город Омск |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А70-10381/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12988/2018) индивидуального предпринимателя Березовской Светланы Юрьевны на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2018 по делу N А70-10381/2018 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Березовской Светланы Юрьевны к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 об оспаривании налогового уведомления N 162601532 от 15.05.2017,
при участии в деле в качестве третьего лица, Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области,
при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Тюменской области, представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 - Липчинской Н.П. (по доверенности N 12 от 23.01.2018 сроком действия по 31.12.2018); Дюндюковой И.Л. (по доверенности N 47 от 06.08.2018 сроком действия по 31.12.2018),
от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - Савицкой Е.Ф. (по доверенности N 04-14/164 от 05.10.2018 сроком действия по 31.12.2018),
от индивидуального предпринимателя Березовской Светланы Юрьевны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Березовская Светлана Юрьевна (далее по тексту - заявитель, предприниматель Березовская С.Ю., налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 (далее по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) об оспаривании налогового уведомления N 162601532 от 15.05.2017.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просила обязать Инспекцию вернуть из бюджета 2 234 198 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета заявленного спора привлечено, Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее по тексту - Управление).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2018 в удовлетворении заявленных предпринимателем Березовской С.Ю. требований, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Березовская С.Ю. обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2018 отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что налоговым органом в течение трех лет предоставлялась неактуальная информация о начисленных налогах; уполномоченный орган, исчисляя первоначально налог на имущество по данному объекту, не мог не знать о всех основаниях для начисления налога за 2015 год в 2016 году, поскольку уведомлением от 15.05.2017 N 162601532 за 2015 год исчислен налог на имущество в отношении того же помещения (г. Тюмень, ул. Герцена д. 64), который указан ранее в уведомлении от 2016 года, все сведения из ЕГРН в отношении указанного объекта не менялись с 2014 года; до направления первоначального уведомления от 10.11.2016, в котором было отражено спорное помещение, налоговый орган располагал всеми сведениями из Росрееетра об имуществе; нарушения налогового законодательства со стороны налогоплательщика отсутствуют.
Инспекция в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с доводами жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Также, в материалы дела поступил отзыв от Управления, согласно которому, Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Предприниматель Березовская С.Ю., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Инспекции и Управления не согласились с доводами апелляционной жалобы, поддержали возражения, изложенные в представленных отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей Инспекции и Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, предпринимателем Березовской С.Ю. получено налоговое уведомление N 162601532 от 15.05.2017, в котором произведен расчет налога на имущество физических лиц в отношении имущества: нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Герцена, д. 64, кадастровый номер 72:23:0216005:3055, а также перерасчет налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению N151871002 в отношении иного имущества.
Согласно указанному уведомлению заявителю необходимо было в срок до 10.07.2017 уплатить налог на имущество физических лиц общей сумме 2 258 632, 56 руб.
25.12.2017 в Инспекцию поступило заявление предпринимателя Березовской С.Ю. о предоставлении письменного ответа о начислении налога на имущество за 2015 год в отношении объекта, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Герцена, д.64, кадастровый номер 72:23:0216005:3055, на который ранее была предоставлена льгота.
В ответ на обращение заявителя, Инспекция в письме от 22.01.2018 N 12-16/003619 сообщила о том, что с 01.01.2015 индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, только в том случае, если это имущество не включено в Перечень объектов, по которым налоговая база определена как кадастровая стоимость.
Инспекция указала, что в ранее направленном налоговом уведомлении был исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в отношении принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Здания с кадастровыми номерами: 72:23:0218006:1516 (адрес: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 63) и 72:23:0216005:531 (адрес: г. Тюмень, ул. Герцена, 64) включены в Перечень объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно сведениям органов Росреестра, помещения с кадастровыми номерами 72:23:0218006:21952, 72:23:0218006:15495 входят в состав здания с кадастровым номером 72:23:0218006:1516; помещение с кадастровым номером 72:23:0216005:3055 входит в состав здания 72:23:0216005:531.
Таким образом, Инспекция указала, что в отношении вышеуказанных помещений налоговым органом 15.05.2017 произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 395-п с применением ставки налога в размере, равном 2 %.
Полагая, что налоговое уведомление N 162601532 от 15.05.2017 сформировано и направлено заявителю в нарушение норм налогового законодательства, заявитель обжаловал его в Управление.
По результатам рассмотрения обращения, Управлением подготовлен ответ от 28.05.2018 N 21-25/08645, в котором сделан вывод о том, что проведение налоговым органом в 2017 году расчета налога на имущество физических лиц за 2015 год исходя из кадастровой стоимости в отношении помещения, расположенного в здании с кадастровым номером 72:23:0216005:531, и направление налогового уведомления не противоречит действующему законодательству.
Дополнительно Управление сообщило, что по состоянию на 01.01.2017 кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 72:23:0216005:3055, утвержденная Распоряжением Департаментом имущественных отношений Тюменской области от 22.11.2016 N 0131/16 составляет 70 447 788, 17 руб. и будет применена при исчислении налога за 2017 год.
Полагая, что налоговое уведомление N 162601532 от 15.05.2017 Инспекции не соответствует закону, нарушает ее права и законные интересы, предприниматель Березовская С.Ю. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
30.08.2018 Арбитражным судом Тюменской области принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог на имущество физических лиц, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 401 НК РФ, к объектам налогообложения относятся, в частности, расположенные в пределах муниципального образования иные здания, строения, сооружения, помещения.
Как следует из пункта 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (подпункт 2); размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 3).
По общему правилу, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 10 статьи 378.2 Кодекса).
В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 01 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ устанавливает, что в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 409 Кодекса налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 409 НК РФ).
На территории Тюменской области Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определен в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них) и утвержден на 2015 год Распоряжением Правительства Тюменской области от 25.12.2014 N 2368-рп, 2016 год - Распоряжением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 2014-рп
Кадастровая стоимость объектов недвижимости, применяемая при расчете налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в отношении объектов недвижимости, в том числе, включенных в Перечень, определяемый в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, утверждена Постановлением Правительства Тюменской области от 03.10.2012 N 395-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тюменской области" (далее по тексту - Постановление 395-П).
Решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 259 "О Положении о местных налогах города Тюмени" налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, установлена в размере 2 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В силу норм налогового законодательства с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, только в том случае, если это имущество не включено в Перечень объектов, по которым налоговая база определена как кадастровая стоимость.
Согласно Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 26.11.2014 N 595-п "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", здания с кадастровым номером 72:23:02118006:1516 (адрес: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 63) и 72:23:0216005:531 (адрес: г.Тюмень, ул. Герцена, 64) включены в Перечень объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что предприниматель Березовская С.Ю. является собственником помещений, с кадастровыми номерами 72:23:0218006:2192, 72:23:0218006:15495, 72:23:0216005:3055, которые входят в состав указанных выше зданий.
В соответствии с нормами налогового законодательства, налоговым органом 15.05.2017 произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости объектов и сформировано налоговое уведомление N 162601532 от 15.05.2017.
Поскольку, как указывалось выше направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, уполномоченный орган, направив уведомление 15.05.2017 не пропустил срок для выставления указанного требования.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, порядок направления уведомления и перерасчета налога не нарушен уполномоченным органом.
Довод заявителя, со ссылкой на пункт 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ" о недопустимости внесения изменений в решение, которые ухудшают положение налогоплательщика, судом не принимается.
Пункт 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 предусматривает право налогового органа внести изменения в решение, вынесенное по результатам налоговой проверки и иных мероприятий налогового контроля. В частности, такие исправления и изменения, которые не приведут к изменению существа налогового правонарушения, не повлияют на содержание и выводы налогового органа.
В рассматриваемом случае, налоговым органом, при наличии правовых оснований, произведен перерасчет суммы налога на имущество за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости объекта, о чем в установленном порядке было направлено налоговое уведомление на уплату налога.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, не установив каких-либо обстоятельств, подтверждающих нарушение и ущемление прав заявителя.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2018 по делу N А70-10381/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.