г. Саратов |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А12-14289/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" декабря 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Котляровой А.Ф., Никольского С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Инвест" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 августа 2018 года по делу N А12-14289/2018 (судья Суханова А.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ИНН 3435126290, ОГРН 1163443069140) к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Инвест" (ОГРН 3435107315, ИНН 1113435006486) о взыскании задолженности, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Волжский" (ИНН3435312138 ОГРН 1143435002886).
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Волжский" - Бурковой Л.Г., по доверенности N 4 от 09.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Инвест" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору N 98 от 01.06.2017 г. за февраль 2018 г. в размере 41386,58 руб., неустойки за просрочку оплаты в сумме 320 руб. 06 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 августа 2018 года с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Инвест" (ИНН 3435107315, ОГРН 1113435006486) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ИНН 3435126290, ОГРН 1163443069140) задолженность по договору N 98 от 01.06.2017 г. за период февраль 2018 г. в сумме 41 396 руб. 75 коп., неустойку за просрочку исполнения обязательства по оплате в сумме 320 руб. 06 коп., 2 000 руб. уплаченной при подаче иска государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Инвест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что судом первой не учтено, что расчеты истца по приборам учета не могут быть приняты, поскольку истцом не представлены в адрес ответчика документы, подтверждающие ввод приборов в эксплуатацию. Апеллянт настаивает на том, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 (пункт 27 Приложения N 1) учет потребленного ГВС на содержание общего имущества МКД должен производиться по нормативу с учетом коэффициентов, утвержденных приказами Комитета тарифного регулирования Волгоградской области N 26/8 от 06.07.2016, N 54/19 от 18.12.2015, N 40/7 от 09.11.2016, N 50/52 от 19.12.2016 и N 51/2 от 23.12.2016.
Кроме того, апеллянт указывает, что расчеты истца по приборам учета не могут быть приняты.
Кроме того, апеллянт указывает, что истцом при расчете начисления неверно учтена площадь мест общего пользования на СОИ ГВС МКД по ул. Карбышева, д. 49.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.06.2017 между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель коммунальных услуг, потребитель) был заключен договор теплоснабжения N 98 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора истец взял обязательства подавать ответчику через присоединенную сеть на СОИ МКД, потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме - горячую воду, а ответчик - принимать и оплачивать коммунальный ресурс на СОИ МКД, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящегося в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Порядок расчетов и платежей по названному договору установлен разделом 6.
Раздел 7 договора определяет порядок расчетов и цену по договору теплоснабжения.
На основании пункта 7.4 договора расчетным периодом по договору является календарный месяц.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснажающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По смыслу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с условиями названного договора истец осуществил поставку горячей воды в феврале 2018 г. в необходимом ответчику объёме.
Ответчик свои обязательства по оплате в сроки, установленные разделом 6 названного договора, не исполнил, что стало причиной обращения истца в суд.
Факт поставки ответчику тепловой энергии в спорный период подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Ответчик считает, что взыскиваемая сумма задолженности по договору не соответствует действительности.
В обоснование доводов ответчик указывает, что истцом при расчете начисления не верно учтена площадь мест общего пользования на СОИ ГВС МКД по адресу г. Волжский ул. Карбышева, 49, которая по данным истца составляет 4376,9 кв.м.; в соответствии с актом проверки Отдела муниципального жилищного контроля Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.07.2017 N 652-л/2017 и предписанием Отдела муниципального жилищного контроля Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.07.2017 N 652-л/2017 площадь мест общего пользования на СОИ ГВС МКД по адресу г. Волжский ул. Карбышева, 49, составляет 1100,9 кв.м., начисление по которой и осуществлялось ответчиком.
По мнению ответчика, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 (пункт 27 Приложения N 1) учет потребленного ГВС на СОИ МКД должен производиться по нормативу с учетом коэффициентов, утвержденных приказами Комитета тарифного регулирования Волгоградской области N 26/8 от 06.07.2016, N 54/19 от 18.12.2015, N 40/7 от 09.11.2016, N 50/52 от 19.12.2016 и N 51/2 от 23.12.2016.
В соответствии с контррасчетом ответчика за спорный период размеры платы составляет 4 553 руб. 80 коп.
Вместе с тем, третьим лицом в материалы дела представлена информация Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округ-город Волжский (исх. 15/7235 от 13.06.2018 г.), согласно которой площадь мест общего пользования в многоквартирном жилом доме N 49 по ул. Карбышева г. Волжский составляет 2 403 м2, направленная ответчиком в адрес истца 20.06.2018 г., технический паспорт на дом по адресу ул. Карбышева,49.
Указанная площадь учтена истцом при расчете начислений по вышеуказанному МКД за спорный период февраль 2018 г.
В соответствии с пунктом 7.2 договора стоимость поставленного коммунального ресурса на СОИ МКД определяется за каждый расчётный период исходя из действующих в соответствующем расчётном периоде тарифов (цен) на соответствующий коммунальный ресурс, установленных для населения, и объёма коммунальных ресурсов на СОИ МКД, определенного за соответствующий расчетный период в порядке, установленном в разделе 6 договора.
Порядок определения объема коммунального ресурса, потреблённого на СОИ МКД, поставляемого по договору, установлен разделом 6 договора, а также Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Список объектов теплоснабжения исполнителя согласован сторонами в Приложении N 1 к договору, согласно которому теплоснабжающая организация поставляет коммунальный ресурс на СОИ МКД в следующие МКД: дом N 49 по ул. Карбышева, дом N 47 по ул. Дружбы, дом N 109 по пр. Ленина г. Волжского Волгоградской области.
Договором предусмотрены два способа определения объемов коммунальных ресурсов: при наличии ОДПУ на основании показаний указанных приборов, при отсутствии ОДПУ, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного ОДПУ по нормативу.
Объем поставленного коммунального ресурса в ноябре 2017 года в МКД N 109 по пр. Ленина г. Волжского Волгоградской области рассчитан в соответствии с пунктом 6.1 договора, подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124 по формуле:
Усои мкд = Удом - Усчет- Унорм -Унежилых,
где: Удом - объем по общедомовому счётчику,
Усчет - сумма объёмов в квартирах по квартирным счётчикам,
Унорм - сумма нормативов в квартирах без счётчиков,
Унежилых - сумма объёмов нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 4.1.3 договора теплоснабжающая организация обязана не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным периодом, предоставлять исполнителю информацию об объемах коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях, для исключения указанных объемов коммунальных ресурсов из расчетов с исполнителем за поданные на объекты теплоснабжения коммунальные ресурсы на СОИ МКД (приложение N 2).
Истец своевременно предоставил ответчику информацию по индивидуальному потреблению ГВС по согласованной форме.
Объем поставленного коммунального ресурса в МКД рассчитан в соответствии с пунктом 6.2 договора, подпунктом "в.1" пункта 21 Правил N 124 по формуле: Усои мкд = N х Sмоп,
где: N - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период,
Sмоп - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установлен Постановлением Минтопэнерготариф Волгоградской области от 25.07.2012 N 4/1 и составляет 0,01.
Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и преследует цель создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 1 ФЗ-261).
В рамках исполнения Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники обязаны обеспечить оснащенность приборами учёта используемых энергетических ресурсов (п. 9 ст. 11 ФЗ-261).
Кроме того в целях повышения уровня энергосбережения и энергетической эффективности жилищного фонда в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома...
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4 ст. 12 ФЗ-261).
Одним из мероприятий обеспечивающим исполнение Федерального закона N 261-ФЗ является организация коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя в целях:
а) осуществления расчётов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;
б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;
г) документирования параметров теплоносителя - массы (объёма), температуры и давления (п. 4 "Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя" утв. Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
Коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учёта, которые устанавливаются в точке учёта, расположенной на границе балансовой принадлежности (п. 5 "Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя" утв. Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В связи с тем, что собственники помещений МКД по адресу: ул. Дружбы, 47, Карбышева, 49 не исполнили в установленные сроки требования законодательства, РСО была обязана (в целях исполнения Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ) совершить действия по установке ОДПУ в таких многоквартирных домах, которые не были оснащены ОДПУ собственниками помещений до 01.07.2013 г, а собственники помещений должны обеспечить допуск РСО к местам установки приборов учёта и оплатить расходы РСО за установку таких приборов учёта.
Таким образом, в исполнении п.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, подрядные организации в рамках договорных отношений с истцом осуществили действия по установке ОДПУ в МКД по адресу: г. Волжский, ул. Дружбы, 47 и ул. Карбышева, 49 с оформлением Актов вводов общедомовых приборов учёта тепловой энергии в эксплуатацию.
В целях исполнения обязательств по установке ОДПУ, истец, как РСО, силами подрядной организации, с привлечением представителя собственников жилых и нежилых помещений (ООО "УК Инвест") произвела обследование МКД N 47 по ул. Дружбы и МКД N 49 по ул. Карбышева на предмет установления наличия/отсутствия технической возможности установки общедомового узла учёта с составлением соответствующего акта. Обследование и оформление акта производилось в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 627 от 29.12.2011 г. (Приложения N 2 и N 3).
По результатам обследования установлено наличие технической возможности установки ОДПУ.
В соответствии с п.7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ собственники приборов учёта, а после подписания Акта ввода общедомового прибора учёта тепловой энергии ими являются собственники помещений МКД (Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31.03.2017 г. N 10958-00/04), обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учёта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о несостоятельности доводов ответчика о невозможности использования в качестве расчетных показаний приборов учета, установленных по адресу г. Волжский, ул. Дружбы 47.
Из материалов дела видно, что в феврале 2018 г. истец осуществил поставку горячей воды на СОИ МКД на общую сумму 41 396 руб. 75 коп.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод апеллянта о неверном определении площадей мест общего пользования по дому N 49 по улице Карбышева не состоятелен и опровергается следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 5.1.18 договора теплоснабжения исполнитель обязан в целях осуществления расчетов не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным периодом представить в Теплоснабжающую организацию сведении о размере площади каждого нежилого помещения в МКД, а также об общей площади помещений в МКД, включая помещения, входящие в состав общего имущества в МКД, данные о степени благоустройства, заверенные уполномоченными ответственным сотрудником Исполнителя (Приложения N N 1, 4 к договору).
Согласно пункту 8.2. договора теплоснабжения исполнитель несет ответственность за достоверность информации, связанной с учетом предоставленных коммунальных ресурсов на содержание общего имущества МКД, в том числе: за достоверность сведений о технической возможности установки приборов при их отсутствии, а также об общей площади помещении МКД. включая помещения, входящие в состав общего имущества в МКД, данные о степени благоустройства.
В пункте 5.2.3. договора теплоснабжения стороны предусмотрели, что исполнитель заявляет в теплоснабжающую организацию об ошибках, обнаруженных в расчетом документе. Подача заявлений об ошибке не освобождает исполнителя от обязанности оплатить потребленный коммунальный ресурс на содержание общего имущества МКД. В случае необходимости корректировка производится в следующем расчетном периоде.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, ответчик в силу своего статуса обязан вести учет и хранить техническую документацию на многоквартирный дом.
На основании пункта 2 Правил N 491 определяется состав общего имущества.
Расчет норматива потребления ГВС в целях содержания общего имущества в МКД производится в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федераций от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306)
Для ГВС норматив определяется в соответствии с пунктом 27 приложения к Правилам N 306, согласно которому Soи - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Соответствующие разъяснения даны в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04.
Истец произвел расчет, исходя из площади мест общего пользования на СОИ ГВС МКД по адресу г. Волжский ул. Карбышева, 49, в размере 2403,3 кв.м., в связи с изменением площади мест общего пользования согласно письма Комитета от 13.06.2018 N 15/7235.
Согласно выводам судебных инстанций по делу N А12-2736/2018 в соответствии с письмом ответчика от 01.08.2017 к договору теплоснабжения было составлено Приложение N 1, подписанное уполномоченными лицами, площадь MOП в МКД по ул. Карбышева, д. 49 согласована в размере 2 394,3 кв.м.
Письмом N 137 от 20.06.2018 ответчик просил пересчитать потребленный объем коммунального ресурса, необходимого на содержание мест общего пользования в связи с письмом КЖД Администрации г. Волжского N 15/7235 от 13.06.2018 г., направленного во исполнение решения суда по делу А12-29389/2017.
В соответствии с данным письмом площадь мест общего пользования МКД по ул. Карбышева, 49 составляет 2 403 кв.м по данным технического паспорта от 20.06.2013 г. (коридоры общего пользования - 1100,9 кв.м, лифты - 22,4 кв.м, лестничные клетки 1 179,2 кв.м, мусоросборники, колясочные, эл. щитовые - 100,5 кв.м).
Аналогичная позиция также выражена судебными инстанциями при рассмотрении дела N А12-36103/2017.
Правовых оснований для перерасчета задолженности с учетом площади мест общего пользования МКД N 40 по ул. Карбышева в размере 1100,9 кв.м на момент вынесения оспариваемого по настоящему делу судебного акта не имелось.
Именно управляющая компания как лицо, ответственное за содержание общего имущества, учет технической документации, обязана обладать сведениями о площадях, производить начисления, для собственников помещений, исходя из данных площадей и передавать соответствующие сведении в ресурсоснабжаюшую организацию в целях осуществления расчетов.
Доводы ответчика о невозможности вести расчеты по приборам учета, поскольку в адрес ответчика не направлены надлежаще оформленные документы, подтверждающие ввод приборов учета в эксплуатацию, в связи, с чем невозможно принимать выставляемые объемы, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2000 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязывает вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Возражения ответчика касаются несогласий с содержанием проектной документации на узлы учета, тогда как проект был утвержден, приборы учёта установлены и введены в эксплуатацию в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доказательств неисправности, выхода из строя приборов учёта, иных фактов, подтверждающих невозможность вести учёт потребления коммунальных ресурсов по приборам учёта, ответчиком не представлено.
Кроме того, ответчиком заявлены возражения относительно правомерности установления приборов учёта и ведения расчётов по ним только в МКД по адресу ул. Дружбы 47, а начисления по приборам учёта производилось также в МКД ул. Ленина, д. 109.
В обоснование начислений в материалы дела предоставлены ведомости фактического потребления ГВС, выписки из журналов учета тепловой энергии с соответствующими расчетами, ведомости учета параметров потребления тепла за январь 2018 года по МКД Ленина, д. 109, ул. Дружбы 47.
В пункте 27 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, установлено, что в целях контроля объемов поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя использовать контрольные (параллельные) приборы учета при условии уведомления одной из сторон договора другой стороны договора об использовании таких приборов учета. Такие приборы учета устанавливаются на сетях теплоснабжающей организации, теплосетевой организации или потребителя в местах, позволяющих обеспечить коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставленной потребителю, теплосетевой организации. И случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета и основных приборов учета более чем на погрешность измерения таких приборов учета за период, составляющий не менее одного расчетного месяца, лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, может потребовать у другой стороны проведения учета внеочередной поверки эксплуатируемого этой стороной прибора учета.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств для признания показаний приборов учета, на основании которых производился расчет задолженности недействительными, ответчиком не представлено, также как и не представлено доказательств, подтверждающих иной объем потребления коммунального ресурса.
Ведение расчетов между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организаций по нормативу при наличии исправного, введенного в эксплуатацию прибора учета, противоречит действующему законодательству и условиям договора теплоснабжения.
Аналогичная позиция выражена судебными инстанциями по делу N А12-2736/2018.
При таких обстоятельствах, поскольку сам факт поставки тепловой энергии в спорном периоде подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком, доказательства оплаты за поставленную энергию в полном объёме в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции обоснованно счел исковые требования доказанными и подлежащими удовлетворению в размере 41 396, 75 руб.
Доводы что проектная документация на коммерческие узлы учёта тепловой энергии и теплоносителя в МКД N 47 по ул. Дружбы не соответствует по содержанию нормам действующего законодательства, несостоятельные.
В соответствии с п. 3 Правил 1034 прибор учета - это средство измерений, включавшее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объёме) температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; узел учета - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Приказ Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" содержит понятие теплового пункта - комплекс устройств расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
В соответствии с п. 9.1.1 приказа 115 в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется:
- преобразование вида теплоносителя или его параметров;
- контроль параметров теплоносителя;
- регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты;
- отключение систем потребления теплоты;
- защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя;
- заполнение и подпитка систем потребления теплоты;
- учёт тепловых потоков и расходов теплоносителя и конденсата;
- сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качества;
- аккумулирование теплоты;
- водоподготовка для систем горячего водоснабжения.
Пунктом 1 правил 491 к составу общего имущества отнесены: е) автоматизированные информационно - измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета. Устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учёта, в случаях если установлены за счёт собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учёта в соответствии в требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений а отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с 10 Правил 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающим, в том числе:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно статье 161 ЖК РФ и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иною специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящею Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, именно управляющая компания несет ответственность за надлежащую эксплуатацию всех инженерных систем, в том числе тепловых пунктов и регулирование параметров теплоносителя.
ООО "Волжские тепловые сети" в соответствии с нормами 261 ФЗ отвечает за надлежащую эксплуатацию только самих приборов учета, а именно за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета (п. 74 Правил 1034).
Более подробные объяснения ООО "Волжские тепловые сети" были письменно изложены в возражениях, имеющихся в материалах дела.
Кроме того, подписав договор теплоснабжения с актами разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности без замечаний, Ответчик принял на себя границы ответственности, к которым, в том числе, относятся общедомовые приборы учета, в связи с чем, несогласие Ответчика оплачивать потребленный коммунальный ресурс по показаниям приборов учета является не правомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
По расчетам истца неустойка, начисленная в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", за период с 16.03.2018 г. по 16.04.2018 г. составляет 320 руб. 06 коп.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты суммы неустойки, ходатайства о снижении размера пени в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца неустойку в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 августа 2018 года по делу N А12-14289/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В. Б. Шалкин |
Судьи |
А. Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.