г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А56-89793/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лопато И.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30146/2018) ООО "Компания Транс-Сервис" на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2018 по делу N А56-89793/2018 (судья Сундеева М.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "Компания Транс-Сервис"
о взыскании
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: 191036, Санкт-Петербург, Невский пр. д. 85, 1-я платформа, ОГРН: 1037739877295; далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Компания Транс-Сервис" (адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул. Комиссара Смирнова 15/лит. А-2/2-Н, ОГРН: 1027801584392; далее - ООО "Компания Транс-Сервис", ответчик) 353 500 руб. штрафа за искажение сведений в железнодорожной накладной N ЭЗ363016.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2018 (в виде резолютивной части) требования истца удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, истцом не подтверждено отнесение в установленном порядке груза стартовая смесь "START-RMK"-SSC" к группе "составы огнепоупорные всякие" код ЕТСНГ 303285, а расчет штрафа не является обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 21.07.2017 ООО "Компания Транс-Сервис" по железнодорожной накладной N Э3363016 погружен и предъявлен, а ОАО "РЖД" принят к перевозке со станции Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской железной дороги до станции Магнитогорский - Грузовой Южно-Уральской железной дороги груз "песок формовочный" в крытом вагоне N 52057742.
Из содержания железнодорожной накладной следует, что груз "песок формовочный" кодом ЕТСНГ241479, упакованный в пакеты, в количестве 33 мест, общим весом 67050 кг, был погружен за исправными запорно-пломбирующими устройствами "Спрут 777-м" РЖДВ4672944, РЖДВ 4672945 (далее - ЗПУ). Стоимость перевозки вышеуказанного груза составила 41637 рублей без учета НДС 18%.
31.07.2017 на станции Магнитогорск - Грузовой Южно-Уральской железной дороги по результатами комиссионной проверки и выдачи груза установлено несоответствие наименования фактически погруженного груза, сведениям о наименовании груза, внесенных грузоотправителем в перевозочные документы, о чем составлен коммерческий акт N ЮУР1704391/581, подписанный представителем грузополучателя в отсутствие возражений.
Как следует из содержания названного коммерческого акта, в результате проверки выявлено, что в вагон 52057742 погружен груз: "стартовая смесь "START-RMK" - SSC, в то время как в железнодорожной накладной значится груз "песок формовочный". При осмотре груза произведено выборочное вскрытие одного грузового места -35, номер партии 36П12-228, обнаружено: в картонном коробе, весом согласно трафарета на коробке - одна тонна, погружено 40 ненарушенных, бумажных с полиэтиленом пакетов по 25 кг, в которых содержится сыпучая смесь черного цвета, на каждом пакете нанесена маркировка "ковшевая стартовая смесь "START-RMK"-SSC", производитель "РМК", поставщик "РМК".
Согласно заключению эксперта N 117 01 00140 от 17.10.2017 г. пески формовочные и смеси стартовые имеют отличия как по составу, так и по области применения в промышленности, груз "смесь стартовая марки "START-RMK-SSC" должна быть отнесена к тарифной группе N ЗООООЗ "огнеупоры, асбест, слюда", номер позиции груза 303001 "материалы и изделия огнеупорные и кислотоупорные, кроме кирпича огнеупорного", порядковый номер груза в тарифной позиции единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (ЕТСНГ) 303285 "составы огнеупорные всякие".
Стоимость перевозки фактически погруженного и перевезенного груза - "смесь стартовая марки "START-RMK-SSC", относящегося к группе "составы огнеупорные всякие", код ЕТСНГ 303285, при прочих аналогичных условиях договора перевозки груза железнодорожным транспортом, исчислена перевозчиком в размере 70700 руб. без учета НДС 18%.
Искажение сведений о наименовании груза, указанных в транспортной железнодорожной накладной, повлекло снижение размера провозной платы, размер провозной платы за фактически перевезенный груз подлежит увеличению в порядке, установленном статьей 98 УЖТ РФ, в пять раз и составляет 70700 * 5 = 353500 руб.
ОАО "РЖД" в адрес ответчика направлена претензия об уплате штрафа в указанном размере, которая осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим требованием.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожную транспортную накладную.
В соответствии с пунктами 2.17, 2.25 Правил заполнения перевозных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 г. N 39 (далее - Правила), достоверные сведения о наименовании груза вносятся в транспортную железнодорожную накладную грузоотправителем, о чем последний расписывается в железнодорожной накладной.
В силу статьи 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом в материалы дела в целях подтверждения факта искажения грузополучателем наименования груза, повлекшего снижение провозной платы, представлены: коммерческий акт, подписанный сторонами в отсутствие возражений, заключения эксперта, расчет провозной платы фактически перевезенного груза, транспортная железнодорожная накладная, акт общей формы.
В отзыве на иск ответчик отмечал, что, по его мнению, отнесение спорного груза в категории грузов "песок формовочный" обусловлено сведениями, указанными в сертификате качества на груз.
Данный довод опровергается выводами, содержащимися в экспертном заключении.
Для производства экспертизы была предъявлена смесь стартовая марки "START-RMK-SSC", поступившая и отобранная из вагона N 52057742, а также документы, в числе которых сертификаты качества и технические условия на груз.
По результатам проведенных исследований экспертом сделан вывод об отнесении спорного груза к тарифной группе ЕТСНГ N 300003 "Огнеупоры, асбест, слюда", номер позиции 303001 "материалы и изделия огнеупорные и кислотоупорные, кроме кирпича огнеупорного", порядковый номер в тарифной позиции ЕТСНГ 303285 "Составы огнеупорные всякие", основанием для которого послужили выявленные в ходе производства экспертизы физико-химические свойства груза.
Доказательства, опровергающие выводы, содержащиеся в представленных в материалы дела заключениях эксперта, ответчиком не представлены.
Кроме того, по мнению ответчика, единственным основанием для вывода об отнесении перевезенного груза к категории ЕТСНГ, является внесение уполномоченным органом в области железнодорожного транспорта соответствующих изменений в ЕТСНГ, в связи с чем, заключение эксперта при рассмотрении настоящего дела является недопустимым доказательством.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Постановления ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" (далее - Прейскурант 10-01) наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (далее - ЕТСНГ). Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ, и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите".
При невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.
ООО "Компания Транс-Сервис" в материалы дела не представлены разъяснения уполномоченного органа в области железнодорожного транспорта либо какие-либо иные доказательства, свидетельствующие об отнесении спорного груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ, в то время как выводы эксперта об отнесении груза к категории "составы огнеупорные всякие", как указано выше, основаны на исследовании физико-химических свойств груза, что соответствует требованиям пункта 2.2.1 Прейскуранта 10-01.
В соответствии со статьей 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Согласно расчету истца размер штрафа составляет 353500 руб. Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2018 по делу N А56-89793/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.