г. Киров |
|
11 января 2024 г. |
Дело N А82-12603/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Немчаниновой М.В. и Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 87"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.10.2023 по делу N А82-12603/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр энергосервиса" (ИНН: 5408308457; ОГРН: 1145476058188)
к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя школа N 87" (ИНН: 7602024185; ОГРН: 1027600511949)
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр энергосервиса" (далее - Общество, Исполнитель, Истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области (далее - Суд) с иском о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 87" (далее - Учреждение, Школа, Заказчик, Ответчик, Заявитель) 891 363 руб. 47 коп. задолженности (далее - Долг) по оплате услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем освещения (далее - Услуги), оказанных Исполнителем Заказчику в период с июня 2022 года по апрель 2023 года (далее - Исковый период) в соответствии с энергосервисным договором (контрактом) от 15.10.2018 N ЭС-201810/03Э (далее - Контракт), 45 027 руб. 85 коп. пени (далее - Пеня), начисленной за период с 01.08.2022 по 21.07.2023 в связи с просрочкой оплаты Заказчиком Услуг, а также Пени, начисляемой на сумму Долга с 22.07.2023 по день фактической уплаты Долга.
Решением Суда от 16.10.2023 (далее - Решение) исковые требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с Решением, Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит отменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт.
Доводы, приведенные Заявителем в обоснование Жалобы, сводятся к тому, что цена Контракта (3 402 368 руб. 81 коп.) является твердой, в связи с чем с учетом ранее уплаченных Заказчиком Исполнителю денежных средств (2 708 292 руб. 69 коп.), сумма Долга составляет лишь 694 076 руб. 12 коп. и взыскание с Ответчика 197 287 руб. 35 коп. Долга является неправомерным.
Истец в отзыве на Жалобу просит оставить Решение без изменения, а Жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в это судебное заседание не обеспечили.
В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).
В силу части 3 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44) начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 статьи 108 Закона N 44.
В соответствии с частью 18 статьи 108 Закона N 44 оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта.
Согласно части 19 статьи 108 Закона N 44 Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
В силу пункта 3 части 3 статьи 19 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергосервисный договор (контракт) может содержать условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.
Согласно пунктам 10 и 12 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 (далее - Требования), энергосервисный контракт должен содержать положения, в частности:
- определяющие механизм распределения между сторонами контракта дополнительной экономии энергетического ресурса, обеспеченной сверх установленного контрактом размера экономии (доли размера экономии), которого должен достигнуть исполнитель (абзац 1 пункта 10 Требований);
- устанавливающие, что, если достигнутый исполнителем в календарном периоде размер экономии (доля размера экономии), определенный в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), менее размера экономии (доли размера экономии) соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, предусмотренного контрактом для соответствующего периода, размер платежа рассчитывается от фактически достигнутого (абзац 1 пункта 12 Требований);
- предусматривающие, что, если достигнутый в календарном периоде исполнителем размер экономии (доля размера экономии) более установленного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего периода, то размер платежа в части установленного контрактом размера экономии (доли размера экономии) устанавливается в соответствии с абзацем 1 пункта 12 Требований, а в части, превышающей установленный контрактом размер экономии (долю размера экономии), - в соответствии с пунктом 10 Требований (абзац 2 пункта 12 Требований).
Предметом Контракта являются подлежащие выполнению Исполнителем мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем освещения Школы.
В соответствии с пунктом 2.2 Контракта размер экономии (минимальный размер экономии) электрической энергии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться Исполнителем в результате исполнения Контракта в течение всего срока его действия с учетом изменения факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, должен составить не менее 444 347,5 кВт*ч.
Согласно пункту 4.1 Контракта его цена определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов и составляет 3 402 368 руб. 81 коп., что соответствует экономии в натуральном выражении 444 347,5 кВт*ч.
В силу пункта 4.2 Контракта процент экономии, подлежащий уплате Исполнителю по Контракту, составляет 95 % от экономии энергетического ресурса. Дополнительная экономия энергетического ресурса, обеспеченная сверх установленного пунктом 2.2 Контракта размера экономии (минимальный размер экономии) распределяется между сторонами в той же пропорции, что минимальная экономия энергетических ресурсов. Данный процент экономии не подлежит изменению в ходе исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 4.3 Контракта размер экономии (доли размера экономии) в натуральном выражении, достигнутый Исполнителем в результате исполнения Контракта, определяется как разница между энергетическим базисом за базовый период и объемом потребления Заказчиком энергетического ресурса за соответствующий отчетный период, определенным после реализации Исполнителем перечня энергоэффективных мероприятий в соответствии с Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которая утверждена Приказом Министерства экономики Российской Федерации от 04.02.2016 N 67, с учетом изменения факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетических ресурсов.
Согласно пункту 12.1 Контракта последний вступает в силу с даты его заключения и действует в течение 5 лет с момента реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (даты подписания акта об оказании услуг по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Из материалов дела следует и не опровергается Ответчиком, что в связи с получением в течение Искового периода дополнительной экономии энергетического ресурса, которая (дополнительная экономия) была достигнута сверх установленного пунктом 2.2 Контракта минимального размера экономии энергетического ресурса, Исполнитель направил Заказчику акты от 14.07.2022 N ЭС-201810/03Э/202206Э, от 16.08.2022 N ЭС-201810/03Э/202207Э, от 15.09.2022 N ЭС-201810/03Э/202208Э, от 18.10.2022 N ЭС-201810/03Э/202209Э, от 16.11.2022 N ЭС-201810/03Э/202210Э, от 16.12.2022 N ЭС-201810/03Э/202211Э, от 13.01.2023 N ЭС-201810/03Э/202212Э, от 16.02.2023 N ЭС-201810/03Э/202301Э, от 15.03.2023 N ЭС-201810/03Э/202302Э, от 19.04.2023 N ЭС-201810/03Э/202303Э и от 18.05.2023 N ЭС-201810/03Э/202304Э об оказании Услуг по Контракту, в которых указаны объемы достигнутой за соответствующие месяцы экономии электрической энергии (в натуральном и денежном выражении) и стоимость Услуг Исполнителя, определенная в соответствии с пунктом 4.2 Контракта как 95 % от суммы достигнутой экономии электрической энергии, а также направил Заказчику соответствующие счета на оплату Услуг (вознаграждения за достижение экономии электрической энергии за счет выполнения Исполнителем предусмотренных Контрактом мероприятий по энергосбережению), общая стоимость которых составила 891 363 руб. 47 коп.
Доводы Заявителя о неправомерности взыскания с Ответчика Долга, превышающего твердую цену Контракта, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная в пункте 4.1 Контракта цена последнего определена применительно лишь к предусмотренному пунктом 2.2 Контракта минимальному размеру экономии электрической энергии, которая должна быть достигнута в результате энергоэффективных мероприятий, осуществляемых Исполнителем в соответствии с Контрактом, в связи с чем в силу указанного выше нормативного регулирования, а также упомянутых положений Контракта уплата Заказчиком Исполнителю денежных средств в сумме, указанной в пункте 4.1 Контракта, не освобождает Заказчика от обязанности уплатить Исполнителю предусмотренное пунктом 4.2 Контракта вознаграждение за дополнительную экономию электрической энергии, которая (дополнительная экономия) была достигнута сверх установленного пунктом 2.2 Контракта минимального размера экономии энергетического ресурса.
Прочие доводы Жалобы не влияют на оценку правильности Решения.
Методики расчетов, а также суммы Долга и Пени Заявитель не оспаривает.
Поэтому, изучив доводы Жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, условия Контракта, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе доводам не имеется.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.
Следовательно, Решение подлежит оставлению без изменения.
Поскольку данное постановление принято не в пользу Ответчика, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы, понесенные Заявителем в связи с уплатой государственной пошлины при подаче Жалобы, возлагаются на Учреждение.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.10.2023 по делу N А82-12603/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 87" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12603/2023
Истец: ООО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЭНЕРГОСЕРВИСА"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА N 87"