г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2018 г. |
Дело N А21-7472/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29261/2018) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 12 Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2018 по делу N А21-7472/2018 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 12 Ц"
к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 12 Ц" (далее - ООО "ЖЭУ N 12 Ц", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (далее - министерство, административный орган, заинтересованное лицо) от 04.04.2017 N ЖК-2/637/НАА/ЖК-1408.
Решением суда от 20.08.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы заявитель указывает, что оспариваемым предписанием на общество необоснованно возложены обязанности по перерасчету размера платы за водоснабжение холодной водой на общедомовые нужды, а также понуждение заключить договор снабжения холодной водой с ресурсоснабжающей организацией г. Калининграда МУП КХ "Водоканал".
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом, не явились, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей не заявляли, что не является препятствием для рассмотрения настоящей жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в министерство 01.03.2017 г. вх. N ЖК-1408/О поступило коллективное обращение жильцов дома N 122 пр.Мира в г.Калининграде, содержащее сведения об отсутствии у управляющей организации договора холодного водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
На основании приказа от 29.03.2017 г. N 436 в период 04.04.2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖЭУ N12 Ц".
По результатам проведенной министерством проверки, оформленной актом N 436/НАА от 04.04.2017 г., ООО "ЖЭУ N12 Ц" выдано предписание N144/2/ЖК-1408/О/НАА от 04.04.2017 г. по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
ООО "ЖЭУ N 12 Ц" предписывалось: по дому N 122 по пр.Мира в г.Калининграде обеспечить производство перерасчета размера платы за снабжение холодной водой на общедомовые нужды за ноябрь, декабрь 2014 года, сентябрь, ноябрь, декабрь 2015 года, январь, февраль, март 2016 года в соответствии с требованиями части 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным с учетом площади мест общего пользования многоквартирного дома N 122 по пр.Мира в г.Калининграде -508,9 кв.м. Заключить договоры снабжения холодной водой с ресурсоснабжающей организацией г.Калининграда МП КХ "Водоканал" в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги.
Предоставить в Департамент жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области заверенную копию платежного документа, свидетельствующего об осуществлении перерасчета, а также заверенную копию договора либо заявление в судебные органы о понуждении ресурсоснабжающей организации к заключению договора в срок до 30 июня 2017 года.
На основании приказа от 14.03.2018 г. N 1073 в период 15.03.2018 по 06.04.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖЭУ N12 Ц" с целью проверки исполнения предписания от 04.04.2017 года N144/ЖК-1408/НАА по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
По результатам проведенной министерством проверки, оформленной актом N ЖК-1/1073/КАС от 06.04.2018 г., ООО "ЖЭУ N12 Ц" выдано предписание NЖК-2/637/НАА/ЖК-1408 от 09.04.2017 г. по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
ООО "ЖЭУ N 12 Ц" предписывалось: по дому N 122 по пр.Мира в г.Калининграде обеспечить производство перерасчета размера платы за снабжение холодной водой на общедомовые нужды за ноябрь, декабрь 2014 года, сентябрь, ноябрь, декабрь 2015 года, январь, февраль, март 2016 года в соответствии с требованиями части 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным с учетом площади мест общего пользования многоквартирного дома N 122 по пр.Мира в г.Калининграде -508,9 кв.м. Заключить договор снабжения холодной водой с ресурсоснабжающей организацией г.Калининграда МП КХ "Водоканал" в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги.
Предоставить в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области заверенную копию платежного документа, свидетельствующего об осуществлении перерасчета, а также заверенную копию договора либо заявление в судебные органы о понуждении ресурсоснабжающей организации к заключению договора в срок до 30 июня 2018 года.
Министерство посчитало, что общество нарушило требования п.31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила), п.29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, пп.д п.4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом, общество считает, что МУП КХ "Водоканал" как исполнитель коммунальной услуги производит начисление гражданам платы за коммунальную услугу водоснабжения. Эти данные поступают в МУП РИВЦ Симплекс, который выставляет оплату собственникам в своих квитанциях, минуя счета ООО "ЖЭУ N 12 Ц". Общество также считает, что у управляющей компании отсутствует обязанность заключить договор поставки коммунального ресурса, так как коммунальный ресурс надлежащего качества поставляется по прямым договорам с РСО.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом решения и действия (бездействие) могут быть признаны недействительными (незаконными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Из части 2 статьи 161 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией; из части 3 статьи 161 ЖК РФ - способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ (пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 416, далее - Правила N 416).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе и путем заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения и т.д. с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые в том числе регулируют порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 44 Правил, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац третий пункта 44 Правил N 354).
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 36 Правил).
В соответствии с пунктом 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-ro жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 122 по пр-ту Мира в г.Калининграде оборудован коллективным (общедомовым) прибора учета холодной воды, при этом расчет платы за холодную воду на общедомовые нужды ООО "ЖЭУ N12 Ц" произведен с нарушением порядка, установленного частью 2 пункта 44 Правил, что привело к завышению платы за холодную воду на общедомовые нужды в ноябре, декабре 2014 года, сентябре, ноябре, декабре 2015 года, январе, феврале, марте 2016 года.
Кроме того, как уже было указано выше, управляющая организация осуществляет свои функции на основании договора управления, в соответствии с которым она по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется помимо прочего предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Таким образом, в правоотношениях с собственниками помещений по предоставлению коммунальных услуг управляющая организация выступает как исполнитель коммунальных услуг, который в соответствии с пунктами 6, 13, подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354 обязан заключить договор с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Условия таких договоров определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Постановлением правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктами 4, 5 этих Правил исполнитель (управляющая организация) направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку о заключении договора ресурсоснабжения, приложив к ней документы, перечисленные в пунктах 6, 7 Правил N 124, а также те, что предусмотрены нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения, применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг.
Основания для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора перечислены в пунктах 12, 13 Правил N 124. При этом в пункте 14 Правил N 124 оговорено, что представление исполнителем документов не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае по общему правилу ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов в установленный срок и прекращает рассмотрение заявки в случае неустранения недостатков. После устранения недостатков исполнитель не лишен возможности повторно направить заявку.
Таким образом, законодательство обязывает заключить договор, как управляющую компанию, так и ресурсоснабжающую, то есть предписывает обеим сторонам принимать меры по внесению правовой определенности в правоотношения по ресурсоснабжению.
В то же время, как указано в определении Верховного Суда РФ от 15.09.2017 N 305-ЭС17-7000 по делу N А41-39674/2016, указанные нормы законодательства не должны толковаться таким образом, чтобы позволять управляющей или ресурсоснабжающей организации уклоняться от заключения договора по признакам формального несоответствия предоставленных сведений или их недостаточности при наличии у другой стороны этих сведений или возможности их получить самостоятельно.
Поскольку договор водоснабжения в спорном МКД с ресурсоснабжающей организацией ООО "ЖЭУ N 12 Ц" по состоянию на 09.04.2017 заключен не был, Министерством обоснованно выдано соответствующее предписание.
Довод заявителя о возложении оспариваемым предписанием незаконным требований отклоняется апелляционным судом как несостоятельный в виду следующего.
В связи с тем, что требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами и не должно носить признаки формального выполнения требований, апелляционная коллегия полагает, что буквальное толкование указания обеспечить производство перерасчета размера платы за снабжение холодной водой вопреки доводам заявителя не означает обязанность возвратить излишне уплаченные денежные средства за счет собственных средств общества.
Установив, что требование оспариваемого предписания содержит четкие формулировки, вынесено уполномоченным органом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспариваемого представления требованиям, установленным действующим законодательством.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2018 по делу N А21-7472/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.