисление происходило по нормативам потребления (например, из-за истечения срока поверки), то среднемесячное начисление не применяется.
Таким образом, применение среднемесячного начисления в рассматриваемом случае не допускается, поскольку, как следует из материалов дела, к моменту возможного демонтажа прибор учета уже не применялся, а применялись нормативы потребления.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание требования статьи 157 ЖК РФ о применении нормативов потребления коммунальных услуг, обладающие большей юридической силой в сравнении с теми положениями, на применение которых ссылается административный орган.
Судом первой инстанции дана верная правовая оценка действиям заявителя по применению нормативов потребления при расчете размера платы за газоснабжение жилого помещения N 1 в многоквартирном доме N 48 по ул. 8 Марта р. п. Саргатское Саргатского района Омской области с 04.04.2017 по 22.06.2017.
Удовлетворив заявление общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводы жалобы, свидетельствующие о несогласии Инспекции с выводами суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Основания для отмены решения по делу в любом случае (статья 270 АПК РФ) апелляционным судом не усматриваются.
Решение Арбитражного суда Омской области от 12.10.2018 по делу N А46-14837/2018 подлежит оставлению без изменения. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются коллегией апелляционного суда, поскольку податель жалобы освобожден от обязанности по уплате таковой.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 12.10.2018 по делу N А46-14837/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.