г. Красноярск |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А33-21788/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" марта 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фарносовой Д.В.,
при участии:
от Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края: Афанасьевой И.В., представителя на основании доверенности от 12.01.2024 N 101-35 (диплом о высшем юридическом образовании), служебного удостоверения, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления администрации Туруханского района
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" декабря 2023 года по делу N А33-21788/2023,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление администрации Туруханского района (ИНН 2437004095, ОГРН 1082437000018, далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290, далее - Служба) о признании недействительным представления от 05.05.2023 N 101-789.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "13" декабря 2023 года по делу N А33-21788/2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что проведение социально значимых мероприятий малочисленных народов "День рыбака" и "День реки" предусмотрено государственной программой с ожидаемым результатам "не менее 990 человек", несмотря на отмену указанных мероприятий, расходы на их проведение были понесены до их отмены в связи с изданием Приказа Территориального управления от 15.04.2021 N 20-па по причине сложной эпидемиологической ситуации. Вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, по мнению заявителя жалобы, сделан без учета всех фактических обстоятельств дела.
Службой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами Территориального управления, изложенными в апелляционной жалобе. Служба просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Территориальное управление, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего уполномоченного представителя не направило. 29.01.2024 заявителем апелляционной жалобы через систему "Мой арбитр" подано ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа Службы от 22.03.2023 N 100п в отношении Территориального управления в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, проведено контрольное мероприятие методом внеплановой камеральной проверки. Проверяемый период: 2021 год. В перечне основных вопросов, подлежащих изучению в ходе внеплановой камеральной проверки за 2021 год, указано:
- проверка законности, правомерности и эффективного использования средств краевого бюджета, направленных на реализацию мероприятия 1.35 подпрограммы "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни" государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов";
- проверка полноты и достоверности отчета о достижении значений результатов предоставления субвенции.
В ходе контрольного мероприятия выявлено нарушение требований принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В нарушение статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Закона Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6668 "О наделении органа местного самоуправления Туруханского района Красноярского края отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственной поддержки коренным малочисленным народам, проживающим в Туруханском районе Красноярского края" (далее - Закон N 13-6668) Территориальным управлением - органом, уполномоченным администрацией Туруханского района осуществлять государственные полномочия, переданные в соответствии с Законом N 13-6668, допущено использование средств субвенции из краевого бюджета в сумме 593 982 руб. 00 коп. (КБК 702 1006 1910075470 530 251) на приобретение призов для проведения социально значимых мероприятий 2021 года, запланированных в рамках мероприятия 1.35 подпрограммы "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни" государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" при фактическом непроведении запланированных государственной программой мероприятий. Данные нарушения отражены в акте внеплановой камеральной проверки от 31.03.2023.
05.05.202 Службой вынесено представление N 101-789, которым потребовала:
1. Принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в акте от 31.03.2023 и в представлении, а именно: усилить контроль за адресным и целевым характером бюджетных средств.
2. При отсутствии лиц, ответственных за выполнение перечисленных выше требования, назначить их.
Срок исполнения требований, указанных в представлении - не позднее 10.08.2023. Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, надлежало представить в службу не позднее 17.08.2023.
Территориальное управление, полагая, что у Службы отсутствовали основания для вынесения представления N 101-789, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены (изменения) судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции установлено и заявителем апелляционной жалобы не оспаривается, что контрольное мероприятие проведено и представление вынесено уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры.
Согласно оспариваемому представлению Службой в ходе проверки выявлено нарушение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, поскольку Территориальным управлением допущено использование средств в сумме 593 982 руб. на приобретение призов для проведения социально-значимых мероприятий 2021 года, запланированных в рамках мероприятия 1.35 подпрограммы "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни" государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", при фактическом непроведении запланированных государственной программой мероприятий.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 520-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" (в редакции, действовавшей до конца 2021 года), которой предусмотрена подпрограмма "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни".
В перечень мероприятий подпрограммы включено мероприятие 1.35 "Субвенция бюджету муниципального образования на организацию и проведение социально значимых мероприятий коренных малочисленных народов (День рыбака, День реки), иных мероприятий, направленных на сохранение и развитие родных языков, культуры, национальных видов спорта, в соответствии с перечнем социально значимых мероприятий коренных малочисленных народов, устанавливаемым Правительством края, а также обеспечение участия проживающих на территории муниципального района лиц из числа коренных малочисленных народов в социально значимых мероприятиях коренных малочисленных народов межмуниципального, краевого, межрегионального и всероссийского уровня в соответствии с перечнем указанных мероприятий, утвержденным Правительством края" (далее - мероприятие 1.35) с ожидаемым непосредственным результатом "ежегодно не менее чем 990 человек приняли участие в социально значимых мероприятиях; не менее чем 5 представителей малочисленных народов приняли участие в выставке-ярмарке "Сокровища Севера".
Как следует из пункта 3.34 механизма реализации подпрограммы, реализация мероприятия 1.35 подпрограммы осуществляется на основании Порядка организации проведения социально значимых мероприятий и мероприятий в области культуры, спорта на территории Енисейского, Северо-Енисейского, Тюхтетского, Туруханского районов Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.03.2017 N 130-п (далее - Порядок N 130-п), который определяет процедуру организации проведения социально значимых мероприятий и мероприятий в области культуры, спорта для проживающих на территории Енисейского, Северо-Енисейского, Тюхтетского, Туруханского района Красноярского края лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (КМН), и лиц, не относящихся к КМН, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущих такие же, как и КМН, традиционное природопользование и традиционный образ жизни (в том числе ессейские якуты, старожильческое население и т.д.), членов семей всех указанных лиц.
Пунктом 2 Порядка N 130-п предусмотрено проведение на территории Туруханского района Красноярского края одного или нескольких мероприятий: профессиональных праздников - "День оленевода", "День рыбака"; национального праздника - "День реки".
Организация и проведение на территории Туруханского района Красноярского края мероприятий обеспечивается уполномоченным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Туруханского района Красноярского края, которым, в свою очередь, является Территориальное управление (подпункт "к" пункта 2 статьи 1 Закона N 13-6668, Постановление администрации Туруханского района от 28.02.2012 N 328-п).
В соответствии с решением Туруханского районного Совета депутатов Красноярского края от 23.06.2022 N 12-164 "Об утверждении отчёта об исполнении районного бюджета за 2021 год" распорядителем бюджетных средств на организацию и проведение социально значимых мероприятий коренных малочисленных народов (День рыбака, День реки), иных мероприятий, направленных на сохранение и развитие родных языков, культуры, национальных видов спорта, в соответствии с перечнем социально значимых мероприятий коренных малочисленных народов, устанавливаемым Правительством края, а также обеспечение участия проживающих на территории муниципального района лиц из числа коренных малочисленных народов в социально значимых мероприятиях коренных малочисленных народов межмуниципального, краевого, межрегионального и всероссийского уровня в соответствии с перечнем указанных мероприятий, утвержденным Правительством края (в соответствии с Законом N 13-6668) в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации программы и прочие мероприятия" муниципальной программы Туруханского района "Обеспечение комфортной среды проживания на территории населенных пунктов Туруханского района" распорядителем и получателем средств субвенции из краевого бюджета являлось Территориальное управление. Исполнение расходов по указанному мероприятию составило 1 259 115, 26 руб. (99,87%) при плановом значении 1 260 800 руб.
Из отчета о проделанной работе исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Туруханского района в области предоставления мер государственной поддержки коренным малочисленным народам, проживающим в Туруханском районе Красноярского края за IV квартал 2021 года, представленным Территориальным управлением в агентство, в отношении мероприятия 1.35, следует, что исполнение расходов составило 1 259 115, 26 руб. При этом в графе "Причины невыполнения ожидаемого результата мероприятия (в натуральном выражении), неисполнения (неполного исполнения) плановых назначений" указано, что социально-значимые мероприятия "День реки" и "День рыбака" были отменены на основании приказа территориального управления администрации Туруханского района от 15.04.2021 N 20-па "О запрете проведения культурно-массовых мероприятий в населенных пунктах" в связи с резким ухудшением эпидемиологической обстановки и предупреждением распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСоУ. Невыполнение целевого показателя по участию представителей малочисленных народов в выставке-ярмарке "Сокровища Севера" (5 представителей) обусловлено большими затратами на проезд, проживание и питание участников из населенных пунктов Туруханского района.
Обращаясь с заявлением в суд первой инстанции, Территориальное управление указывало, что в период планирования мероприятий по закупке призов для проведения социально значимых мероприятий "День рыбака" и "День реки", запрет на проведение публичных, развлекательных, зрелищных мероприятий на территории Туруханского района не действовал, а был введен согласно приказу от 15.04.2021 N 20-па. Территориальное управление понесло расходы на проведение мероприятий до того как был введен запрет на их проведение, а призы, приобретенные для проведения мероприятий, вручены их участникам, соответственно, нецелевого использования средств допущено не было.
Между тем, как обоснованно отметил суд первой инстанции, по состоянию на начало 2021 года действовал Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края", в пункте 2 которого указано на приостановление (ограничение) до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки проведения на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан (массовые мероприятия), за исключением конгрессной и выставочной деятельности, указанной в пункте 1.9 Указа, и с учетом особенностей, предусмотренных абзацем пятым названного пункта. Действие ограничения на проведение на территории Красноярского края массовых мероприятий, предусмотренного абзацем третьим, распространяется в том числе на любые досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, просветительские, рекламные и иные подобные мероприятия с очным присутствием граждан, посвященные празднованию Нового года (в том числе церемонии открытия Новогодних елок) на территориях общего пользования (в том числе площадях, улицах, проездах, набережных, парках, скверах, бульварах), объектах спорта, земельных участках, на которых расположены многоквартирные дома, в торгово-развлекательных центрах, учреждениях, предприятиях и иных организациях культуры и искусства, образовательных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением проведения мероприятий, посвященных празднованию Нового года, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, и организациях, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в пределах одной группы и без привлечения лиц, оказывающих услуги в области отдыха и развлечений, не являющихся работниками данных организаций), в иных организациях.
Аналогичный запрет содержался в названном Указе Губернатора Красноярского края и в редакции от 24.02.2021, согласно которой было приостановлено (ограничено) до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки проведение на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением: конгрессной и выставочной деятельности, указанной в пункте 1.9 Указа; организации с 10 марта 2021 года краевыми государственными учреждениями службы занятости населения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для организации трудоустройства безработных граждан и кадрового обеспечения работодателей.
Таким образом, проведение массовых мероприятий было приостановлено (ограничено) Указом Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг еще до издания Приказа Территориального управления от 15.04.2021 N 20-па, соответственно, Территориальное управление при планировании спорных мероприятий обязано было учитывать положения Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг, обладающего большей юридической силой по сравнению с Приказом от 15.04.2021 N 20-па.
Довод заявителя о том, что призы, приобретенные для проведения мероприятий, вручены их участникам, соответственно, нецелевого использования средств допущено не было, правомерно отклонен судом первой инстанции как неподтвержденный.
При этом апелляционный суд отмечает, что поскольку денежные средства были выделены именно на проведение социально-значимых мероприятий, но проведены такие мероприятия не были (данный факт заявитель не отрицает), Службой сделан обоснованный вывод о нецелевом расходовании средств.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются повторными, были оценены судом первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" декабря 2023 года по делу N А33-21788/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21788/2023
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТУРУХАНСКОГО РАЙОНА
Ответчик: СЛУЖБА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ