25 декабря 2018 г. |
Дело N А83-19704/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Енокян В.А.,
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от Администрации города Симферополя Республики Крым - Быковская Светлана Юрьевна, доверенность от 23 марта 2018 года N 24/01-69/1178,
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Администрации города Симферополя на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.07.2018 по делу N А83-19704/2017 (судья Евдокимова Е.А.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮГ-Сервис"
к Администрации города Симферополя Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым,
о понуждении к заключению договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮГ-Сервис" (далее - истец, Общество, ООО "ЮГ-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - ответчик, Администрация) о понуждении заключить договор аренды земельного участка площадью 0,0325 га, кадастровый номер 01 101 000 00:03:011:0016, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Севастопольская, 252, сроком на 10 лет.
Исковые требования обоснованы тем, что ответчик безосновательно уклоняется от заключения договора аренды на ранее предоставленный земельный участок. Истец являлся арендатором спорного земельного участка по договору аренды земельного участка от 22.11.2007, а также собственником объекта недвижимости, который расположен на данном участке.
Определением Арбитражного суда Республики Крым к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.07.2018 исковые требования ООО "ЮГ-Сервис" к Администрации города Симферополя Республики Крым удовлетворены частично. Суд первой инстанции обязал Администрацию заключить с Обществом договор аренды земельного участка площадью 0,0325 га, кадастровый номер 01 101 00000:03:011:0016, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, ул. Севастопольская, 252, в удовлетворении иных исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.07.2018 по делу N А83-19704/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на то, что договор аренды земельного участка от 22.11.2007 прекратил свое действие, а истец не предоставил документов, подтверждающих регистрацию права собственности на объект недвижимости.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель Администрации настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Ранее в судебных заседаниях представитель Общества просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации без удовлетворения.
В судебное заседание 25.12.2018 ООО "ЮГ-Сервис" и Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Пунктом 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции принял представленные ответчиком доказательства.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
22.11.2007 года между Симферопольским городским советом и истцом был заключен Договор аренды земельного участка площадью 0,0325га, кадастровый номер 01 101 000 00:03:011:0016, который был передан истцу на условиях аренды согласно решению N 401 от 25.10.2007 года для строительства офиса с выставочным залом, сроком на 2 года (далее - Договор аренды от 22.11.2007).
На основании решения Симферопольского городского совета N 451 от 26.06.2012 года с учетом решения Симферопольского городского совета N 586 от 27.12.2012 года, вышеуказанный Договор был возобновлен, продлен срок действия договора до 25.10.2013 года, заключено Дополнительное соглашение, подписан Акт приема-передачи земельного участка.
22.10.2013 года истцом в Инспекции ГАСК в АР Крым зарегистрирована Декларация о готовности объекта к эксплуатации, а именно офисного здания по адресу: АРК г. Симферополь, ул. Севастопольская, 252.
12.05.2017 года истец обратился в Муниципальное казенное учреждение Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым Администрации города Симферополя с заявлением относительно передачи в аренду (собственность) земельного участка по адресу: г.Симферополь, ул. Севастопольская, 252, в порядке завершения оформления прав в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
Письмом от 18.05.2017 года N 8835/40/05-09 истцу отказано в перезаключении договора в порядке переоформления прав, возвращен пакет документов, и разъяснено право собственника объекта недвижимость приобрести земельный участок без торгов в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с данным иском в арбитражный суд.
Кроме того, после предъявления иска, 30.11.2017 года Общество направило ответчику проект Договора аренды земельного участка.
Удовлетворяя исковые требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что арендные правоотношения между истцом и ответчиком по Договору аренды от 22.11.2007 продолжаются, истцом зарегистрирована Декларация о готовности объекта к эксплуатации, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи муниципальным образованием в аренду спорного земельного участка иным лицам, в связи с чем, истец имеет право на переоформление договорных отношений относительно аренды земельного участка, который был предметом Договора аренды от 22.11.2007 года.
Однако, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворении требований Общества к Администрации.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В целях урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации был принят Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В силу статьи 23 Закона N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
При этом, статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлены особенности регулирования отдельных отношений (сфер законодательства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, согласно которым до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым урегулированы Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с пунктами 10 и 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК установлено, что право временного пользования земельным участком, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации. Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Согласно пунктам 13 и 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
В статье 13 Закон N 38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.
Таким образом, Законом N 38-ЗРК был предусмотрен особый порядок предоставления в аренду земельных участков, ранее переданных в аренду, а также земельных участков оформление права на которые начато до принятия Закона N 6-ФКЗ. При этом, в первом случае упрощенный порядок предусмотрен только для действующих договоров.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Порядок).
Договор аренды от 22.11.2007 был заключен сторонами на территории города Севастополя до 18.03.2014.
Как следует из статьи 12 Закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального закона N 6-ФКЗ, статей 4, 422, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 14 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу о том, что к вопросам правовой квалификации указанного договора подлежит применению законодательство, действовавшее в период возникновения соответствующих правоотношений. При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что нормы Закона N 6-ФКЗ не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939).
При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского и хозяйственного законодательства Украины в случае, если они не противоречат нормам российского права.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что арендные правоотношения между истцом и ответчиком по вышеуказанному договору аренды продолжаются.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод не соответствует нормам права.
Согласно пункту 3.1. Договора аренды от 22.11.2007 земельный участок предоставляется в аренду сроком на 2 (два) года, а именно до 25.10.2009 года.
Пунктом 3.2. Договора аренды от 22.11.2007 предусмотрено, что после окончания срока действия Договора Арендатора, который исполнял надлежащим образом обязанности в соответствии с условиями Договора, имеет преимущественное право на возобновление договора аренды.
О своем намерении заключить договор аренды на новый срок Арендатор уведомляет Арендодателя не менее, чем за два месяца до окончания срока действия Договора (пункт 3.3. Договора аренды от 22.11.2007).
На основании решения Симферопольского городского совета N 451 от 26.06.2012 года с учетом решения Симферопольского городского совета N 586 от 27.12.2012 года, вышеуказанный Договор был возобновлен, продлен срок действия договора до 25.10.2013 года, заключено соответствующее Дополнительное соглашение.
В соответствии со статьей 19 Закона Украины "Об аренде земли" в редакции, которая действовала в 2013 году, было установлено, что срок действия договора аренды земли определяется по соглашению сторон, но не может превышать 50 лет.
По окончании срока, на который был заключен договор аренды земли, арендатор, надлежащим образом исполнявший обязанности по условиям договора, имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды земли на новый срок (возобновление договора аренды земли). Арендатор, который намерен воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды земли на новый срок, обязан сообщить об этом арендодателя до истечения срока договора аренды земли в срок, установленный этим договором, но не позднее, чем за месяц до истечения срока договора аренды земли. К письму-уведомлению о возобновлении договора аренды земли арендатор приобщает проект дополнительного соглашения. При возобновлении договора аренды земли его условия могут быть изменены по соглашению сторон. В случае недостижения договоренности по арендной плате и других существенных условий договора преимущественное право арендатора на заключение договора аренды земли прекращается. Арендодатель в месячный срок рассматривает направленное арендатором письмо-уведомление с проектом дополнительного соглашения, проверяет его на соответствие требованиям закона, согласовывает с арендатором (по необходимости) существенные условия договора и, при отсутствии возражений, принимает решение о возобновлении договора аренды земли (относительно земель государственной и коммунальной собственности), заключает с арендатором дополнительное соглашение о возобновлении договора аренды земли. В случае если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после окончания срока договора аренды и при отсутствии в течение одного месяца после окончания срока договора письма-уведомления арендодателя о возражении в возобновлении договора аренды земли такой договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены договором. В этом случае заключения дополнительного соглашения о возобновлении договора аренды земли осуществляется с уполномоченным руководителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления без принятия решения органом исполнительной власти или органом местного самоуправления о возобновлении договора аренды земли (относительно земель государственной или коммунальной собственности) (статья 33 Закона Украины "Об аренде земли").
Таким образом, данная норма не предусматривала автоматической пролонгации действия договора аренды земли.
Аналогичная правовая позиция была изложена в постановления Арбитражного суда Центрального округа от 15 марта 2017 г. по делу N А84-755/2016.
Истцом не представлено доказательств принятия уполномоченным органом решения о возобновлении Договора аренды от 22.11.2007 после 25.10.2013 года, а также заключения соответствующего дополнительного соглашения.
Кроме того, согласно части 2 статьи 19 Закона Украины "Об аренде земли" после завершения строительства и приемки объекта в эксплуатацию добросовестный арендатор земельного участка, предоставленного для нужд строительства и обслуживания соответствующего объекта, имеет право на первоочередное заключение договора аренды земли на срок до 50 лет или прекращение действия договора аренды земли.
Статьей 31 Закона Украины "Об аренде земли" предусматривалось, что договор аренды земли прекращается в случае окончания срока, на который он был заключен.
При этом, указание в пункте 7.4. Договора аренды от 22.11.2007 года на необходимость письменного уведомления Стороной о прекращении действия договора во внимание судебной коллегией не принимается, так как действующим на момент спорных отношений законодательством, момент прекращения действия договора связан с моментом окончания срока, на который он был заключен.
С учетом изложенного, на 18.03.2014 года Договор аренды от 22.11.2007 года свое действие прекратил, в связи с чем, истец не имеет право на перезаключения договора аренды в порядке переоформления права в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
В соответствии с перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 при предоставлении земельного участка без торгов по подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации к таким документам относится, в том числе документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН.
22.10.2013 года истцом в Инспекции ГАСК в АР Крым зарегистрирована Декларация о готовности объекта к эксплуатации, а именно офисного здания по адресу: АРК г. Симферополь, ул. Севастопольская, 252.
Данная декларация никем не оспорена и является действующим документом в силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ.
Вместе с тем, порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 ЗК РФ.
В соответствии с указанной нормой предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обществом не представлено в суд доказательств соблюдения им порядка, предусмотренного статьями 11.10, 39.14, 39.15, 39.17 ЗК РФ, а также доказательств того, что в установленном законом порядке в отношении спорного участка утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории, установлена категория и вид разрешенного использования, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе как ранее учтенный. При этом, в письме Администрации от 18.05.2017 года N 8835/40/05-09 истцу разъяснено право собственника объекта недвижимость приобрести земельный участок без торгов в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Несостоятелен довод Общества о том, что оно лишится прав в отношении возведенного на участке объекта недвижимости. Общество не лишено возможности обратиться за государственной регистрацией права собственности на такой объект, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которой истечение срока действия договора аренды земельного участка не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства. Кроме того, Общество, получившее спорный участок в аренду для строительства до 01.03.2015, вправе приобрести этот участок в аренду без торгов на три года для завершения строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, частью 1 статьи 4 АПК РФ каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Таким образом, для удовлетворения исковых требований Общества необходимо наличие спора о праве, нарушение прав истца или их оспаривание ответчиком, причем такое оспаривание должно носить действенный характер.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что истцом не представлены доказательства действенного оспаривания ответчиком права на получения истцом в аренду земельного участка для обслуживания объекта недвижимости, а также возникновения у Общества права требовать заключения с ним договора аренды, в порядке предусмотренном ЗК РФ.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что исковые требования Общества направлены не на защиту прав и законных интересов истца, нарушаемых ответчиком, а на уклонение от прохождения процедуры, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации для получения без торгов в аренду или собственность земельного участка для обслуживания объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 1 статьи 270 АПК РФ недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Таким образом, принимая во внимание неверное применение судом первой инстанции норм материального права, а также недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Таким образом, подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3000,00 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 июля 2018 года по делу N А83-19704/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Юг-Сервис" отказать в полном объеме.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Юг-Сервис" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3000,00 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.