г.Самара |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А65-28571/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Восток-Трейд Групп" - представитель не явился, извещено,
от Татарстанской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - представителей Нестерова К.В. (доверенность от 09.01.2018), Салиховой Р.С. (доверенность от 12.01.2018), Туканова А.В. (доверенность от 17.07.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2018 года с использованием средств видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-Трейд Групп"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2018 года по делу N А65-28571/2018 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток-Трейд Групп", Республика Татарстан, г.Казань, к Татарстанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконными запросов о предоставлении документов от 18.06.2018, решений от 20.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-Трейд Групп" (далее - ООО "Восток-Трейд Групп", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Татарстанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - Татарстанская таможня, таможенный орган, ответчик) о признании незаконными запросов Казанского таможенного поста Татарстанской таможни о предоставлении документов от 18.06.2018 по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10404054/180618/0007694, N 10404054/180618/0007704 и решений от 20.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10404054/180618/0007694, N 10404054/180618/0007704.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Восток-Трейд Групп" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что на момент согласования существенных условий, подписания сторонами приложения N 3, на основании которого были осуществлены поставка и ввоз товара, оплата товара, действовало постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", согласно которому приобретенный товар попадал в категорию самоходных машин и прицепов к ним "перегружатели колесные", соответственно идентификационный код Э01, поэтом) в основу расчета утилизационного сбора должен быть положен коэффициент 2.5. Нововведения, принятые постановлением Правительства РФ N 639 от 31.05.2018 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81" (далее - постановление Правительства РФN 639), не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Поэтому, по мнению заявителя, таможенный орган незаконно обязал его предоставить расчет утилизационного сбора в соответствии с постановлением Правительства РФ N 639 и соответственно принятое решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, также является незаконным. Данный нормативный правовой акт не распространяется на товар, ввозимый истцом на основании контракта N1, приложения N3 от 30.05.2018, подписанныехсторонами до вступления в силу постановления Правительства РФ N 639.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Восток-Трейд Групп", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель таможенного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя таможенного органа, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество 18.06.2018 на Казанский таможенный пост представило декларации N 10404054/18062018/0007694, N 10404054/18062018/ 0007704 на следующие товары:
- экскаватор-погрузчик М8Т модель М544, серийный номер М5448Ш102962, номер двигателя К.038378Ц596629У; экскаватор-погрузчик М8Т модель М644 серийный номер М6448Т2200866, номер двигателя ЯМ75558Ш88780С;
- экскаватор-погрузчик М8Т модель М544, серийный номер М5448Ш102963, номер двигателя К.038378Ц596744У; экскаватор-погрузчик М8Т модель М544 серийный номер М5448Ш102954, номер двигателя К038378И596619У и расчеты утилизационного сбора от 08.06.2018 N 25, N26, с учетом базовой ставки 150 000 рублей за каждый и коэффициентом 2,5.
Казанским таможенным постом 18.06.2018 по спорным ДТ направлены обществу запросы о предоставлении расчетов утилизационного сбора (далее - спорные расчеты) в соответствии с постановлением Правительства РФ N 639 с указанием необходимости предоставления спорных расчетов в срок до 18.06.2018 (л.д.35).
Обществом спорные расчеты по вышеназванным декларациям по запросу таможенного органа представлены - 18.06.2018 с доплатой утилизационного сбора в размере 630 000 рублей по ДТ N 10404054/180618/0007694 и N10404054/180618/007704.
Таможенным органом 18.06.2018 ввезенные товары выпущены в свободное обращение. После выпуска товара 20.06.2018 таможенным органом приняты оспариваемые решения о внесении изменений в сведения указанные в спорных декларациях на товары.
Заявитель, не согласившись с вышеназванными решениями таможенного органа и запросами, считая их требованиями, обязательными к исполнению, влияющими на определенные последствия, связанные с выпуском товара, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал по следующим основаниям.
Установлено, что спорные запросы таможенного органа от 18.06.2018 (л.д. 35,45) возлагают на общество бремя предоставления документов - новых расчетов утилизационного сбора, изложенных в виде требования (необходимо представить), с указанием сроков исполнения (до 18.06.2018), содержат властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организаций в виде предоставления в обязательном порядке расчета утилизационного сбора в увеличенном размере. Соответственно названные запросы, расцененные заявителем как обязательные к исполнению, порождающие при неисполнении последствия в виде своевременного выпуска товара, относятся к ненормативным правовым актам, подлежащим обжалованию в судебном порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно абзацу 2 пункта 3 названной статьи плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 3 Правил взимания утилизационного сбора, принятых в развитие указанной нормы права и вступивших в законную силу 10.02.2016, (далее - Правила N 81) взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты;
д) копию документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (пункт 11 Правил N 81).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 639, вступившим в силу 13.06.2018, в вышеуказанный Перечень и Правила N 81 внесен ряд изменений. Так, дополнительно в раздел 3 Перечня включены ранее не указанные экскаваторы-погрузчики, классифицируемые по коду 8429 59 000 0, мощностью силовой установки менее 170 л.с. с коэффициентом - 4, что исключило возможность применения заявителем указанной в разделе IV перечня позиция - перегружатели колесные классифицируемые по коду 8429 59 000 0 легкие (массой менее 15 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.) коэффициента 2,5 для товара, заявленного в ДТ N 10404054/180618/0007694 и N10404054/180618/007704 как - экскаватор-погрузчик. Следовательно, была увеличена базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов ввезенных заявителем с увеличением коэффициента 2, 5 до 4.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Из взаимосвязанных норм вышеназванного законодательства следует, что уплата утилизационного сбора в силу прямого толкования Правил N 81, с изменениями постановления Правительства РФ N 639, осуществляется декларантом со дня вступления его в законную силу, то есть с 13.06.2018, соответственно в отношении самоходных машин и прицепов к ним, указанных в соответствующем Перечне, ввезенных заявителем и выпущенных таможенных органом в свободное обращение 18.06.2018, начинается с 13.06.2018.
Учитывая, что выпуск товаров - экскаватор-погрузчик М8Т модель М544, ввезенных заявителем по вышеназванным ДТ N 10404054/18062018/0007694 и N10404054/18062018/0007704 был осуществлен 18.06.2018, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что названное постановление Правительства РФ N 639, изменившее коэффициент утилизационного сбора ввезенного товара с 2,5 до 4, распространяется на спорные отношения с 13.06.2018, что свидетельствует о наличии у заявителя обязанности по представлению расчета утилизационного сбора и доказательств его уплаты, с учетом изменений внесенных законодателем в период их таможенного оформления.
Исходя из изложенного, вышеназванные доводы заявителя о том, что внешнеэкономическая сделка по приобретению спорных товаров осуществлена до вступления в силу постановления Правительства РФ N 639 не могут быть судом положены в основу принятого судебного акта. Обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении экскаваторов-погрузчиков возникла у декларанта в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, а не заключением внешнеэкономической сделки в порядке, как указывает заявитель, со ссылками на статьи 434, 438, 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кроме того, исходя из положений пункта 3 статьи 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, риск изменения условий сделки, в том числе связанных с введением в действие новых нормативных правовых актов, лежит на сторонах сделки и не может являться основанием для признания незаконными решений государственного органа.
Как следует из пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, пунктов 11 и 11.1 Правил N 81, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла после 13.06.2018, то есть после вступления в силу Постановления Правительства РФ N 639 (опубликовано 05.06.2018 на официальном интернет-портале правовой информации), ввиду того, что таможенное декларирование спорных экскаваторов -погрузчиков в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, входящую в состав Евразийского экономического союза, осуществлялось 18.06.2018 по спорным ДТ N10404054/180618/0007694 и N10404054/180618/007704.
В связи с тем, что представленные ООО "Восток-Трейд Групп" расчеты утилизационного сбора от 08.06.2018 N 25, 26 были составлены с учетом базовой ставки 150000 рублей и коэффициентом 2,5, что на 18.06.2018, то есть на момент таможенного декларирования товаров в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, не соответствовало действующей редакции постановления Правительства РФ, Казанским таможенным постом декларанту обоснованно были направлены запросы о предоставлении документов по ДТ N 10404054/180618/0007694 и N10404054/180618/007704.
В силу пункта статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС) таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно п.6 ст.324 ТК ЕЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
Исходя из п.7 той же статьи ТК ЕЭС, в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.
Таким образом, при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Расчеты утилизационного сбора N 25, N26 от 18.06.2018, подготовленные заявителем 18.06.2018 с учетом базовой ставки 172 500 рублей (вместо 150 000 рублей), коэффициентом 4 (вместо 2,5) представлены в таможенный орган плательщиком - ООО "Восток-Трейд Групп" 18.06.2018 на основании оспариваемых запросов таможенного органа, что впоследствии явилось основанием для вынесения 20.06.2018 оспариваемых решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10404054/180618/0007694 и N10404054/180618/007704.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции посчитал, что оспариваемые запросы таможенного органа о предоставлении документов от 18.06.2018 по спорным ДТ и решения от 20.06.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в них, являются законными и не нарушают права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент согласования существенных условий, подписания сторонами приложения N 3, на основании которого были осуществлены поставка и ввоз товара, оплата товара, действовало постановление Правительства РФ N 81, согласно которому приобретенный товар попадал в категорию самоходных машин и прицепов к ним "перегружатели колесные", соответственно идентификационный код Э01, поэтом) в основу расчета утилизационного сбора должен быть положен коэффициент 2.5, подлежат отклонению. Суд первой инстанции обоснованно применил к рассматриваемым отношениям изменения, внесенные постановлением Правительства РФ N 639, исходя из того, что на момент ввоза товара на территорию Российской Федерации данный нормативный акт уже вступил в действие. При этом не имеет значения, что договор, на основании которого был закуплен ввезенный товар, был заключен ранее внесения изменений в постановление Правительства РФ N 81, поскольку в данном случае определяющим для применения нормы права моментом является именно ввоз товара, а не заключение договора. Такой вывод обусловлен тем, что плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 15 ноября 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ООО "Восток-Трейд Групп" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19 ноября 2018 года государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2018 года по делу N А65-28571/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Трейд Групп" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19 ноября 2018 года государственную пошлину в размере 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.