г. Киров |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А29-3270/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Жилкомсервис"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2018 по делу N А29-3270/2018, принятое судом в составе судьи Смагиной Ю.В.,
по иску муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Жилкомсервис"
(ИНН: 1101430883, ОГРН: 1111101009194)
к Министерству финансов Республики Коми
(ИНН: 1101481969, ОГРН: 1021100524213)
к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
(ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302),
к государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" (ИНН: 1101481609, ОГРН: 1021100527700)
третьи лица: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Патологоанатомическое бюро"
(ИНН: 1101482539, ОГРН: 1021100527810),
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685),
о взыскании убытков,
установил:
Муниципальное казенное предприятие муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Жилкомсервис" (далее - Истец, МКП "Жилкомсервис", Предприятие) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к Министерству финансов Республики Коми (далее - ответчик, Минфин РК), к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - ответчик, Минтруд РК) и к государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" (далее - ответчик, Центр) о взыскании убытков, возникших в результате погребения невостребованных умерших детей в размере 33 031,54 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2018 в иске отказано.
Предприятие с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что спорные расходы понесены при погребении невостребованных умерших, поэтому должны возмещаться в рамках договора N 08-07/12 от 01.03.2012, заключенного с Центром.
Соответственно, заявитель жалобы считает, что решение от 04.10.2018 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Минфин РК в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
ГУ - региональное отделение ФСС России представило отзыв на жалобу, в котором указало, что решение суда является законным и обоснованным, а также сообщило, что не будет участвовать в рассмотрении дела.
Министерство Труда, Занятости и Социальной Защиты Республики Коми представило возражения на апелляционную жалобу, в которых выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, считает, что суд первой инстанции сделал вывод о том, что Истец неправомерно предъявлял требования к Учреждению о возмещении расходов по захоронению 5 умерших, поскольку у них на момент рождения и смерти имелись законные представители - родители.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" и государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Патологоанатомическое бюро" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.11.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.11.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили, Министерство Труда, Занятости и Социальной Защиты Республики Коми ГУ - региональное отделение ФСС России по Республике Коми просят рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2018 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что услуги по погребению невостребованных умерших детей составляют его убытки и должны быть оплачены за счет бюджета субъекта Российской Федерации, Предприятие обратилось с соответствующим иском в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), статьями 54, 64, 69, 74, 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), исковые требования признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов и возражений на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Законом N 8, положениями которого определены гарантии материальной и иной помощи для погребения умершего.
Согласно части 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" как специализированная служба по вопросам похоронного дела, должно оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона N 8 по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считается недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании соответствующих услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Частью 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства Республики Коми от 05.12.2006 N 296 (редакция от 14.02.2018) "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" (вместе с "Правилами финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле") возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, стоимости услуг по погребению, указанных в пункте 3 статьи 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", производится на основании договора, заключенного между центром по предоставлению государственных услуг и специализированной службой по вопросам похоронного дела, и осуществляется на основании подлинника справки о смерти по форме N 33, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1274 (в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - на основании подлинника справки о рождении по форме N 26, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1274), если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно Постановлению Главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 16.02.2012 N 2/443 МКП "Жилкомсервис" является специализированной службой по вопросам похоронного дела.
20.02.2012 между ГБУЗ РК "ПАБ" (заказчик) и МКП "Жилкомсервис" (исполнитель) заключен договор на оказание гарантированного перечня услуг по погребению N 08-05/12, по условиям которого (пункт 1.1) исполнитель обязался по заявкам заказчика оказывать услуги по погребению умерших, невостребованных родственниками либо законными представителями, согласно гарантированному перечню услуг по погребению, предусмотренному статьей 9 Закона N 8-ФЗ.
01.03.2012 между Центром и МКП "Жилкомсервис" заключен договор N 08-07/12 о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению граждан, не подлежащих обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, связанных с реализацией Федерального закона "О погребении и похоронном деле" с дополнениями, в силу пункта 1.1 которого данный договор регулирует вопросы возмещения расходов, связанных с осуществлением специализированной службой похоронного дела погребения умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечению 154 дней беременности, в соответствии с Законом N 8-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 договора Предприятие обязалось осуществлять погребение умерших граждан, указанных в пункте 1.1 договора, в случае отсутствия родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Пунктом 1.3 стороны согласовали, что Центр обязался возместить Предприятию расходы, связанные с погребением граждан, указанных в пункте 1.1 в размере, равном стоимости услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению согласно постановлению Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" и утверждается ежегодно, но не выше предельного размера, установленного федеральным законодательством.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.4 договор вступает в силу с 01.01.2012 и действует до 31.12.2012. В случае выделения средств республиканского бюджета на реализацию Закона N 8-ФЗ на следующий финансовый год, и если ни одна из сторон не сообщит другой стороне в письменном виде о намерении расторгнуть договор, то он автоматически пролонгируется на 1 год на прежних условиях. Аналогично происходит пролонгация данного договора в дальнейшем.
Во исполнение принятых на себя обязательств по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению Истцом было произведено захоронение невостребованных умерших детей Василенко А.В., Закусова М.А., Вязовцева М.О., Чукаревой А.Ю., Пакшина Д.Е. по направлениям ГБУЗ РК "Патологоанатомическое бюро", что подтверждается актами выполненных работ по захоронению невостребованных умерших от 16.11.2016, от 20.03.2017, от 31.03.2017, от 10.07.2017, от 12.10.2017, расходы на которые составили 33 031,54 руб., что подтверждается справками о стоимости оказанных услуг по погребению.
Расчет стоимости оказанных Предприятием услуг произведен по тарифам, утвержденным постановлениями администрации МО ГО "Сыктывкар" от 30.12.2015 N 12/4024 и от 12.01.2017 N 1/80.
Истцом в Центр были направлены документы с просьбой возместить стоимость гарантированного перечня услуг по погребению вышеуказанных детей, после рассмотрения, которых Центр принял решения от 11.08.2017, от 16.11.2017, от 06.12.2016 и от 05.04.2017 об отказе в возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии с Законом N 8-ФЗ.
Между тем, непосредственно из договора N 08-07/12 от 01.03.2012 усматривается, что стороны четко определили предмет договора в части определения ряда случаев и круга лиц, подлежащих захоронению специализированной службы по вопросам похоронного дела за счет средств республиканского бюджета, который расширенному толкованию не подлежит.
Таким образом, по условиям договора в обязанности МКП "Жилкомсервис" входит лишь погребение умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечению 154 дней беременности, в случае отсутствия родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Материалами дела подтверждается, что с момента рождения и по день смерти у умерших детей имелись родители: Василенко А.В. (мать - Василенко Лилия Александровна, отец - Ильницкий Вадим Михайлович), Вязовцев М.О. (мать - Смирнова Ольга Олеговна, отец - Вязовцев Олег Владимирович), Пакшин Д.Е. (мать - Пакшина Анастасия Валентиновна), Чукарева А.Ю. (мать - Чукарева Виктория Анатольевна), Закусов М.А. (мать - Закусова Екатерина Николаевна).
В соответствии со статьей 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
Согласно статье 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Статьей 69 СК РФ предусмотрено, что родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
На основании части 4 статьи 74 СК РФ в случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
Частью 1 статьи 121 СК РФ предусмотрено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
На основании изложенного ответственность за ребенка возлагается на исполнительные органы субъектов Российской Федерации (органы опеки и попечительства) лишь в случаях, предусмотренных законодательством.
Доказательств наличия у родителей (законных представителей) умерших детей названных выше обстоятельств, Истец в материалы дела не представил.
РГУ "Республиканская детская клиническая больница", ГУ РК "Кардиологический диспансер", ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" сообщили, что оформленные акты об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении, заявления о согласии на удочерение (усыновление) по умершим детям отсутствуют.
Из заявлений от 07.11.2016, от 13.02.2017, от 16.03.2017, от 26.09.2017 усматривается, что матери умерших детей отказались от самостоятельного погребения своих детей в связи с тяжелым материальным положением и удаленностью места проживания.
Однако доказательств наличия у них тяжелого материального положения, равно как и доказательств отсутствия у них возможности самостоятельно осуществить возложенную на них законодательством обязанность по погребению своих детей, Предприятие в материалы дела также не представило.
Таким образом, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о недоказанности Предприятием правомерности предъявления своих требований по возмещению спорных расходов именно к Центру при наличии у умерших детей на момент их рождения и смерти родителей.
Настаивая на своей позиции по делу, Предприятие указывает на наличие у него обязанности производить захоронение всех невостребованных умерших, что возложено на него действующим законодательством. Однако, выполняя возложенную на него обязанность, за возмещением стоимости оказанных услуг Предприятие должно обращаться с учетом фактически имевших место обстоятельств, тогда как, ссылаясь на факты оставления детей без родительского попечения (что должно подтверждаться соответствующими доказательствами), доказательств отказа родителей от своих детей Предприятие в материалы дела не представило. Заявления родителей об отсутствии у них материальной возможности произвести захоронение в отсутствие подтверждающих данный факт документов такими доказательствами признаны быть не могут.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2018 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального права и соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Оснований для удовлетворения жалобы МКП "Жилкомсервис" по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2018 по делу N А29-3270/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Жилкомсервис" (ИНН: 1101430883, ОГРН: 1111101009194) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.