город Ростов-на-Дону |
|
26 декабря 2018 г. |
дело N А53-12737/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от АО "Тандер": представитель по доверенности от 09.04.2018 N 2-4/416
Надхина Н.А., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.10.2018 по делу N А53-12737/2018, принятое судьей Бондарчук Е.В.,
по заявлению акционерного общества "Тандер"
к Административной комиссии при Администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону (далее - административный орган, инспекция) от 04.04.2018 N 248 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2018 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "Тандер" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить постановление о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, а также нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17 час. 10 мин. 19.12.2018.
В силу п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" если перерыв объявляется на непродолжительный срок и после окончания перерыва судебное заседание продолжается в тот же день, арбитражный суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.
Представитель АО "Тандер" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, признать незаконным и отменить постановление о привлечении к административной ответственности.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Административной комиссии при Администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону, извещенной надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 06.02.2018 главным специалистом Комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону проведен рейдовый осмотр территории Пролетарского района, в результате которого зафиксировано: стоянка транспортного средства на тротуаре с госномером РА 792737 без кузовных деталей и элементов ходовой части (около магазин "Магнит") по адресу город Ростов-на-Дону, пр.40 летия Победы, 178.
Согласно карточке учета транспортного средства владельцем транспортного средства гос. номер РА 792737 является ЗАО "Тандер" ОГРН 1022301598549 ИНН 2310031475.
06.02.2018 главным специалистом Комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
29.03.2018 в 12 час. 24 мин. на электронную почту АО "Тандер" направлено уведомление о необходимости явиться 02.04.2018 в 10 час. 00 мин. в Комитет по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону (адрес:
г. Ростов-на-Дону, пр. Семашко 99/248) для дачи объяснений по данному факту и составлении протокола об административном правонарушении за нарушение главы 4 пункта 15 "Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону", принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398.
02.04.2018 в Комитет по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону (адрес: г. Ростов-на-Дону, пр. Семашко 99/248) представитель АО "Тандер" не явился, однако был извещен надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении за стоянку транспортного средства на тротуаре с госномером РА 792737 без кузовных деталей и элементов ходовой части (около магазин "Магнит") по адресу город Ростов-на-Дону, пр. 40 летия Победы, 178 был составлен в отсутствие представителя АО "Тандер", который был извещен об этом надлежащим образом.
02.04.2018 в 12 час.20 мин. на электронную почту АО "Тандер" направлена копия протокола об административном правонарушении и повестка по делу об административном правонарушении о вызове представителя общества на заседание административной комиссии при администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Советская, 2, каб. 105 на 04 апреля 2018 в 14 час.
На заседание административной комиссии при администрации Пролетарского района 04.04.2018 представитель АО "Тандер" не явился.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, фотографии, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность (повторное совершение административного правонарушения) административная комиссия при администрации Пролетарского района 04.04.2018 вынесла постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 5.1. Областного Закона Ростовской области N 273-ЗС от 25.10.2002 "Об административных правонарушениях" и АО "Тандер" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей (с учетом повторности совершенного правонарушения).
Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Согласно части 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20 000 до 50 000 рублей.
Согласно части 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет повторное нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее - Правила) устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Под благоустройством территории в правилах понимается - комплекс предусмотренных Правилами благоустройства территории города Ростова-на-Дону мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с главой 4 Правил благоустройства "Содержание объектов благоустройства территории" пунктом 15 на территории города запрещается:
-стоянку автотранспорта вне специально отведенных мест. Препятствующая осуществлению работ по уборке и содержанию дорог общего пользования местного значения и улиц;
- движение, остановка и стоянка транспортных средств на тротуарах, газонах, детских и спортивных площадках;
- оставление транспортных средств без кузовных деталей и элементов ходовой части, имеющих признаки брошенного транспортного средства, вне специально отведенных мест, предназначенных для стоянки автотранспорта, в том числе на придомовых территориях индивидуальных и многоквартирных домов.
Из материалов дела следует, что 06.02.2018 АО "Тандер" допустило стоянку транспортного средства, гос. номер РА 792737 без кузовных деталей и элементов ходовой части на тротуаре (около магазина "Магнит") по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. 40 лет Победы, 178. По мнению административного органа, АО "Тандер" нарушило п. 4. гл. 15 "Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону", утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 (далее - Правила благоустройства).
Вместе с тем, глава 15 Правил благоустройства содержит; требования к размещению рекламных и информационных конструкций, в частности, из п. 4 указанной главы следует, что благоустройство места установки отдельно стоящих информационных и рекламных конструкций производится ее владельцем в срок не более трех суток со дня установки или демонтажа конструкций. Фундамент информационных и рекламных конструкций не должен превышать уровень земли.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что обществу вменяется нарушение Правил благоустройства, которое не соответствует фактическим обстоятельствам и не подтверждается какими-либо доказательствами.
Из постановления административного органа о привлечении к административной ответственности следует, что АО "Тандер" допустило стоянку транспортного средства гос. номер РА 792 737 без кузовных деталей и элементов ходовой части на тротуаре.
В соответствии с Правилами благоустройства, на территории г. Ростов-па-Дону запрещается: оставление транспортных средств без кузовных деталей и элементов ходовой части, имеющих признаки брошенного транспортного средства, вне специально отведенных мест, предназначенных для стоянки автотранспорта, в том числе на придомовых территориях индивидуальных и многоквартирных домов.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что транспортное средство гос. номер РА 792737 является прицепом, принадлежит АО "Тандер" и не отвечает ни одному из вышеперечисленных критериев.
Из фотоматериалов следует, что прицеп гос. номер РА 792737 не был оставлен обществом и не обладал признаками брошенного транспортного средства (л.д.34-37).
Из пояснений общества следует, что поставка корпоративного товара в магазины "Магнит" осуществляется автомобилями "MAN"-автопоездом, в состав которого входит тягач и прицеп. Поскольку данное автотранспортное средство является крупногабаритным, на период разгрузки корпоративного товара производится расцепка прицепа от тягача. Тягач отъезжает на отведенное для стоянки место, в то время как прицеп устанавливается на стационарные лапы на период разгрузки. Описанная схема разгрузки позволяет не нарушать права и интересы лиц на передвижение: водителей легковых автомобилей, жильцов, пешеходов в местах, где низкая пропускная способность прилегающих к магазину дорог. Поскольку во время разгрузки прицеп используется сотрудниками общества, он не может быть идентифицирован как брошенный.
Прицеп гос. номер РА 792737 не является транспортным средством без наличия кузовных деталей и элементов ходовой части.
Согласно паспорту транспортного средства кузов прицепа имеет следующие характеристики:
кузов 875591, белый. Согласно технической документации, позволяющей определить комплектацию прицепа, данное ТС является самодостаточным транспортным средством и включает ходовую часть, в том числе, четыре колеса на двух осях.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в Постановлении Администрации г. Ростова н/Д от 04.06.2018 N 573 "Об утверждении Порядка выявления, перемещения, хранения брошенных, разукомплектованных, транспортных средств на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" в пункте 1.2 закреплено понятие брошенное транспортное средство - транспортное средство, имеющее видимые признаки неиспользуемого (спущенные шины, выбитые стекла, открытые двери или иным образом разукомплектованное), а также не обладающее государственными номерными знаками.
Судом первой инстанции в решении неверно указана квалификация правонарушения, суд указал, что имела место стоянка транспортного средства вне специально отведенного места, что препятствовало осуществлению работ по уборке и содержанию территории вместо вменяемого административным органом обществу стоянки транспортного средства гос. номер РА 792737 без кузовных деталей и элементов ходовой части на тротуаре (около магазина "Магнит").
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом не были нарушены Правила благоустройства, событие вменяемого правонарушения отсутствует.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Административный орган, в свою очередь, не представил доказательств, подтверждающих вину общества.
Суд апелляционной инстанции также признает обоснованным довод общества о том, что административным органом неверно определена квалификация правонарушения.
В качестве квалифицирующего признака для привлечения общества по ч. 2 ст. 5.1 Закона N 273-ЗС, административный орган принял повторное совершение АО "Тандер" административного правонарушения, срок давности по которому не истек.
Однако, в постановлении отсутствуют какие-либо сведения или данные о том, что вменяемые обществу нарушения по оспариваемому Постановлению являются однородными по отношению к нарушениям, на основании которых были вынесены указанные постановления.
В силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку судом первом инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, решение суда в силу п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2018 по делу N А53-12737/2018 отменить, признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии при Администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону от 04.04.2018 N 248 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.