город Ростов-на-Дону |
|
11 января 2024 г. |
дело N А32-47826/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой М.Ю.,
при участии:
от истца: с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Абдюшева И.А. по доверенности от 08.09.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 по делу N А32-47826/2021 по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана" (ИНН 2319037961, ОГРН 062319006551) при участии третьих лиц: публичного акционерного общества "Россети Кубани", общества с ограниченной ответственностью "РЭО-17" о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за период с 01.07.2021 по 31.07.2021 в размере 9 714,96 руб., пени за период с 17.08.2021 по 17.09.2021 в размере 524,2 руб., пени за период с 18.09.2021 по день фактической оплаты задолженности. Требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору ресурсоснабжения (поставки электрической энергии) от 01.01.2017 N 218108.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность за период с 01.07.2021 по 31.07.2021 в размере 14 064,16 руб., пени за период с 17.08.2021 по 31.03.2022 в размере 2 344,08 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено. В удовлетворении ходатайств ответчика о приостановлении производства по делу, об объединении дел в одно производство отказано. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность за период с 01.07.2021 по 31.07.2021 в размере 14 064,16 руб., пени за период с 17.08.2021 по 31.03.2022 в размере 2 344,08 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что истец правильно определил объём коммунального ресурса, поставленного ответчику, и стоимость электрической энергии. В том числе суд отклонил как необоснованный довод ответчика о том, что цокольный этаж МКД, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36, не относятся к общему имуществу МКД.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, фактически взыскиваемая истцом задолженность является потребленной электроэнергией собственником цокольного этажа, расположенного в МКД по ул. Дмитриевой, 36, который по сути является общежитием и на основании Постановления N 523 от 31.07.1997 передано в безвозмездное пользование сотрудников отдела внутренних дел Хостинского района.
В составе суда произведена замена судьи. В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца, дал пояснения по существу спора.
Ответчик и третьи лица, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ПАО "ТНС энерго Кубань" (ГП) и ООО "Домоуправление Светлана" (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения (поставки электрической энергии) от 01.01.2017 N 218108, предметом которого является продажа гарантирующим поставщиком коммунального ресурса на содержание общего имущества и оплата его исполнителем на условиях, определенных настоящим договором (п. 2.1 договора).
Согласно п. 2.2. договора исполнитель приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2.3. договора гарантирующий поставщик подает электрическую энергию (мощность) в точку (точки) поставки, указанную, указанные в Приложении N 1, на границе балансовой принадлежности в пределах максимальной мощности. Продажа электроэнергии (мощности) в отношении точек поставки, включаемых в договор после его заключения, осуществляется путем подписания дополнительного соглашению к договору.
Согласно п. 5.2. договора фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность), с учетом средств ранее внесенных, оплачивается в срок до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае, если объем фактического потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период меньше подлежащего оплате объема покупки, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
Как указывает истец, за июль 2021 года ответчиком осуществлено потребление электрической энергии при использовании и содержании общего имущества указанного многоквартирных домов, на общую сумму 163 996,28 руб., что подтверждается актами, актами сверки, ведомостями потребления, счетами-фактурами и отчетами по распределению общедомового прибора учета за указанный период.
Однако ответчик свои обязательства по оплате поставленной электрической энергии надлежащим образом не исполнил, в результате чего, за ООО "Домоуправление Светлана" образовалась задолженность в размере 14 064,16 руб. (уточненные требования).
Ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности по оплате принятой электроэнергии в указанном размере послужило истцу основанием для обращения в суд за защитой нарушенного права.
При принятии судебного акта суд руководствовался ст.ст. 539, 541, 544 ГК РФ и следующим.
Как установлено ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 161 и ч.ч. 2, 2.1 - 2.3 ст. 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
При этом в соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на указанные услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
С 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которое изменило порядок определения размера платы за содержание помещений в МКД, установленный Правилами N 354 и Правилами N 491.
Указанным постановлением N 1498 предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы). Если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно абз. 7 п. 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. п. 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. п. 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Согласно п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях; ж (1)) осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с пп. е (2) п. 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, в том числе на ОДН, урегулирован в главе VI Правил N 354.
Согласно п. 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, и п. п. 6, 7, 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Как установлено судом, между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения от 01.01.2017 N 218108, предметом которого является продажа гарантирующим поставщиком коммунального ресурса на содержание общего имущества и оплата его исполнителем на условиях, определенных настоящим договором
В соответствии с п. 2.3. договора гарантирующий поставщик подает электрическую энергию (мощность) в точку (точки) поставки, указанную, указанные в Приложении N 1, на границе балансовой принадлежности в пределах максимальной мощности. Продажа электроэнергии (мощности) в отношении точек поставки, включаемых в договор после его заключения, осуществляется путем подписания дополнительного соглашению к договору.
Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истцом к расчету неправомерно принят прибор учета (N 1289401) начиная с февраля 2021 года, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой,36 (подвал), ссылаясь на отсутствие данной точки поставки в договоре энергоснабжения от 01.01.2017 N 218108, а также что ООО "Домоуправление Светлана" является ненадлежащим ответчиком ввиду того, что цокольный этаж МКД, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36 передан в безвозмездное пользование под общежитие сотрудников отдела внутренних дел Хостинского района, согласно постановлению от 29.10.2001 N 607/1.
Отклоняя приведенные доводы, суд верно исходил из следующего.
Как уже указано выше, между сторонами заключен договор энергоснабжения от 01.01.2017 N 218108, предметом которого является продажа коммунального ресурса на содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.3. договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36, в состав общего имущества входит помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Кроме того, согласно ч. 1, п. 1, ст. 136 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В целях определения факта наличия подключений к спорному прибору учета помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, 24.05.2022 представителями ПАО "ТНС энерго Кубань" совместно с представителями ПАО "Россети Кубань" и ООО "Домоуправления Светлана" проведен осмотр технического помещения (подвал) МКД, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36, и спорного прибора учета ОДПУ N 0128401.
В результате проведенного осмотра сторонами составлен и подписан акт осмотра от 24.05.2022, а также акт допуска от 24.05.2022 N 121224077, акт допуска от 24.05.2022 N 121224076.
Актом осмотра от 24.05.2022 установлено следующее.
Объект энергоснабжения - МКД, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36, является пятиэтажным многоквартирным жилым домом, который оборудован двумя общедомовыми приборами учета электрической энергии: N 01290653, N 01289401.
ОДПУ N 01290653 установлен в МКД, от которого подключены квартиры всех четырех подъездов дома, а также помещения, расположенные в цоколе - N 74, 75, 76.
ОДПУ N 01289401 установлен в цокольном помещении МКД, от которого подключены жилые помещения N 74А, 77, 73,3,4,57,2,5,8,48, а также освещение мест общего пользования-общий коридор цокольного этажа, кухня, туалеты, душевые помещения. Все установленные 1-3 помещения цокольного этажа, а также помещения общего пользования находятся в составе общей площади многоквартирного жилого дома.
Таким образом, спорный прибор учета N 01289401 считает потребление помещений, расположенных в МКД, а также мест общего пользования.
Ответчик в обоснование своей позиции ссылается на Постановление от 31.03.1997 N 523 согласно которому площадь 482,3 кв. м цокольного этажа была передана в безвозмездное пользование под общежитие сотрудников ОВД Хостинского района (21 комната).
Данное общежитие согласно Постановлению от 29.10.2001 N 607/1 было закреплено за МУП "РЭО-17", однако согласно Акту Департамента городского хозяйства администрации, г. Сочи, составленного в целях проведения конкурса по отбору управляющей компании в 2016 г. (является приложением к договору управления МКД от 14.09.2016), в состав управления МКД по ул. Дмитриевой, 36 входит цокольный этаж.
Между тем, указанный довод ответчика отклоняется в силу того, что одним МКД может управлять только одна управляющая компания согласно положений ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также, в соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте ГИС ЖКХ, ООО "Домоуправление Светлана" осуществляет деятельность по управлению МКД, расположенным по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36, с 14.09.2016 по настоящее время. ООО "Домоуправление Светлана" выставляет квитанции об оплате коммунальных услуг собственникам квартир, проживающих в спорном МКД, что также подтверждает факт управления ответчиком спорным МКД.
Более того, действующее законодательство не запрещает установку в одном МКД нескольких ОДПУ, обеспечивающих учет всей электроэнергии, потребляемой МКД.
Так, из системного толкования установленных Правилами N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
Также, нормами п. 136 Основных положений N 442 под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
С учетом изложенного, законодательно предусмотрены случаи наличия нескольких средств измерения в одном многоквартирном доме.
Из анализа приведенных норм права, следует вывод, что ни один из ОДПУ по отдельности, установленных в спорном МКД, не обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования.
Поэтому для определения объема электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды по спорному МКД необходимо учитывать данные указанных ОДПУ в их совокупности.
Указанные обстоятельства неоднократно являлись предметом исследования в рамках дел о взыскании по спорному договору между теми же сторонами за иные периоды (А32-47798/2021, А32-26457/2021, А32-27624/2022).
Поскольку размер задолженности подтвержден материалами дела, доказательств по оплате поставленной электрической энергии, потребленной при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, на момент рассмотрения спора не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца о взыскании задолженности за июль 2021 года в сумме 14 064,16 руб. (уточненные требования).
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В рамках аналогичного спора за предшествующий период (с 01.04.2021 по 30.06.2021, заявленные период в настоящем споре с 01.07.2021 по 31.07.2021) по делу N А32-47798/2021 судом апелляционной инстанции исследовался вопрос о правильности определения объёма электрической энергии, поставленной истцом для целей индивидуального потребления владельцами жилых помещений МКД, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Дмитриевой, 36, и, соответственно, объёма электрической энергии, поставленной в МКД для целей СОИД.
Судом апелляционной инстанции установлено, что непосредственно на цокольном этаже располагается и общее имущество МКД, обеспечивающее функционирование остальных этажей здания - помещение N 56 площадью 12,7 кв.м., предназначенное для технического обслуживания и эксплуатации инженерных сетей (ГВС, ХВС, электроэнергии, отопления) МКД в целом.
Кроме того, за счёт части помещений цокольного этажа сформированы самостоятельные квартиры, а именно:
- помещения N 9 (коридор) и N 10 (жилое помещение) объединены в одну квартиру, принадлежащую Мироновой А.Н.;
- квартира N 74 образована за счёт помещений N 23 (жилое помещение), N 24 (коридор), N 25 (жилое помещение) (на праве собственности принадлежит Харитоновой В.П.);
- квартира N 74А образована за счёт помещения N 7 (жилое помещение);
- квартира N 75 образована за счёт помещений NN 20, 21, 22 (жилые помещения) (на праве собственности принадлежит Мезенцевой Е.В.);
- квартира N 76 образована за счёт помещения N 26 (жилое помещение) (на праве собственности принадлежит Журковой Ю.Н.);
- квартира N 77 образована за счёт помещения N 19 (жилое помещение).
ПАО "ТНС энерго Кубань" в отношении выше указанных квартир открыты самостоятельные лицевые счета: Миронову А.Н. открыт лицевой счет (далее - л/с) N 230201120985, в отношении квартиры N 74 - л/с 230201113881, в отношении квартиры N 74А - л/с N 230201006796, в отношении квартиры 75 - л/с N 230201117919, в отношении квартиры 76 - л/с N 230201120979, в отношении квартиры 77 - л/с N 230201121002.
Кроме того, судом установлено, что помимо индивидуальных квартир на цокольном этаже МКД также располагаются жилые и нежилые помещения, образующие помещения общежития коридорного типа (согласно сведениям технического паспорта помещения общежития и квартир имеют один общий коридор).
Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, определяющим правила регулирования жилищных отношений, рассматривает жилые помещения в общежитиях как разновидность жилых помещений специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 92), предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения на основании договора найма, заключаемого на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения, который прекращается на основании прекращения трудовых отношений, обучения, а также увольнения со службы (часть 1 статьи 94 и часть 2 статьи 105).
Законодателем установлен различный порядок расчета размера коммунальных платежей в зависимости от вида жилого помещения, в том числе вида общежития. К общежитиям коридорного, гостиничного типа и секционного типа применяется порядок расчета, установленный для коммунальных квартир (пункт 51 Правила N 354), а для общежитий квартирного типа действует порядок, установленный для обычных жилых помещений (пункт 52 Правил N 354).
Собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежит два вида имущества (помимо комнаты): общее имущество в коммунальной квартире (статья 41 Жилищного кодекса Российской Федерации) и общее имущество в многоквартирном жилом доме (статья 42 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 50 Правил N 354 объем электрической энергии, потребленной в коммунальной квартире (индивидуальное потребление в пределах коммунальной квартиры), распределяется между всеми потребителями в коммунальной квартире. Порядок определения платы для таких потребителей зависит от того, оборудована ли коммунальная квартира общим (квартирным) прибором учета электрической энергии, а отдельные комнаты - комнатными приборами учета.
Объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, сточные бытовые воды, газ, электрическая энергия), приходящийся на j-ю принадлежащую потребителю (находящуюся в его пользовании) комнату (комнаты) в i-й коммунальной квартире и предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием формул 12 и 17 приложения N 2 к Правилам N 354, которые предполагают использование в расчетах показаний ОДПУ при определении объема потребления электрической энергии, а не норматива потребления на общедомовые нужды.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Норматив потребления на общедомовые нужды в расчете платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, применяется только в отношении многоквартирных домов, которые не оборудованы коллективным (общедомовым) прибором учета.
Как следует из положений пункта 51 Правила N 354, к общежитиям коридорного, гостиничного типа и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых) применяется порядок расчета, установленный для коммунальных квартир.
В силу части 1 статьи 41 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты. При этом собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (часть 1 статьи 43 названного Кодекса).
Таким образом, объем электроэнергии, потребленной, в частности, в общих кухнях, туалетах или блоках душевых, подлежит исключению из объема электроэнергии, предъявленного к оплате обществом.
По смыслу статей 41 и 43 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 50 Правил N 354 объем электроэнергии, потребленной в общих кухнях, туалетах или блоках душевых, должен быть распределен между жильцами тех комнат, которые пользуются указанными помещениями общего пользования, предназначенными для удовлетворения их бытовых и иных нужд.
В случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета электрической энергии, учитывающего потребление в комнатах для проживания и помещениях, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной квартире коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, то есть исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в квартире коммунального типа умноженного на норматив потребления коммунальной услуги на 1 человека, а в случае оборудования коммунальной квартиры общим (квартирным) прибором учета - исходя из его показаний.
Распределение объема электроэнергии, потребленного за расчетный период в квартире коммунального типа (определенного в соответствии с пунктом 42 Правил N 354), между ее жильцами производится в порядке, установленном пунктом 50 Правил N 354. При этом установление объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, проживающего в комнате (комнатах), не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Ответчик осуществляет деятельность по управлению общим имуществом в спорном МКД на профессиональной основе и должен обладать достоверной информацией о количестве граждан, зарегистрированных в жилых помещениях управляемого им дома, в частности, вести реестр собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
ООО "Домоуправление Светлана" представило в материалы дела поквартирные карточки Паспортно-регистрационного отдела по Хостинскому району МУП г. Сочи "ГорИВЦ", сведениями из которых суд апелляционной инстанции руководствался в рамках спора за предшествующий период и руководствуется также при вынесении настоящего постановления, ввиду отсутствия иных сведений о лицах, зарегистрированных в спорный период в помещениях общежития (при этом суд апелляционной инстанции не учитывает те помещения, которые ранее входили в состав общежития, но в последующем были переоборудованы в индивидуальные квартиры, оснащённые ИПУ).
Суд апелляционной инстанции в рамках дела N А32-47798/2021 установил, что в предшествующий спорному периоду период:
- в ком. N 1 были зарегистрированы 3 человека: Фадеев А.Д. с 08.01.1982, Фадеев С.С. с 23.08.2002 и Фадеева Е.С. с 15.06.1999;
- в ком. N 6 были зарегистрированы 3 человека: Лаптева К.В. с 0.01.1995, Лаптев Э.Д. с 09.11.2005, Лаптев Э.А. с 07.06.2006;
- в ком. N 11 были зарегистрированы 6 человек: Вихор Е. с 16.01.1981, Титова М.В. с 17.11.1995, Нумайко М.В. с 23.05.1997, Титов В.В. с 15.05.2009, Нумайко А.А. с 25.06.2010, Нумайко Л.А. с 12.05.2017;
- в комнатах N N 5, 8, 12, 13, 14, 18, 19, 27 никто не зарегистрирован, доказательства того, что в рассматриваемый период в указанных помещениях проживали те или иные граждане, ООО "Домоуправление Светлана" в материалы дела не представило, что является его процессуальным риском.
Представленные в рамках настоящего спора сведения, приобщенные к материалам дела, не противоречат вышеуказанным обстоятельствам, установленным при рассмотрении спора за предшествующий период.
Согласно приложению N 1.1 к приказу РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края N 2/2012-нп от 31.08.2012, в рассматриваемый период подлежали применению следующие нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях:
- в ком. N 1 были зарегистрированы 3 человека: 49 кВт/ч х 3 чел. = 147 кВт/ч в месяц;
- в ком. N 6 были зарегистрированы 3 человека: 49 кВт/ч х 3 чел. = 147 кВт/ч в месяц;
- в ком. N 11 были зарегистрированы 6 человек: 33 кВт/ч х 6 чел. = 492 кВт/ч в месяц.
Данный объём индивидуального потребления электрической энергии, наряду с объёмом электрической энергии, поставленной в оборудованные на цокольном этаже квартиры, оснащённые ИПУ, подлежал вычитанию из общего объёма электроэнергии, зафиксированного ОДПУ с заводским N 01289401.
С учетом данных обстоятельств, установленных также в рамках дела N А32-47798/2021, истцом 28.11.2023 представлен (итоговый расчет, развернутый расчет представлен 30.10.2023) альтернативный расчет задолженности за период с 01.07.2021 по 31.07.2021 в размере 11 486, 08 руб. Поскольку данный расчет соответствует установленным обстоятельствам, учитывает индивидуальное потребление электрической энергии поставленной в оборудованные на цокольном этаже квартиры, оснащённые ИПУ, а также не оснащенные ИПУ при применении норматива, не опровергнут ответчиком, расчет принимается судом.
В рамках настоящего спора истцом также заявлено требование о взыскании за период с 17.08.2021 по 31.03.2022, в размере 2 344,08 руб. (уточненные требования).
Статьей 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
С учетом вышеуказанного размера задолженности за период с 01.07.2021 по 31.07.2021 в сумме 11 486, 08 руб., размер пени за период с 17.08.2021 по 31.03.2022 составит 1 997, 89 руб.
В иной части иска надлежит отказать.
Доводы апеллянта (лист 1 жалобы) о не привлечении к участию в деле Департамента городского хозяйства администрации г. Сочи отклоняются, поскольку судебный акт не принят о правах и обязанностях указанного лица, соответствующих выводов не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по иску и жалобе распределяются пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 по делу N А32-47826/2021 изменить.
Изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: "Взыскать с ООО "Домоуправление Светлана" (ИНН 2319037961, ОГРН 062319006551) в пользу ПАО "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) задолженность за период с 01.07.2021 по 31.07.2021 в размере 11 486, 08 руб., пени за период с 17.08.2021 по 31.03.2022 в размере 1 997, 89 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 644 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление Светлана" (ИНН 2319037961, ОГРН 062319006551) 534, 60 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47826/2021
Истец: ПАО "ТНС энерго Кубань"
Ответчик: ООО "Домоуправление Светлана"