г. Владимир |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А43-24376/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 24.12.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г. Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2018 по делу N А43-24376/2018, принятое судьей Логиновым К.А. по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г. Нижнего Новгорода, о взыскании с муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" убытков.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальным предприятием города Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" (далее - МП "Нижегородпассажиравтотранс", Предприятие, страхователь) 05.12.2016 в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г. Нижнего Новгорода (далее - Управление, Фонд, страховщик) представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "исходная" за июнь 2016 года.
В связи с несвоевременным представлением страхователем сведений по форме СЗВ-М за июнь 2016 года, Фондом выявлена переплата пенсии по старости за период с 01.09.2016 по 30.06.2017 в общей сумме 5 074 руб. 10 коп. Глуховой Г.И.
Поскольку Предприятием в добровольном порядке указанная сумма страховщику не была перечислена, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с страхователя убытков в указанной сумме.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2018 заявленные требования частично удовлетворены, с МП "Нижегородпассажиравтотранс" в пользу Управления подлежат взысканию убытки в сумме 2 029 руб. 64 коп.
При этом, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), суд посчитал, что причинно-следственная связь между просрочкой предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и выплатой пенсии в излишнем размере за период с января по июнь 2017 года отсутствует, поэтому оснований для удовлетворения иска в сумме 3 044 руб.46 коп. не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт.
Фонд отмечает, что суд неправомерно отказал во взыскании с страхователя убытков в сумме 3 044 руб.46 коп., считает, что заявленные им требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом Фонд указывает, что отчет за июнь 2016 года страхователь сдал 05.12.2016 в электронном виде, но он загрузился в программные комплексы только 12.07.2017, в дальнейшем была сделана корректировка на июнь 2017 года. Таким образом, подлежащие взысканию убытки рассчитаны страховщиком правомерно за период с сентября 2016 года по июнь 2017 года. Подробно позиция Фонда изложена в апелляционной жалобе.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решении суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. В силу пункта 1 части 10 статьи 18 указанного закона размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, в случае, если Фонд по состоянию на 01.02.2016 располагает сведениями о том, что пенсионер является работающим, корректировка и индексация его пенсии не производится.
В силу статьи 7 Федерального закона N 385-ФЗ факт осуществления пенсионером работы по состоянию на 01.02.2016 устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
С 01.04.2016 в Федеральный закон N 27-ФЗ внесены изменения -введена обязанность по представлению упрощенной формы ежемесячной отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан ежемесячно, не позднее 10-го числа (а с 01.01.2017 не позднее 15-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом представлять сведения о своих работниках по форме СЗВ-М, в том числе о гражданах, принятых на работу, либо уволенных с нее в отчетном месяце.
На основании данной формы отчетности орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений пунктов 1-3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Нормы о ежемесячном уточнении факта работы вступили в силу с 01.05.2016 (пункт 3 статьи 9 Федерального закона N 385-ФЗ), поэтому в силу пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона N400-ФЗ начиная с 01.05.2016 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом Пенсионного фонда ежемесячно, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета представленных работодателями.
Таким образом, подтверждение факта работы пенсионера возложено на страхователя, в рассматриваемом случае - на МП "Нижегородпассажиравтотранс".
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
При этом под такой суммой понимается сумма страховой пенсии, которая должна выплачиваться пенсионеру в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в условиях неосуществления им работы.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Федерального закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае установления фактов излишней выплаты пенсионерам сумм пенсии Фонд производит устранение данной ошибки путем принятия решения о прекращении выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (пункт 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ Фонд не представил в материалы дела доказательств наличия причинно-следственной связи между просрочкой представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь 2016 года и выплатой пенсии в излишнем размере за период с января по июнь 2017 года.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку отчет СЗВ-М за июнь 2016 года сдан страхователем 05.12.2016, в силу пункта 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ Управление обязано было прекратить выплату пенсии Глуховой Г.И. в повышенном размере с января 2017 года.
Следовательно, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Фонда в части взыскания с Предприятия убытков в сумме 3 044 руб.46 коп. за период с января по июнь 2017 года.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Фонда по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2018 по делу N А43-24376/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.