город Ростов-на-Дону |
|
26 декабря 2018 г. |
дело N А32-33496/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.10.2018 по делу N А32-33496/2018, принятое судьей Хмелевцевой А.С.,
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Кубаньстрой"
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Кубаньстрой" (далее - заявитель, ЖСК "Кубаньстрой", кооператив) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - административный орган, департамент) от 26.07.2018 N 001/283 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. Также заявитель просил признать совершенное правонарушение малозначительным, или заменить наказание в виде штрафа на предупреждение, или снизить размер назначенного штрафа до 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2018 постановление департамента от 26.07.2018 N 001/283 изменено в части назначения административного наказания, размер административного штрафа уменьшен до 250 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения и отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, учитывая обстоятельства данного конкретного дела, суд пришел к выводу о наличии достаточных оснований для уменьшения суммы штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части изменения размера штрафа и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.. Жалоба мотивирована отсутствием оснований для снижения размера назначенного административного штрафа. Обществом не представлены в полном объеме документы, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратура города Горячий Ключ провела проверку соблюдения прав граждан-участников долевого строительства при строительстве многоквартирного жилищно-строительного кооператива, расположенного по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Черноморская, 56, с кадастровым номером земельного участка 23:41:1009002:749, в отношении жилищно-строительного кооператива "Кубаньстрой".
По результатам указанной проверки прокуратура установила нарушения требований законодательства об участии в долевом строительстве по объекту строительства, расположенного по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Черноморская, 56, с кадастровым номером земельного участка 23:41:1009002:749.
Прокуратура г. Горячий Ключ возбудила дело об административном правонарушении и направила для рассмотрения по существу в Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
Административный орган в ходе проверки установил, что кооператив является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства.
По данным выписки из ЕГРН, ЖСК "Кубаньстрой" принадлежит на основании права собственности земельный участок с кадастровым номером 23:41:1009002:749 по адресу: г. Горячий Ключ, ул. ул. Черноморская, 56.
Строительство объекта производится на основании выданного Нагапетян А.Г., разрешения на строительство от 01.06.2017 N RU 23304000-147.
При проведении проверки установлен факт нарушения кооперативом части 2 статьи 1 Закона о долевом строительстве, а именно привлечение денежных средств гражданина до введения жилого помещения в многоквартирном доме в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Между кооперативом в лице председателя правления Хачатрян Г.А. и гр. Евлантьевой Н.В. заключен договор внесения паевых взносов в ЖСК "Кубаньстрой" N 1/Ч-56, предметом которого является квартира N 20 общей площадью 42 м2 в многоквартирном илом доме, расположенном по адресу:
г. Горячий Ключ, ул. Черноморская, 56.
По указанному договору привлечены денежные средства гр. Евлантьевой Н.В. в сумме 750 000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 01.10.2017 N 1.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 26.07.2018 N 001/283, которым кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 500 000 рублей.
Кооператив, не согласившись с указанным постановлением административного органа, обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица 03.07.2015, и соответственно привлекая денежные средства граждан, кооператив обязан руководствоваться положениями Закона N 214-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик -юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о долевом строительстве право на при-влечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых, у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям Закона о долевом строительстве застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно пункту 1 статьи 3 право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома застройщик приобретает только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с данным Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.
Правом на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения, которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям Закона N 214-ФЗ застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно статье 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу требований части 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
По смыслу Закона N 124-ФЗ застройщик в форме общества с ограниченной ответственность вправе привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства).
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 разъяснено, что привлечение средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости возможно только способами, указанными в пункте 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ.
Из материалов дела следует, что проведенной административным органом проверкой на основании перегаданного для рассмотрения административного дела, возбужденного прокуратурой г. Горячий Ключ, в отношении ЖСК "Кубаньстрой" установлено нарушение требований части 2 статьи 1 Закона о долевом строительстве, а именно привлечение денежных средств гражданина до введения жилого помещения в многоквартирном доме в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Так, согласно материалам дела между кооперативом и гр. Евлантьевой Н.В. заключен договор о внесении паевых взносов N 1/Ч-56, предметом которого является квартира N 20 общей площадью 42 м2 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Черноморская, 56, согласно которому привлечены денежные средства гр. Евлантьевой Н.В. в сумме 750 000 рублей, что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру от 01.10.2017 N 1 на сумму 500 000 рублей, от 06.10.2017 N 6 на сумму 100 000 рублей, от 14.11.201 N 12 на сумму 100 000 рублей, от 01.03.2018 N 24 на сумму 50 000 рублей, а также справкой ЖСК "Кубаньстрой".
Предметом указанного договора является обязательство Застройщика построить многоквартирный жилой дом и передать Участнику долевого строительства квартиру N 20 на 2 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Черноморская, 56, а также обязательство Участника долевого строительства уплатить цену договора и принять в собственность объект долевого строительства.
Следовательно, кооператив в нарушение части 2 статьи 1, частей 1, 2 статьи 3 и части 3 статьи 4 Закона о долевом строительстве осуществил привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент такого привлечения не введен в эксплуатацию, в нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве (до заключения (государственной регистрации) договора участия в долевом строительстве).
Таким образом, наличие в действиях кооператива объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ, является доказанным.
Кооператив, будучи застройщиком и лицом, привлекающим денежные средства в целях строительства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Имея возможность для недопущения привлечения денежных средств участников долевого строительства в нарушение положений действующего законодательства, кооператив не принял необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 Коап РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Проверяя доводы административного органа о неправомерности снижения судом первой инстанции размера административного штрафа, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Однако при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из материалов дела следует, что кооперативу оспариваемым постановлением назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ - 500 000 рублей. Доказательства наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, а именно: тяжелое финансовое положение, которое подтверждается совокупность представленных доказательств, пришел к выводу о том, что назначенный кооперативу административный штраф в размере 500 000 руб. не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, не в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ.
Какие-либо негативные последствия, связанные с совершением кооперативом правонарушения, не наступили. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не находит оснований для признания вывода суда первой инстанции о возможности снижения размера назначенного штрафа ниже низшего предела неправомерным и необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы департамента не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и предмету спора, в связи с чем, не принимаются судом. В рамках настоящего дела оспаривается конкретное постановление о назначении кооперативу административного наказания. Объективной стороной правонарушения явилось привлечение денежных средств конкретного гражданина в рамках одного конкретного договора участия в долевом строительстве. Финансовое положение кооператива оценено судом первой инстанции с учетом представленных документов (отчет ревизионной комиссии ЖСК "Кубаньстрой" за 2017-2018 г., договор поставки от 01.10.2017 N 01/10/1 с соответствующими счетами на оплату).
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2018 по делу N А32-33496/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.