г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А56-95717/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Марченко Е.С.
при участии:
от истца: Прыступа А.Н. по доверенности от 16.07.2018
от ответчика: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен, 3) Назароко Ю.А. по доверенности от 04.09.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28007/2018) ООО "СМЭУ "Заневка"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2018 по делу N А56-95717/2017(судья Дашковская С.А.),
принятое
по иску ООО "СМЭУ "Заневка"
к 1) Муниципальному казенному учреждению "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области,
2) Администрации МО " Всеволожский муниципальный район Ленинградской обл.,
3) Администрации МО "Заневское городское поселение "Всеволожского муниципального района Ленинградской области
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное эксплуатационное управление "Заневка" (далее - Общество, ООО "СМЭУ "Заневка") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Муниципальному казенному учреждению "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области (далее Учреждение, МКУ "ЕСЗ") о взыскании 10938906,26 руб. неосновательного обогащения, из которых 2120819,55 руб. - за подключение к центральной системе холодного водоснабжения; 1883609,57 руб. за подключение к центральной системе водоотведения и 6934477,14 руб. за подключение к центральной системе теплоснабжения.
Определением от 22.02.2018 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и Администрация МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2018 в иске отказано. Суд первой инстанции указал на то, что доводы Общества о выполнении технологического присоединения или же реконструкции и модернизации существующих систем централизованного холодного водоснабжения и коммунального водоотведения в отношении спорного объекта документально не подтверждены. Кроме того, учитывая, что объектом в отношении которого, как указывает истец, им осуществлялось технологическое присоединение, является собственностью муниципального образования, соответственно к отношениям сторон должны применяться положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Суд первой инстанции сослался на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, о том, что в силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (статья 10 ГК РФ). Доказательств заключения Обществом с ответчиками контракта на осуществление технологического присоединения в отношении спорного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ в деле не имеется. С учетом указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации Общество не вправе требовать платы за фактически оказанные услуги для муниципальных нужд в отсутствие заключенного муниципального контракта.
На решение суда первой инстанции подана апелляционная жалоба ООО "СМЭУ "Заневка", которое просило отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в материалы дела представлены документы, подтверждающие факт подключения объекта к сетям истца, а именно: акт освидетельствования участников инженерно-технического обеспечения от 22.08.2016 N 1 и от 14.11.2015 N1; акт приемки в наладочную эксплуатацию теплового ввода, ИТ, систем отопления и горячего водоснабжения от 02.12.2015 (теплоснабжение); разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок от 19.04.2017 N08-1723/РД-464; Акт об открытии теплоснабжения на объекте от 03.12.2015, подписанный представителями истца и Муниципального казенного учреждения "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области; документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям. Кроме того, в судебном заседании было заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела копии договора на оказание услуг по осуществлению технического надзора от 30.09.2015 N500-ТН. Истцами факт технологического присоединения не оспаривается.
В отзыве на апелляционную жалобу МО "Заневское городское поселение" Всеволожский муниципальный район Ленинградской области возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что Советом депутатов МО "Заневское городское поселение" инвестиционных программ для ООО "СМЭУ "Заневка" не принималось, при таких условиях, технологическое присоединение должно осуществляться без взимания платы в силу положений пункта 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила предоставления технических условий). На момент выдачи технических условий от 18.02.2013 N 247, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для ООО "СМЭУ "Заневка" не были утверждены. Тарифы установлены лишь с 01.09.2013 приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.08.2013 N 134-п. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения установлена приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 N 298-п. В расчете суммы неосновательного обогащения использован тариф, который действовал с 01.09.2013. Администрация МО "Заневское городское поселение" является ненадлежащим ответчиком, поскольку собственником детского учреждения - подключенного объекта - является Администрация МО "Всеволожский муниципальный район". Администрация МО "Заневское городское поселение" не является абонентом по договору водоснабжения и не является потребителем тепловой энергии. В данном случае подлежат применению положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд". Плата за фактически оказанные услуги для муниципальных нужд в отсутствие контракта, не подлежит взысканию
В дополнении к апелляционной жалобе, ее податель сослался на то, что в соответствии с постановлением Правительства от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность сфере водоснабжения и водоотведения", ООО "СМЭУ "Заневка" разработаны Техническое задание на разработку инвестиционной программы по развитию, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения на территории МО "Заневское сельское поселение" на период 2013- 2018 годы и Техническое задание на разработку инвестиционной программы по развитию, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения на территории МО "Заневское городское поселение" на период 2013 - 2018 годы. Указанные технические задания разработаны в соответствии с "Программной развития систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Заневское сельское поселение", утверждено решением Совета депутатов МО от 24.02.2011 N 17 и постановлением Администрации МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского района Ленинградской области от 21.05.2013 N 169. Спорный объект территориально относится к области действия указанных программ. Инвестиционные программы осуществляются не по объектам, а по районам застройки. В данном случае подлежат применению типовые договоры энергоснабжения, так как закупка производится у единственного поставщика в силу положений о естественных монополиях с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Администрации МО "Заневское городское поселение МО "Всеволожского муниципального района Ленинградской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом, не явились. С учетом мнения представителей сторон, обеспечивших явку в судебное заседание и в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество является организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. ООО "СМЭУ "Заневка" осуществляет право владения и пользования муниципальным имуществом на основании договоров аренды муниципального имущества-комплекса объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в собственности МО "Заневское сельское поселение", от 01.10.2010 N 116/ТС, от 16.09.2010 N 111/10, договора аренды земельного участка от 21.04.2017 N02/17.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" Обществом разработаны Техническое задание на разработку инвестиционной программы по развитию, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения на территории МО "Заневское сельское поселение" на период 2013-2018 годы и Техническое задание на разработку инвестиционной программы по развитию, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения на территории МО "Заневское городское поселение" на период 2013-2018 годы (далее - Технические задания).
Технические задания разработаны в соответствии с "Программой развития систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Заневское сельское поселение", утвержденной Решением совета депутатов МО от 24.02.2011 N 17 и Постановлением Администрации МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского района Ленинградской области от 21.05.2013 N 169, а также письмом от 14.03.2012 исх. N334/02-16 Муниципального образования "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района на выдачу предварительных технических условий на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение для проектирования детского дошкольного учреждения по адресу д. Янино-1, ул. Новая, д. 16.
На основании данных Технических заданий разработаны инвестиционные программы по развитию, реконструкции и модернизации систем централизованного холодного водоснабжения и коммунального водоотведения на территории МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского района Ленинградской области на период 2013-2018 годы.
Как следует из паспортов инвестиционных программ, целью программ являются обеспечение инженерной инфраструктурой вновь строящихся объектов, повышение надежности существующих систем".
Объект капитального строительства - детский сад на 220 мест по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Янино-1, возведен по адресу - Молодежный проезд, дом 2 (присвоен новый адрес объекта) и технологически присоединен к сетям водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, которые переданы во владение истца. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем объекта капитального строительства является Муниципальное образование "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано 27.03.2018 за номером N 47:07:1039001:6509-47/012/2018-1.
В силу положений статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 указанного положения, плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В силу пунктов 1, 8 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 указанных выше Правил предоставления технических условий, настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Пункт 2 названных Правил определяют подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
По условиям пункта 4 Правил предоставления технических условий в редакции, действовавшей в период строительства объекта, при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
Согласно пунктам 5, 6 приведенных Правил, орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
По условиям пункта 9 Правил предоставления технических условий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
В пункте 15 Правил технологического присоединения указано, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ, истец не представил в материалы дела доказательств, что им оказаны услуги по технологическому присоединению спорного объекта к инженерным сетям. Само по себе осуществление энергоснабжения здания, на что указывает истец, не свидетельствует о том, что услуги по подключению осуществлены именно истцом и, что указанные услуги подлежали оплате в данном случае.
Из материалов дела не следует обращения кого-либо из ответчиков к истцу с заявлением об оказании услуг по технологическому присоединению в порядке, указанном выше, равно как не следует из заключения соответствующего договора. Выдача технических условий на подключение, как следует из изложенного выше, основанием для взимания платы в связи с технологическим подключением не является.
Период совершения истцом действий по подключению объекта истцом не определен. Между тем, указанное исключает возможность установления размера платы за подключение, с учетом того, что размер данной платы определяется исходя из регулируемых тарифов, и дата оказания соответствующей услуги имеет существенное значение для определения подлежащего применению тарифа, равно как и проверки того факта, что данный тариф был установлен.
Отсутствие доказательств факта оказания услуг какому-либо из ответчиков и их стоимости, исключает вывод о наличии предусмотренных статьей 1102 ГК РФ признаков неосновательного сбережения ответчиками денежных средств в виде стоимости оказанных услуг.
Также суд первой инстанции верно сослался на положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положения которого в данном случае должны были быть учтены, так как объект подключения находится в муниципальной собственности. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), услуги которого относятся к сфере деятельности субъекта естественных монополий, также должно осуществляться с оформлением договора в порядке статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, и в этом случае следовало учитывать правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, в силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (статья 10 ГК РФ).
Таким образом, истец не доказал наличия у него оснований требовать от ответчиков оплаты услуг по технологическому подключению, и неосновательного сбережения денежных средств в виде стоимости такого рода услуг. В удовлетворении иска верно отказано.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2018 по делу N А56-95717/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.