26 декабря 2018 г. |
Дело N А39-4050/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Новиковой Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Городской округ Саранск" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.10.2018 по делу N А39-4050/2018 по иску некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к муниципальному образованию "Городской округ Саранск" в лице администрации городского округа Саранск о взыскании задолженности в сумме 66 161 300 руб. 32 коп., с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Октябрьского района городского округа Саранск, администрации Ленинского района городского округа Саранск и администрации Пролетарского района городского округа Саранск.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - Маскинсков С.С. по доверенности от 10.01.2018 сроком действия 1 год.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Городской округ Саранск" в лице администрации городского округа Саранск о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 в сумме 66 161 300 руб. 32 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Октябрьского района городского округа Саранск, администрация Ленинского района городского округа Саранск и администрация Пролетарского района городского округа Саранск.
Решением от 17.10.2018 Арбитражный суд Республики Мордовия взыскал с администрации городского округа Саранск за счет казны муниципального образования "Городской округ Саранск" в пользу НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" 66 161 300 руб. 32 коп. долга.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, муниципальное образование "Городской округ Саранск" обратилось Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель считает, что рассматриваемое требование не связано с предпринимательской деятельностью и не является экономическим спором, так как в основе не лежит экономическая деятельность сторон. Считает, что спор должен быть рассмотрен в суде общей юрисдикции.
НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что администрация не является юридическим лицом. Спор по уплате взносов на капитальный ремонт, возникший между двумя крупными субъектами, осуществляющими публично значимые функции, в том числе за счет бюджетных средств, а другой, в том числе за счет средств собственников помещений многоквартирных домов, нельзя назвать - неэкономическим.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в муниципальной собственности муниципального образования "Городской округ Саранск" находится ряд жилых помещений в многоквартирных домах округа, перечень которых представлен истцом. По сведениям Фонда, сторонами произведена сверка перечня жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования.
Указывая на то, что за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 ответчик не уплачивает взносы на капитальный ремонт указанных многоквартирных домов, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требование, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет расходы собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно указанной норме права собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно статье 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Мордовия от 08.08.2013 N 52-3 "О регулировании отношений в сфере организаций проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия", определяющей, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом, для собственников помещений многоквартирных домов, находящихся на территории Республики Мордовия, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникает с мая 2014 года.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2013 N 607 утверждена Республиканская адресная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия" на 2014-2043 годы, которая опубликована в газете "Известия Мордовии" 31.01.2014.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 26.12.2016 N 657 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Мордовия" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, на 2017 год в размере 7,63 рубля в месяц.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22.12.2014 N 673 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Мордовия" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, на 2016 год в размере 7,63 рубля в месяц.
Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 08.08.2013 N 52-3 "О регулировании отношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия" в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим, на основании представленных региональным оператором платежных документов.
За период с 01.01.2016 по 31.12.2017 ответчику на капитальный многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, начислены взносы в размере 66 161 300 руб. 32 коп.
Региональным оператором в Республике Мордовия является НО "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (создано на основании распоряжения Правительства РМ от 01.07.2013 N 327-Р).
В печатном издании "Вечерний Саранск" от 23.07.2014, от 06.08.2014, от 13.08.2014 опубликовано постановление администрации городского округа Саранск от 28.04.2014 N 1109 "Об определении способа формирования фонда капитального ремонта", в котором указывается, что для многоквартирных домов, указанных в Приложении 1 к настоящему постановлению, способ формирования фонда капитального ремонта установлен на счете регионального оператора, а именно Некоммерческой организации "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Перечень многоквартирных домов, по которым предъявлена задолженность по взносам на капитальный ремонт, администрацией не оспорен.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального
ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных
средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав
собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Собственники в спорном многоквартирном доме не избрали способ формирования фонда капитального ремонта конкретного многоквартирного
дома путем создания отдельного специального счета.
Доказательств обратного не представлено.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Поскольку в нарушении требований статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик не представил суду доказательств оплаты задолженности, задолженность по взносам на капительный ремонт многоквартирных домов в размере 66 161 300 руб. 32 коп. правомерно взыскана с ответчика в пользу истца.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, по существу не обжаловано.
Довод жалобы сводится к неподведомственности спора арбитражному суду, однако он является ошибочным.
В силу частей 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
По делу спор возник между юридическими лицами и по субъектному составу участников правоотношений спор подведомственен арбитражному суду. Более того, предметом иска является взыскание задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт, что свидетельствует об экономическом характере спора.
Несогласие заявителя с выводом суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом нормы права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос об отнесении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривается, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.10.2018 по делу N А39-4050/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Городской округ Саранск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.