г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А26-7166/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.,
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.,
при участии:
от заявителя: Богданова Л.С., паспорт,
от заинтересованного лица: не явился, извещён,
от третьих лиц: 1) Круглова И.А., по доверенности от 05.06.2018, 2,3) не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30713/2018) ИП Богдановой Л.С. на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2018 по делу N А26-7166/2018 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Богдановой Людмилы Семеновны
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия
третьи лица: 1) Администрация Петрозаводского городского округа; 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия; 3) Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
о признании незаконным отказа,
установил:
Индивидуальный предприниматель Богданова Людмила Семеновна (ОГРНИП: 306100118100043, ИНН: 1001014993371) (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (ОГРН: 1031000016850, ИНН: 1001040110, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Герцена, дом 13) (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 13 июня 2018 года N 38771/12.4-21 по продаже земельного участка с кадастровым номером 10:01:0050172:66, как не соответствующего положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что принятый ответчиком ненормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 19 июля 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Администрация Петрозаводского городского округа (ОГРН: 1021000538481, ИНН: 1001040505, адрес места регистрации: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 2) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (ОГРН: 1041000051784, ИНН: 1001048543, адрес места регистрации: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Красная, дом 31) (л.д. 1 - 3).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 05 сентября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24).
Решением от 02.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым требования предпринимателя удовлетворить, ссылаясь на то, что озеро Логмозеро не является источником питьевого водоснабжения, в отношении данного водного объекта не заключён договор водопользования, соответствен, у суда не имелось оснований распространять на указанный объект действие СанПиН 2.1.4.1110-02.
В канцелярию апелляционного суда от Администрации 14.12.2018 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец возражает против доводов ответчика, поддерживает решение суда, полагает его законным и обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель третьего лица 1 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Министерство, третьи лица 2 и 3, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании. От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
14 мая 2018 года индивидуальный предприниматель Богданова Людмила Семеновна обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:01:0050172:66 площадью 3 000 кв.м. в собственность (л.д. 68 - 69).
Письмом от 13 июня 2018 года N 38771/12.4.21 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в удовлетворении указанного заявления отказало, мотивировав отказ тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - второй пояс санитарной охраны источника водоснабжения (л.д. 66 - 67).
Индивидуальный предприниматель Богданова Людмила Семеновна полагая, что решение, оформленное письмом Министерства от 13 июня 2018 года, противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением. Просит суд признать незаконным отказ, изложенный в письме от 13 июня 2018 года N 38771/12.4.21.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны ( далее - ЗСО) источников водоснабжения всех типов организуются в составе трех поясов и имеют определенные размеры границ.
Границы зон первого и второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с разделами 2.3.1 и 2.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, при этом следует отметить, что пунктами 23.1, 2.3.2 СанПиН 2.l.4.1110-02 установлены минимальные расстояния границ поясов ЗСО.
В то же время, одним из основных принципов земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности является принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Подготовка и утверждение документов территориального планирования (генеральный план городского округа), правил землепользования и застройки городского округа в силу подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта З статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
В рамках названных полномочий в Петрозаводском городском округе разработаны и утверждены решением Петрозаводского городского Совета N XXVI/XX-361 от 11.07.2008 года корректировка Генерального плана города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.10.1984 года - далее Генплан), а также Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Решением Петрозаводского городского Совета от 103.2010 года N 26/38-771 ( далее- Правила). В силу нормативных положений подпункта 7 пункта 6 статьи 23, пункта 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах и картах градостроительного зонирования Правил в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым отнесены зоны санитарной охраны источника водоснабжения.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, согласно материалам Генплана, основным источником водоснабжения города Петрозаводска являются поверхностные воды Онежского озера.
Согласно п. 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 принципиальное решение о возможности организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.
В целях предохранения источника водоснабжения от возможного загрязнения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 Генеральным планом предусмотрено установление зон санитарной охраны из трех поясов для поверхностного источника водоснабжения.
Генпланом закреплено положение о том, что поскольку источником поверхностного водоснабжения является Петрозаводская губа Онежского озера, которая подвержена влиянию вод озера Логмозера и реки Шуи, то пояса зон санитарной охраны предусмотрены для водоемов и водотоков в совокупности.
Границы поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Петрозаводска установлены в Генплане исходя из минимальных расстояний границ поясов, установленных в СанПиН 2.1.4.1110-02.
Генпланом предусмотрено, что граница 2 пояса зоны санитарной охраны для поверхностного водозабора должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние не менее З км. По территории граница установлена вверх по течению на расстоянии 22 км от водозабора (3-х суточный пробег воды по основному притоку - р.Шуе); нижняя граница- 6 км до Южной промзоны. Боковые границы: по левому берегу 500 м от уреза воды; по правому берегу р.Шуе от верхней границы 500 м от уреза воды и далее граница огибает оз.Логмозеро на расстоянии 500-1000-м проходит вдоль городской черты Южной промзоны.
В связи с указанным, довод истца о том, что оз.Логмозеро не является источником питьевого водоснабжения г.Петрозаводска необоснован. Пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения установлены, в т.ч. в отношении озера Логмозеро.
Границы поясов ЗСО, в т.ч. 2 пояса ЗСО отображены в картографической части Генплана.
Картографические материалы Генплана с обозначенными на нем поясами зоны санитарной охраны источника водоснабжения переданы ФГУП "РосНИПИ Урбанистики", являющегося разработчиком Генплана, в Администрацию в электронном виде для дальнейшего подключения указанных графических материалов в информационную систему ведения градостроительной деятельности ( программное обеспечение ГИС "ИнГео").
Информация о границах зоны санитарной охраны, определенных Генпланом, отражена также на карте зон с особыми условиями использования территории Петрозаводского городского округа Правил землепользования и застройки, которая также содержится в информационной системе ведения градостроительной деятельности ( программное обеспечение ГИС "ИнГео").
Ограничения использования земельных участков в пределах зоны санитарной охраны регламентируются статьей 73 Правил землепользования и застройки.
В силу ст. 18 ГрК РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ Генеральный план г. Петрозаводска и Правила землепользования и застройки г. Петрозаводска являются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, подлежащими включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ, и обязательны к исполнению, в том числе индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти.
Таким образом, и Генпланом и Правилами определены границы зон с особыми условиями использования территорий, в том числе пояса ЗСО источника водоснабжения города Петрозаводска.
Доводам жалобы о том, что поскольку проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения города Петрозаводска в установленном порядке не утвержден, не представляется возможным точное определение границ второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения, в связи с чем, установление Администрацией границ таких зон в Правилах и ограничение режима использования земель в зонах также отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно п. 1.17 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиНом.
Пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
То обстоятельство, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сих пор не утверждены границы зон санитарной охраны поверхностного водозабора Петрозаводска, не свидетельствует об их фактическом отсутствии в принципе.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
Кроме того, границы поясов зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения, к которым относятся воды Онежского озера, определяются п. 2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", действующими в настоящее время.
Санитарные правила позволяют определить минимальные размеры границ зон и требования к эксплуатации зон санитарной охраны.
Кроме того, из положений пункта 2.3.2.7 СанПиН 2.l.4.1110-02, предусматривающего, что территория второго пояса по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора может быть увеличена, следует, что разработанным проектом ЗСО границы ЗСО уточняются, причем в сторону их увеличения, а не наоборот.
Таким образом, установление границ зон в Генплане города и Правилах согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 правомерно, в связи с чем вывод является обоснованным и законным вывод суда о том, что отсутствие проекта зоны санитарной охраны с установленными им границами не является основанием полагать, что на спорный земельный участок не распространяются ограничения, установленные законодательством, в частности подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 и пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация не согласна с доводами заявителя также и о том, что поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют информация о расположении спорного земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования, установление зон санитарной охраны и режима использования земель в таких зонах в Правилах неправомерно, в связи со следующим.
Учитывая высокую экологическую значимость водных объектов для окружающей среды и человека, одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации о границах ЗСО источника питьевого водоснабжения не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии её границ.
Кроме того, в соответствии с п. 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной
власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
Правила вступили в законную силу 11.03.2010 г., т.е. до дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
В связи с вышеизложенным, установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зон санитарной охраны источника водоснабжения, в Генплане и Правилах землепользования и застройки г. Петрозаводска в отсутствие сведений о таких зонах в ЕГРН, а также в отсутствие утвержденного проекта ЗСО основного источника водоснабжения г. Петрозаводска Администрация считает правомерным.
Следует заключить, что в соответствии с нормативными положениями СанПиН 2.1.4.1110-02 сведения о границах поясов зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения внесены в Генеральный план г. Петрозаводска, в т.ч. в графическую его часть, отображены на карте зон с особыми условиями использования территории Петрозаводского городского округа Правил землепользования и застройки, что свидетельствует об их установлении.
Кроме того, сведения о границах зон также внесены в информационную систему ведения градостроительной деятельности, которая с помощью программного обеспечения ГИС "ИнГео" позволяет точно определить принадлежность исследуемого объекта, в частности земельного участка, ёк территориям с особыми условиями использования, в т.ч. ЗСО источника водоснабжения.
4. Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.
При таких обстоятельствах, отказ Министерства имущественных и земельных отношений РК от 28.04.2018 N 35345/124-21, которое руководствуясь положениями пп.14 п.5 ст. 27, п.2 ст.27 ЗК РФ и установив, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, отказало ИП Богдановой Л.С. в предоставлении земельного участка в собственность - правомерен.
На основании вышеизложенного, Администрация Петрозаводского городского округа полагает, что решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2018 по делу N А 26-7166/2018 об отказе в удовлетворении требований ИП Богдановой Л.С. законно и обосновано, вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права.
Все доводы заявителя по существу свидетельствуют не о нарушении судом норм права, а о несогласии заявителя с данной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2018 по делу N А26-7166/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.