г. Воронеж |
|
25 декабря 2018 г. |
Дело N А64-5523/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Коровушкиной Е.В.,
Алфёровой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колчевой А.В.,
при участии:
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.10.2018 по делу N А64-5523/2018 (судья Тишин А.А.), по исковому заявлению Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска" (ОГРН 1026801060054, ИНН 6827007934) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) о взыскании задолженности в размере 377 975 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница им. С.С. Брюхоненко города Мичуринска" (далее - ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее -Военный комиссариат Тамбовской области, ответчик) о взыскании задолженности за проведение диагностических обследований граждан по первоначальной постановке на воинский учет в 2017 г. в размере 377 975 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.10.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, Военный комиссариат Тамбовской области обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что диагностические исследования призывников не входят в состав медицинского освидетельствования и должны проводиться за счёт средств обязательного медицинского страхования и за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С. Брюхоненко города Мичуринска" представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Участники процесса явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в 2017 году ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С. Брюхоненко города Мичуринска", в связи с исполнением Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), осуществило диагностические исследования, проводимые в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве граждан на военную службу, расходы на проведение которых составили 377 975 руб.
Истцом в адрес ответчика были направлены следующие документы: счет от 17.04.2017 N 126, счет-фактура от 17.04.2017 N 126, акт оказанных услуг от 17.04.2017 N126, счет от 11.05.2017 N 160, счет-фактура от 11.05.2017 N 160, акт оказанных услуг от 11.05.2017 N160, счет от 05.06.2017 N 200, счет-фактура от 05.06.2017 N 200, акт оказанных услуг от 05.06.2017 N200, счет от 28.12.2017 N 525, счет-фактура от 28.12.2017 N 525, акт оказанных услуг от 28.12.2017 N525, счет от 28.12.2017 N 526, счет-фактура от 28.12.2017 N 526, акт оказанных услуг от 28.12.2017 N526, реестр призывников, прошедших обследование.
Направленная в адрес ответчика претензия от 19.04.2018 N 635 с просьбой оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что оказанные услуги не были оплачены, ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С. Брюхоненко города Мичуринска" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований. Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда области соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из фактического оказания услуг, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания внедоговорных услуг по проведению диагностических обследований для перечисленной категории граждан ответчиком не оспаривается, возражения по расчёту отсутствуют, о некачественном оказании истцом услуг не заявлено.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Закон N 53-ФЗ. В силу п. 7 ст. 1 этого Федерального закона компенсация расходов, понесённых организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 1441 от 31.12.1999 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение N 1441), п. 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии с подп. "д" п. 2 Положения N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в частности, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации соответствующих расходов определён утверждёнными постановлением Правительства РФ N 704 от 01.12.2004 Правилами компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", (далее - Правила N 704).
Пунктом 2 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учёте, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в п. 2 Правил N 704, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ (п. 3 Правил N 704).
Согласно п. 4 Правил N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1-3 и 5 п. 2 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтённых на лицевом счёте получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Статьей 5 Закона N 53-ФЗ установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Таким образом, исходя из системного анализа указанных положений законодательства, затраты, понесенные медицинскими учреждениями, в результате проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом их на воинскую службу, подлежат компенсации военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Установлено, что оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу. Истец на регулярной основе оказывал услуги, не терпящих отлагательства до момента заключения государственного контракта в установленном порядке. Деятельность истца, в виде оказания диагностического обследования граждан при постановке на воинский учет в спорном периоде в отсутствие государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении ВС РФ от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, А77-602/2013.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу ч. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из вышеприведённого следует, что у истца имеется субъективное материальное право требовать от ответчика оплаты внедоговорных услуг медицинского характера оказанных в 2017 году на общую сумму 377 975 руб.
Ответчик доказательств, подтверждающих погашение задолженности за оказанные медицинские услуги, в материалы дела не представил.
Довод ответчика о том, что возмещение расходов медицинских организаций на проведение обязательных диагностических исследований перед медицинским освидетельствованием граждан, поступающих на военную службу по контракту, осуществляется в порядке и в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов подлежит отклонению как несоответствующий указанным выше положениям Закона о воинской обязанности и военной службе
Как следует из раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403, в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Таким образом, проведение обязательных диагностических исследований в рамках медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе не оплачивается за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств оплаты ответчиком фактически оказанных медицинских услуг, суд пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя. При подаче апелляционной жалобы заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.10.2018 по делу N А64-5523/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.