г. Владимир |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А43-10466/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 24.12.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Сад N 1 ЦКБ по СПК" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018 по делу N А43-10466/2018, принятое судьей Соколовой Л.В. по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Сад N 1 ЦКБ по СПК" о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации г. Нижнего Новгорода, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в поступившем ходатайстве (входящий номер 01АП-9955/18 от 17.12.2018) просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании распоряжения главы администрации г. Нижнего Новгорода от 06.04.2005 N 1083-р 01.09.2005 между садоводческим некоммерческим товариществом "Сад N1 ЦКБ по СПК" (далее - СНТ "Сад N1 ЦКБ по СПК", Товарищество, заявитель) и администрацией г. Нижнего Новгорода заключен договор аренды земельного участка N 12862/1, согласно которому Товариществу в аренду передан земельный участок площадью 59 702 кв.м, местоположение: г. Нижний Новгород, Сормовский район, пос. Торфосклад.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.02.2007 с присвоением кадастрового номера 52:18:0020116:109, вид разрешенного использования: под садовые участки и земли общего пользования.
В соответствии с постановлением Главы администрации г. Нижнего Новгорода 27.05.2008 N 2373 гражданам предоставлены в собственность садовые земельные участки в СНТ "Сад N 1 ЦКБ по СПК" в утвержденных проектами границах.
Также указанным постановлением внесены изменения в распоряжение главы администрации г. Нижнего Новгорода от 06.04.2005 N 1083-р в части площади предоставленного Товариществу земельного участка, которая изменена на 2,9180 га. Пунктом 7 названного постановления заявителю предложено обеспечить постановку земельного участка площадью 2,9180 га на государственный кадастровый учет.
В связи с постановкой гражданами на кадастровый учет предоставленных в соответствии с вышеназванным постановлением главы администрации г. Нижнего Новгорода земельных участков 09.10.2008 земельный участок с кадастровым номером 52:18:0020116:109 переведен Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление, регистрирующий орган) в статус "архивный".
Не согласившись с действиями Управления по снятию земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020116:109 с кадастрового учета, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 АПК РФ, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок N 35), суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых заявителем действий Управления незаконными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Товарищество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.
Товарищество настаивает на том, что у Управления отсутствовали законные основания для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета при постановке на кадастровый учет образованных из него членами СНТ земельных участков.
Заявитель считает, что при постановке в 2008 году членами Товарищества земельных участков, образованных (выделенных) из земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020116:109, данный земельный участок должен был быть сохранен в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) с уточненными границами и площадью, а не исключен из ГКН с присвоением статуса "архивный". Кроме того, указывает на отсутствие в формализованном виде решения о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020116:109.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 24.10.2008) кадастровый учет и ведение ГКН осуществлялся Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости". В настоящее время указанные функции осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 221 -ФЗ).
Согласно пункту 17 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
В силу части 9 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер и утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Из положений пункта 4 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что не подлежит постановке на кадастровый учет земельный участок, образованный из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер. Положения названного пункта распространяются, в том числе на осуществление государственного кадастрового учета земельных участков, образованных при разделе находящихся в государственной собственности земельных участков, поставленных на кадастровый учет без регистрации прав.
По смыслу пункта 4 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 17 статьи 3 Закона N 137-ФЗ изменение статуса кадастровых сведений с "временного" на "учтенный" путем государственной регистрации права государственной собственности на исходный земельный участок не является необходимым условием для образования и постановки на кадастровый учет земельного участка, образованного при разделе находящегося в государственной собственности земельного участка, кадастровые сведения о котором носят временный характер.
В соответствии с пунктом 53 Порядка N 35 (действовавшего в спорный период), внесение в ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.
В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный", в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
Таким образом, применительно к осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, образованных при разделе находящихся в государственной собственности земельных участков, поставленных на кадастровый учет без регистрации прав, положения пункта 4 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ, следует применять во взаимосвязи с вышеприведенными положениями части 4 статьи 24, части 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ, пункта 53 Порядка N 35, которые в спорный период предусматривали, в том числе возможность изменения статуса кадастровых сведений как об образованном земельном участке (со статуса "временный" на статус "учтенный"), так и о преобразуемом земельном участке (со статуса "временный" на статус "архивный") при поступлении документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы администрации г. Нижнего Новгорода от 06.04.2005 N 1083-р 01.09.2005 между СНТ "Сад N1 ЦКБ по СПК" и администрацией г. Нижнего Новгорода заключен договор аренды земельного участка N 12862/1, согласно которому СНТ в аренду передан земельный участок площадью 59 702 кв.м, местоположение: г. Нижнего Новгород, Сормовский район, пос. Торфосклад.
Указанный договор в установленном порядке не был зарегистрирован, земельный участок 20.02.2007 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 52:18:0020116:109.
Из кадастрового плана на земельный участок следует, что право государственной или муниципальной собственности на данный земельный участок не зарегистрировано (не разграничено).
Поскольку вышеназванный договор аренды в установленном порядке зарегистрирован не был, суд обоснованно признал, что данный земельный участок фактически приобрел статус "временный".
В связи с представлением гражданам в собственность земельных участков в СНТ "Сад N 1 ЦКБ по СПК" в утвержденных проектами границах, площадь земельного участка, предоставленного заявителю была изменена (с 59,702 кв.м до 2,9180 га) и ему было предложено обеспечить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2,918 га (то есть фактически сформировать земельный участок, исключив из него земельные участки, предоставленные в собственность).
Между тем Товариществом государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2,9180 га не произведен.
Материалами дела подтверждается, что в апреле и сентябре 2008 года на основании заявлений физических лиц в соответствии с постановлением главы администрации г. Нижнего Новгорода от 27.05.2018 N 2373 на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 52:18:0020116:39, 52:18:0020116:19, 52:18:0020116:9, 52:18:0020116:21, 52:18:0020116:38), образованные из земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020116:109, предоставленного ранее Товариществу.
В связи с чем руководствуясь вышеприведенными нормами права, в том числе пунктом 53 Порядка N 35, при принятии решения об осуществлении государственного кадастрового учета вышеназванных земельных участков, преобразуемому земельному участку с кадастровым номером 52:18:0020116:109 присвоен статус "архивный" (то есть, фактически данный земельный участок снят с кадастрового учета).
С учетом изложенного правильным является вывод суда об отсутствии нарушений регистрирующим органом законодательства, действовавшего на момент снятия земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020116:109 с кадастрового учета.
Доводы Товарищества об отсутствии формализованного решения о снятии с кадастрового учета спорного земельного учета судом отклонен правомерно.
Пунктом 54 Порядка N 35 установлено, что в случаях, указанных в пункте 53 Порядка N 35, датой изменения статуса кадастровых сведений является дата принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения либо дата истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН.
В связи с чем, исходя из системного толкования пунктов 53, 54 Порядка N 35, решение о постановке на кадастровый учет образованного земельного участка и изменение его статуса на "учтенный", одновременно является основанием и для изменения статуса преобразованного земельного участка на "архивный".
В рассматриваемом случае основанием для снятия с кадастрового учета (для присвоения статуса "архивный") спорного земельного участка, право собственности на который не зарегистрировано, имеющего статус "временный", послужило образование новых земельных участков и отсутствие в ГКН сведений о земельном участке площадью 2,9180 га.
Суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, сделал правильный вывод об отсутствии совокупности оснований для признания незаконными оспариваемых действий регистрирующего органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба СНТ "Сад N 1 ЦКБ по СПК" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Товарищество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018 по делу N А43-10466/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Сад N 1 ЦКБ по СПК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.