город Омск |
|
25 декабря 2018 г. |
Дело N А75-13353/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13969/2018) общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Планета" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2018 по делу N А75-13353/2018 (судья Заболотин А.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Планета" (ОГРН 1148619001266, ИНН 8604057639)
к Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании недействительным предписания от 09.08.2018 N 22-Исх-8797,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Планета" (далее - заявитель, общество, ООО ТК "Планета") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании предписания от 09.08.2018 N 22-Исх-8797 Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент, контрольный орган).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2018 по делу N А75-13353/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из запрета одновременного осуществления деятельности по розничной реализации продукции и розничной реализации такой продукции при оказании услуг общественного питания, в связи с чем контрольный орган правомерно заключил о наличии в деятельности ООО ТК "Планета" нарушений и обоснованно выдал предписание в целях устранения таких нарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ТК "Планета" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2018 по делу N А75-13353/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель указывает, что в силу статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной до 31.03.2017, вправе осуществлять указанную деятельность на основании данной лицензии до окончания срока ее действия.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, от ООО ТК "Планета" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО ТК "Планета" имеет лицензию N 86РПА0002388 сроком действия до 23.06.2019 на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в магазине "Самара", бар, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, мкр.14, дом 10; в магазине "Ренессанс", бар, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, мкр.8, дом 10; в магазине "Самара", бар, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, улица Жилая, стр. 23.
В период с 19.07.2018 по 23.07.2018 на основании приказа Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.07.2018 N 207-мк в отношении общества проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, о чем составлен акт от 23.07.2018 N 186.
Из содержания акта следует, что проверка проведена посредством изучения информации ЕГАИС, а так же посредством изучения имеющейся в Департаменте информации.
В результате проверки выявлено, что ООО ТК "Планета" во всех местах ведения деятельности осуществляет одновременную розничную реализацию алкогольной продукции и реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, что является нарушением пунктов 2, 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В целях устранения выявленных нарушений 09.08.2018 в адрес общества выдано предписание, которым на общество возложена обязанность прекратить розничную продажу алкогольной продукции, либо розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, а также в срок до 01.10.2018 направить в департамент заявление о досрочном прекращении действия лицензии N 86РПА0002388 от 23.06.2014 в соответствии с абзацем 38 пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
01.10.2018 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, обжалуемое ООО ТК "Планета" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации урегулированы нормами Федерального закона N 171-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 1 и абзацем 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.
При этом в силу абзаца 4 пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ (в редакции с 31.03.2017) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания выдаются отдельно.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания являются разными видами лицензируемой деятельности, к которым применяются различные уровни требований в части ограничений и запретов.
Как указывалось выше, ООО ТК "Планета" общество имеет лицензию N 86РПА0002388 сроком действия до 23.06.2019 на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в магазине "Самара", бар, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, мкр.14, дом 10; в магазине "Ренессанс", бар, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, мкр.8, дом 10; в магазине "Самара", бар, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, улица Жилая, стр. 23.
Департамент ссылается на нарушение обществом запрета на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.
При этом под предприятием общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1 ГОСТ 30389-2013).
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 30389-2013 предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются (пункт):
- на предприятия, организующие производство продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям: заготовочные фабрики, цехи по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цехи, предприятия (цехи) бортового питания и другие;
- предприятия, организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки: рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания, закусочные, кафетерии, буфеты;
- предприятия (объекты), организующие реализацию продукции общественного питания с возможным потреблением на месте: магазины (отделы).
ГОСТ 30389-2013 установлена классификация предприятий общественного питания по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин (отдел) кулинарии.
Согласно абзацам 1 - 3 пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в объектах общественного питания не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи такой продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ также установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 21 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
С учетом приведенных требований статей 16 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без вскрытия потребительской тары (упаковки) и (или) вынос, а равно осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности являются нарушением правил розничной продажи алкогольной продукции.
В спорном правоотношении обществом не отрицается и не оспаривается факт одновременного осуществления деятельности по розничной реализации продукции и розничной реализации такой продукции при оказании услуг общественного питания, что свидетельствует о наличии в деятельности ООО ТК "Планета" нарушений требований Федерального закона N 171-ФЗ.
Статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относится, в том числе, наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одной из мер, направленных на пресечение нарушений, является выдача предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии в деятельности ООО ТК "Планета" нарушений Федерального закона N 171-ФЗ и об обоснованности выдачи Департаментом предписания в целях устранения таких нарушений.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы о том, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной до 31.03.2017, вправе осуществлять указанную деятельность на основании данной лицензии до окончания срока ее действия.
Действительно, означенное предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Между тем, изложенное право общества на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной до 31.03.2017, до окончания срока ее действия, не отменяет обязанность по соблюдению законодательно установленного запрета на одновременное осуществление деятельности на одном объекте по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Ссылка заявителя на судебный акт по делу N А75-16304/2017 не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку он принят по иным обстоятельствам с установлением нарушения процедуры проведения проверки.
Дополнительные документы, поступившие от департамента 18.12.2018 в 16 час. 54 мин. в суд апелляционной инстанции после судебного заседания, судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщаются, остаются в материалах дела, но оценке не подлежат.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть, на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2018 по делу N А75-13353/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.