г. Чита |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А10-4453/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Сибтранснефть" Липуновой А.В. (доверенность от 14.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2018 года по делу N А10-4453/2018 (суд первой инстанции - Пунцукова АТ.),
установил:
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Бурятия (ОГРН 1045403220851, ИНН 5407270200, далее - управление, СМТУ Росстандарта) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сибтранснефть" (ОГРН 1163850101117, ИНН 3812012735, далее - ООО "Сибтранснефть", общество) к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2018 года по делу N А10-4453/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что событие и вина в действиях общества доказаны административным органом. Заявитель жалобы приводит доводы о несогласии с позицией суда первой инстанции при оценке установленных по делу обстоятельств.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 05.12.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе в адрес Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии направлено требование о проведении внеплановой проверки от 17.04.2018 N 39-74-2018, в соответствии с которым необходимо организовать проведение внеплановой проверки соблюдения ООО "Сибтранснефть" обязательных требований к продукции (автомобильному топливу) и обеспечения единства измерений, в порядке, установленном статьями 13, 14, 16 Федерального закона N 294-ФЗ (т.1 л.д.14-15).
23 апреля 2018 года руководителем управления издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица N 443 в отношении ООО "Сибтранснефть" (т.1 л.д.16-18).
Проверяемому лицу предложено представить:
- Устав или Положение (копия);
- копию документа, подтверждающего полномочия законного представителя юридического лица;
- сведения об адресах фактического осуществления деятельности;
- копию приказа о назначении лица, ответственного за обеспечение единства измерений;
- копию приказа о назначении лица, ответственного за качество реализуемых нефтепродуктов;
- сведения о количестве и наименовании средств измерений с обозначением заводских номеров, применяемых в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений;
- паспорта (инструкции, техническую документацию) на применяемые средства измерений;
- документы, подтверждающие действующие результаты поверки средств измерений, применяемых в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений;
- документы, подтверждающие утверждение типа средств измерений, применяемых в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений; описание типа средства измерений;
- документы о прохождении нефтепродуктов процедуры обязательного подтверждения соответствия (декларации о соответствии);
- паспорта на проверяемые нефтепродукты;
- товаротранспортные накладные, товаросопроводительные документы;
- журнал учета поступлений нефтепродуктов на АЗС (копии);
- журналы учета работы топливораздаточных колонок АЗС (копии).
Приказ о проведении проверки вручен управляющему АЗС Нечаеву А.В. 27 апреля 2018 года (т.1 л.д.18).
25 апреля 2018 года в адрес общества направлена телеграмма о проведении внеплановой выездной проверки (т.1 л.д.19).
27 апреля 2018 года государственными инспекторами СМТУ Росстандарта составлен акт о невозможности проведения проверки на АЗС ООО "Сибтранснефть" по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 48 (т.1 л.д.20).
27 апреля 2018 года в адрес общества направлена телеграмма, в которой указано, что общество по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 48, ул. Сахьяновой, 4Г, не обеспечило присутствия руководителя, не представило образцы продукции, документы, сведения (т.1 л.д.21).
28 апреля 2018 года государственными инспекторами СМТУ Росстандарта составлен акт о невозможности проведения проверки на АЗС ООО "Сибтранснефть" по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Трубачеева, 154А (ул. Сахьяновой, 4Г); ул. Борсоева, 10; ул. Ботаническая, 5А (т.1 л.д.22).
4 мая 2018 года в адрес общества направлена телеграмма, согласно которой 27 и 28 апреля 2018 года проверки в отношении реализуемых обществом нефтепродуктов не состоялись по причине невыполнения требований о предоставлении образцов продукции, документов, сведений (т.1 л.д.23).
8 мая 2018 года государственными инспекторами СМТУ Росстандарта составлен акт о невозможности проведения проверки на АЗС ООО "Сибтранснефть" по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Моховая, 3А; ул. Комарова, 120 (т.1 л.д.24).
В актах о невозможности проведения проверки указано, что проведение внеплановой выездной проверки на работающих АЗС оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя. ООО "Сибтранснефть" не выполнило требований о предоставлении образцов продукции, документов, сведений для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
15 мая 2018 года СМТУ Росстандарта составлен акт проверки N 03, в котором, в том числе, указано, что 27 апреля 2018 г. на работающих в городе АЗС ООО "Сибтранснефть" по адресам г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 48; ул. Сахъяновой, 4Г (ул. Трубачеева, д.154А), 28 апреля 2018 г. по адресам: ул. Борсоева, д.10; ул. Сахьяновой, д.4Г (ул. Трубачеева, д.154А), ул. Ботаническая, 5А, и 8 мая 2018 г. по адресам г. Улан-Удэ, ул. Моховая, 3А, ул. Комарова, 120, проверки соблюдения обязательных требований технических регламентов (стандартов) и соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не состоялись по причине невыполнения требований ООО "Сибтранснефть" о предоставлении образцов продукции, документов, сведений для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, невыполнения своей обязанности участия в контрольном мероприятии, в связи с отсутствием руководителя или иного должностного лица ООО "Сибтранснефть" (т.1 л.д.25-34).
6 июня 2018 года старшим государственным инспектором управления в отношении общества в отсутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.33 КоАП РФ (т.1 л.д.10-12).
На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ СМТУ Росстандарта обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу пункта 66 части 2 статьи 28.3. КоАП РФ, статьи 32 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294, Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2004 года N 246, протокол об административном правонарушении составлен старшим государственным инспектором отдела (инспекции) государственного надзора управления, то есть уполномоченным должностным лицом.
Диспозиция статьи 19.33 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения, являются общественные отношения, складывающиеся в области порядка управления (осуществление государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Объективной стороной правонарушения является непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
При этом объективная сторона данного правонарушения может выражаться как в неправомерных действиях, так и в бездействии лица, обязанного представить определенную информацию в орган государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, но не представившего таких сведений и документов, либо создавшего различные препятствия для получения указанных образцов продукции, документов или сведений уполномоченным государственным органом.
Контроль соблюдения требований технических регламентов включает в себя проверку контролирующим (надзорным) органом выполнения лицом требований соответствующих технических регламентов, а также принятие мер по результатам проверки, соответственно, для обеспечения возможности проведения проверки проверяющему лицу должны быть представлены определенные документы или образцы продукции.
Таким образом, в качестве защищаемого интереса в статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен установленный порядок осуществления государственной власти, когда контролирующим (надзорным) органом от проверяемого лица должны быть получены документы, необходимые и достаточные для осуществления уполномоченным должностным лицом контрольных (надзорных) функций, а проверяемое лицо обязано представить имеющиеся у него документы по требованию контролирующего органа.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 6 июня 2018 года, основанием для его составления явилось совершенное обществом правонарушение, выразившееся в том, что в период проведения внеплановой выездной проверки 27 апреля 2018 года на работающих автозаправочных станциях ООО "Сибтранснефть" по адресам фактического осуществления деятельности: г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 48; г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, 4Г (ул. Трубачеева, д.154А), 28 апреля 2018 года по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д.10; г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д.4Г (ул.Трубачеева, д.154А), г. Улан-Удэ, ул.Ботаническая, 5А, 8 мая 2018 года по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Моховая, 3А, г. Улан-Удэ, ул. Комарова, 120, проверки в отношении реализуемых обществом нефтепродуктов применяемых на автозаправочных колонках не состоялись по причине уклонения общества от предоставления образцов продукции нефтепродуктов, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования. ООО "Сибтранснефть" не обеспечило присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя общества, которые обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также не обеспечило доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическим лицом оборудованию, подобным объектам и т.д.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В силу части 5 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ руководитель юридического лица обязан предоставить должностным лицам органа государственного надзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам.
На основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 этой статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Статьей 34 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказ о проведении проверки вручен управляющему АЗС Нечаеву А.В. 27 апреля 2018 года (т.1 л.д.18).
25 апреля 2018 года в адрес общества направлена телеграмма о проведении внеплановой выездной проверки. В телеграмме указано, что 27 апреля 2018 года на автозаправочных станциях ООО "Сибтранснефть" города Улан-Удэ будет проведено контрольно-надзорное мероприятие, которое начнется в 10.00 часов на АЗС по адресу: город Улан-Удэ, Ключевская, д.43Б. ООО "Сибтранснефть" обязано предоставить должностным лицам управления возможность ознакомиться со всеми необходимыми документами и сведениями для достижения целей и задач проведения внепланового контрольно-надзорного мероприятия по приказу от 23.04.2018. Телеграмма получена обществом 26 апреля 2018 года (т.1 л.д.19).
27 апреля 2018 года государственными инспекторами СМТУ Росстандарта составлен акт о невозможности проведения проверки на АЗС ООО "Сибтранснефть" по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 48 (т.1 л.д.20).
28 апреля 2018 года в адрес общества направлена телеграмма, в которой указано, что общество по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 48, ул. Сахьяновой, 4Г, не обеспечило присутствия руководителя, не представило образцы продукции, документы, сведения. Также в телеграмме указано, что 28.04.2018 на автозаправочных станциях ООО "Сибтранснефть" города Улан-Удэ будет проведено контрольно-надзорное мероприятие по адресам: проспект Автомобилистов, 3А; ул. Борсоева, 10; ул. Левченко, 43; ул. Октябрьская, 50; ул. Сахьяновой, 4Г, которое начнется в 09-00 час. на АЗС по адресу: город Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 4Г. Необходимо обеспечить присутствие руководителя иного должностного лица или уполномоченного представителя, выполнить требования о предоставлении образцов нефтепродуктов, документов, сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (т.1 л.д.21).
Телеграмма вручена работнику общества 28 апреля 2018 года в 10 часов 22 минуты.
28 апреля 2018 года государственными инспекторами СМТУ Росстандарта составлен акт о невозможности проведения проверки на АЗС ООО "Сибтранснефть" по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Трубачеева, 154А (ул. Сахьяновой, 4Г); ул. Борсоева, 10; ул. Ботаническая, 5А (т.1 л.д.22).
4 мая 2018 года в адрес общества направлена телеграмма, в которой указано, что 27 и 28 апреля 2018 года проверки в отношении реализуемых обществом нефтепродуктов не состоялись по причине невыполнения требований о предоставлении образцов продукции, документов, сведений. Указано также, что сведения по приказу необходимо представить 07.05.2018 в 10-00 часов в управление (т.1 л.д.23). Телеграмма вручена представителю общества 7 мая 2018 года в 11 часов 15 минут.
8 мая 2018 года государственными инспекторами СМТУ Росстандарта составлен акт о невозможности проведения проверки на АЗС ООО "Сибтранснефть" по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Моховая, 3А; ул. Комарова, 120 (л.д.24).
Таким образом, как следует из представленных управлением документов и пояснений, на автозаправочных станциях общества по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 48; ул. Сахьяновой, 4Г (ул. Трубачеева, 154А); ул. Борсоева, 10; ул. Ботаническая, 5А; ул. Моховая, 3А; ул. Комарова, 120, проверка не проведена.
Вместе с тем, как следует из телеграммы от 25 апреля 2018 года (т.1 л.д.19), в ней указано на начало проведения проверки 27 апреля 2018 года в 10.00 часов на АЗС по адресу: город Улан-Удэ, Ключевская, д.43Б.
При этом согласно акту проверки от 15 мая 2018 года N 03 на автозаправочной станции по указанному адресу проверка проведена. Кроме того, 27.04.2018 проведена проверка на АЗС общества по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 10. В ходе проверки исследованы документы, находящиеся в уголке потребителя, составлены акты отбора образцов, протоколы идентификации, технического осмотра и испытаний.
Телеграмма от 27 апреля 2018 года о проведении проверки 28 апреля 2018 года вручена представителю общества в 10 часов 22 минуты. При этом в телеграмме указано, что 28.04.2018 на автозаправочных станциях ООО "Сибтранснефть" города Улан-Удэ будет проведено контрольно-надзорное мероприятие по адресам: проспект Автомобилистов, 3А; ул. Борсоева, 10; ул. Левченко, 43; ул. Октябрьская, 50; ул. Сахьяновой, 4Г, которое начнется в 09-00 часов на АЗС по адресу: город Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 4Г.
Суд первой инстанции верно установил, что общество при получении телеграммы позже установленного управлением времени начала проверки по объективным причинам не могло обеспечить присутствие должностных лиц на АЗС и представление соответствующих документов.
28 апреля 2018 года обществом в адрес СМТУ Росстандарта направлена срочная телеграмма, где указано, что телеграмма с требованием обеспечить явку представителей в 9-00 часов 28.04.2018 получена в 10 часов 25 минут в г. Иркутске. В настоящий момент управляющие общества Нечаев А.В., Хабаев В.Ф. находятся на АЗС пр. Автомобилистов, 3А, ул. Октябрьская, 50, ожидают сотрудников управления. Обществом выражена также просьба о доведении информации о необходимости явки представителей на конкретные АЗС за час для наличия реальной возможности доехать на АЗС к назначенному времени (т.1 л.д.48).
Вместе с тем, согласно акту проверки N 03 28 апреля 2018 года проведены проверки на АЗС по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 50А; пр. Автомобилистов, 3А. В ходе проверки исследованы документы, находящиеся в уголке потребителя, составлены акты отбора образцов, протоколы идентификации, технического осмотра и испытаний.
Кроме того, из акта проверки следует, что проверка АЗС по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Трубачеева, 154А (ул. Сахьяновой, 4Г) проведена 7 мая 2018 года. В этот же день проверена АЗС по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Краснодонская, 2Б. В ходе проверки исследованы документы, находящиеся в уголке потребителя, составлены акты отбора образцов, протоколы идентификации, технического осмотра и испытаний.
Также по данным СМТУ Росстандарта не состоялось проведение проверки 8 мая 2018 года на АЗС по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Моховая, 3А; ул. Комарова, 120.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что материалы дела не содержат доказательств того, что общество было извещено о проведении проверки 8 мая 2018 года, в том числе на АЗС по названным адресам.
Таким образом, приведенные в совокупности обстоятельства не позволяют признать, что в действиях (бездействии) общества имелось уклонение от проведения проверки, представления документов или иных сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора).
Кроме того, из пояснений представителя СМТУ Росстандарта, представленных в материалы дела, следует, что обществом с 27 апреля 2018 года до момента завершения проверки и составления акта проигнорированы требования приказа СМТУ Росстандарта от 23 апреля 2018 года N 443, не было представлено ни одного документа, сведений, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (т.1 л.д.137-138).
В телеграмме СМТУ Росстандарта, направленной обществу и полученной им 7 мая 2018 года в 10 часов 25 минут, указано на непредставление документов, сведений, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задачи проверки. Документы, сведения предложено представить 7 мая 2018 года в 10.00 часов (т.1 л.д.23).
Обществом в адрес управления направлена телеграмма 7 мая 2018 года, где указано, что общество необходимые документы предоставит в регламентированные сроки. Для предоставления заверенных обществом документов их необходимо переслать из Иркутска в Улан-Удэ, так как печать организации находится по юридическому адресу (т.1 л.д.49).
При этом обществом в материалы дела представлено сопроводительное письмо от 14 мая 2018 года, согласно которому в адрес СМТУ Росстандарта представлены документы, запрашиваемые по приказу N 443. Данные документы согласно квитанции ФГУП "Почта России" направлены управлению заказным отправлением 14 мая 2018 года, а также представлены в СМТУ Росстандарта нарочным 15 мая 2018 года (входящий номер 141) (т.1 л.д.44-47, 50).
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Согласно пункту 93 Административного регламента результатом проведения выездной проверки является окончание проведения проверки и оформление акта выездной проверки.
Пунктом 88 Административного регламента определено, что документы, связанные с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, предоставляются руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем в срок, установленный должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки.
Согласно приказу СМТУ Росстандарта о проведении внеплановой выездной проверки от 23 апреля 2018 года N 443 установлен срок проведения проверки (20 рабочих дней). К проведению проверки приступить: 27 апреля 2018 года, проверку окончить не позднее 29 мая 2018 года.
В силу пункта 11 приказа N 443 предусмотрено, что в процессе проверки провести мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:
1) проверку документов, относящихся к предмету проверки - 20 рабочих дней;
2) проверку состояния и применения средств измерений, проверку соблюдения обязательных требований к измерениям, единицам величин - 20 рабочих дней;
3) отбор образцов (проб) продукции, обследование (идентификация, технический осмотр) отобранных образцов (проб) продукции - 20 рабочих дней;
4) исследования (испытания) отобранных образцов (проб) продукции - 20 рабочих дней.
Таким образом, приказом СМТУ Росстандарта установлен конкретный срок проведения выездной проверки 20 рабочих дней, начиная с 27 апреля 2018 года.
Из материалов дела следует, что проверка фактически начата 27 апреля 2018 года, окончена - 15 мая 2018 года составлением акта проверки.
Суд первой инстанции верно установил, что из приказа о проведении проверки от 23.04.2018 не следует, что управлением установлены конкретные сроки для представления обществом необходимых для проведения проверки документов. ООО "Сибтранснефть" соответствующие документы представлены до установленного приказом окончания срока проверки (28 мая 2018 года), следовательно, обществом предприняты действия и необходимые меры, направленные на исполнение требований управления о представлении документов.
Таким образом, довод управления о непредставлении обществом документов правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
Следовательно, отклоняется и довод апеллянта о том, что судом первой инстанции указанному обстоятельству не давалась оценка.
По мнению административного органа в силу части 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ в связи с составлением протоколов испытаний образцов (проб) продукции 11 мая 2018 года необходимо было завершить проверку после завершения мероприятий по контролю в трехдневный срок.
Данный довод управления верно отклонен судом, поскольку согласно части 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ акт проверки подлежит оформлению непосредственно после ее завершения. Возможность составления акта в более поздний срок предусмотрена в части 5 указанной статьи для случаев, когда для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз. В этом случае акт проверки согласно данной норме должен быть составлен в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. Следовательно, часть 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ предусматривает продление срока проверки за пределами установленного срока в приказе (распоряжении) проведения проверки, а не предусматривает обязанность административного органа в её завершении в трехдневный срок с момента завершения мероприятий по контролю.
При этом Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит четких требований относительно сокращения срока проверки, определяя лишь максимальный срок проведения проверки (статья 13), требования о недопустимости превышения установленных сроков проведения проверки (пункт 6 статьи 16), требования о необходимости указания в распоряжении (приказе) срока проведения проверки, даты начала и окончания проверки (часть 2 статьи 14). В свою очередь, Федеральный закон N 294-ФЗ не устанавливает ограничений, касающихся сокращения установленных сроков проведения проверки. В то же время Федеральный закон N 294-ФЗ обязывает должностных лиц органов государственного контроля (надзора) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия.
В силу пункта 95 Административного регламента основание для оформления результатов проверки является окончание проверки в установленный приказом срок.
В соответствии с пунктами 99 и 100 Административного регламента при составлении акта проверки должны быть обеспечены объективность, обоснованность и четкость изложения результатов проверки.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны:
а) положения нормативных правовых актов, требования которых были нарушены;
б) факты, указывающие на наличие нарушений требований законодательства об обеспечении единства измерений.
Таким образом, при составлении акта контрольного мероприятия должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность изложения. Все результаты проверки, излагаемые в акте, должны быть подтверждены документами, результатами контрольных действий, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.
Как правильно установил суд первой инстанции, составленный управлением акт проверки от 15.05.2018 N 03 содержит описание нарушений, допущенных обществом, о необеспечении проведения проверки, невыполнении требований о предоставлении образцов продукции, документов, сведений, которые доказательствами, материалами дела не подтверждаются. Как следует из акта проверки, цель и задачи выездной проверки на момент его составления не достигнуты. При этом срок проведения проверки определен согласно приказу о проведении выездной проверки, с 27 апреля по 28 мая 2018 года (27 апреля + 20 рабочих дней). Между тем, заявителем не представлено доказательств невозможности осуществления выезда на проверку в последующие дни, вплоть до окончания контрольных мероприятий.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что доказательств уклонения общества от представления необходимых для проведения проверки документов заявителем не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
На основании изложенного, приведенные в совокупности обстоятельства не позволяют признать, что в действиях (бездействии) ООО "Сибтранснефть" имелось уклонение от проведения проверки, представления документов или иных сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора).
Управлением не доказаны как наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ, так и вина общества в его совершении. В действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ, поскольку административным органом не доказан факт незаконного непредставления или уклонения от представления обществом документов и сведений, предусмотренных законодательством и необходимых для осуществления государственного контроля, что исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в привлечении ООО "Сибтранснефть" к административной ответственности по статье 19.33 КоАП РФ.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2018 года по делу N А10-4453/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.