г.Самара |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А72-11454/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от муниципального унитарного предприятия "ОЧАГ" - представитель не явился, извещено,
от государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2018 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 октября 2018 года по делу N А72-11454/2018 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "ОЧАГ" (ОГРН 1107329001427, ИНН 7329001547), Ульяновская область, Мелекесский район, п. Новоселки, к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Ульяновск,
о признании незаконным уведомления от 26.04.2018 об установлении страхового тарифа, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "ОЧАГ" (далее - МУП "ОЧАГ", заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ- Ульяновское РО ФСС РФ, отделение ФСС РФ, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления от 26 апреля 2018 года об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2018 года в размере 4,5%, об обязании ГУ- Ульяновского РО ФСС РФ установить МУП "Очаг" страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2018 года в размере 0,20 %, направить МУП "Очаг" уведомление об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2018 года в размере 0,20 %.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 октября 2018 года заявленные требования удовлетворены, уведомление ГУ- Ульяновского РО ФСС РФ о размере страховых выплат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.04.2018, выданное МУП "Очаг", признано незаконным. На ГУ- Ульяновское РО ФСС РФ возложена обязанность в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу выдать МУП "Очаг" уведомление о размере страховых выплат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год с учетом основного вида экономической деятельности по ОКВЭД 35.30.14
В апелляционной жалобе ГУ- Ульяновское РО ФСС РФ просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и пояснительная записка страхователем представлены не были, в связи с чем основной вид экономической деятельности МУП "Очаг" за 2017 год не подтвержден. ГУ- Ульяновское РО ФСС РФ отнесло МУП "Очаг" 01.01.2017 к следующему виду экономической деятельности: "производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях", так как данный вид деятельности имеет наиболее высокий класс профессионального риска - 6, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере - 0,70% процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "ОЧАГ" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "ОЧАГ" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1107329001427).
Уведомлением от 26.04.2018 ГУ- Ульяновское РО ФСС РФ сообщило страхователю об установлении ему с января 2018 года страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональный заболеваний в соответствии с заявленным основным видом деятельности "разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных" в размере 4,50 процентов, что соответствует 25 классу профессионального риска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125 -ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Статьей 21 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем, исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В силу пункта 2 Правил N 713 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9. Основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации (пункт 9 Правил N 713).
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 31.01.2006 N 55 утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей -субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 (в действующей с 26.02.2017 редакции) в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право территориального органа ФСС РФ самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а представляют собой меру, призванную гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, в случае, если до момента установления территориальным органом ФСС РФ размера страхового тарифа в соответствии с пунктом 5 Порядка N 55, страхователь представил документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, территориальный орган ФСС РФ должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Такой вывод изложен в Определении Верховного Суда РФ от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 по делу N А76-21618/2017.
Материалами дела подтверждается, что основным видом экономической деятельности заявителя является "производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными" код по ОКВЭД 35.30.14. Вид деятельности "разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных" заявителем фактически не осуществляется. Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены. Предприятие с заявлением для подтверждения основного вида деятельности обратилось в территориальный орган ФСС РФ до установленного срока. Несмотря на наличие у ГУ- Ульяновского РО ФСС РФ указанных документов на момент вынесения оспариваемого уведомления, заинтересованное лицо неправомерно оставило их без оценки и не учло при определении размера страхового тарифа.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у ГУ- Ульяновского РО ФСС РФ оснований для отнесения осуществляемой предприятием деятельности к такому виду экономической деятельности, как "разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных". который имеет наиболее высокий класс профессионального риска, и соответственно для установления страхового тарифа в размере 4,50 процентов к начисленной оплате труда.
Довод ГУ- Ульяновского РО ФСС РФ о том, что предприятие не представило заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, суд первой инстанции отклонил. МУП "Очаг" направил в ГУ- Ульяновское РО ФСС РФ соответствующее заявление, что подтверждается почтовым уведомлением N 43352922030043. Заинтересованное лицо получило заявление 12.04.2018 (л.д. 28-33). В данном случае отсутствие пояснительной записки к бухгалтерскому балансу не смогло бы повлиять на определение основного вида экономической деятельности, поскольку предприятие осуществляет один вид деятельности - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
На основании изложенного суд первой инстанции признал оспариваемое уведомление ГУ- Ульяновского РО ФСС РФ от 26.04.2018 недействительным, удовлетворив заявленные предприятием требования.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд обязал ГУ- Ульяновское РО ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу выдать МУП "Очаг" уведомление о размере страховых выплат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год с учетом основного вида экономической деятельности по ОКВЭД 35.30.14.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и пояснительная записка страхователем представлены не были, отклоняются, так как заинтересованному лицу МУП "Очаг" направило соответствующее заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности 09 апреля 2018 года. ГУ- Ульяновское РО ФСС РФ получило данные документы 12 апреля 2018 года, то есть до истечения предусмотренного п.5 Порядка N 55 срока. При этом непредставление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу само по себе не опровергает установленного судом обстоятельства: осуществления заявителем деятельности по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку в апелляционной жалобе на то, что ГУ- Ульяновское РО ФСС РФ отнесло МУП "Очаг" 01.01.2017 к следующему виду экономической деятельности: "производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях", исходя из того, что данный вид деятельности имеет наиболее высокий класс профессионального риска - 6, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере - 0,70% процентов к начисленной оплате труда.
Как видно из материалов дела, МУП "Очаг" не осуществляет деятельность по производству лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, в связи с чем отнесение заинтересованным лицом к указанному виду экономической деятельности осуществляемой заявителем деятельности является ошибочным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 18 октября 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина ГУ- Ульяновским РО ФСС РФ в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 октября 2018 года по делу N А72-11454/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.