город Москва |
|
25 декабря 2018 г. |
дело N А40-183454/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.12.2018.
Полный текст постановления изготовлен 25.12.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2018
по делу N А40-183454/18, принятое судьей Сизовой О.В.
по заявлению ЗАО "Сэйдж" (ОГРН 1027739055233)
к Московской областной таможне
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Порошина Л.В. по доверенности от 21.08.2018;
от заинтересованного лица - Одушкин С.П. по доверенности от 14.06.2018;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2018 признано недействительным решение Московской областной таможни, оформленное письмом N 17-20/20541 от 21.05.2018 об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 121.053, 34 руб., внесенного по декларации на товары N 10130120/260116/0000411 и на Московскую областную таможню возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Сэйдж" путем возврата излишне уплаченного НДС в размере 121.053, 34 руб., внесенного по декларации на товары N 10130120/260116/0000411 в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители таможенного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что обществом в январе 2016 ввезены на территорию России и указаны в таможенной декларации на товары N 10130120/260116/0000411 Московской областной таможне товары: изделия медицинского назначения для анестезиологии и реанимации с принадлежностями (товары - 1, 4, 5, 9, 12).
По данным товарам в декларации льгота по уплате НДС не заявлена и обществом уплачен НДС по ставке 18 %.
Ввезенные товары по коду ОКП 93 98 00 входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688.
Подпункт 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом согласно тому же подп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В силу п. 2 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз товаров, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с п. 24 ст. 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в п. 4 ст. 52 и абз. 2 п. 4 ст. 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу ч. 4 ст. 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
Частью 7 ст. 67 ТК ЕАЭС установлено, что возврат (зачет) сумм авансовых платежей, иных денежных средств (денег) осуществляется в случаях, порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведена уплата таких авансовых платежей, иных денежных средств (денег).
В силу п. 1 ч. 9 ст. 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, осуществляется в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнение которой обеспечено денежными средствами (деньгами), внесенными в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнена в полном объеме, прекращена либо не возникла.
Согласно ч. 1 ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 148 Федерального закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится также и в случае отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру.
В этом случае возврат производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с указанной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, предусмотренному ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ (ч. 2 ст. 148 Закона).
Согласно ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в течение 3-х лет со дня их уплаты либо взыскания.
В иных случаях, в том числе при отказе в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, установлен годичный срок на возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, Федеральным законом N 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем, в ст. ст. 147, 148 Федерального закона N 311-ФЗ определены сроки возврата таможенных пошлин, налогов и не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ).
Согласно п. п. 4, п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации изделий медицинского назначения, коды видов продукции, которых в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 164 названного Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в п. п. 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно п. 12 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, заявление о внесении изменений подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована декларация на товары, то есть на таможенный пост согласно приказу ФТС России N 965 от 21.05.2012.
В соответствии с п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", подача заявления о внесении изменений в декларации на товары может осуществляться как до подачи заявления о возврате, так и одновременно с ним.
Заявление о возврате рассматривает таможенный орган, который и выносит решение о наличии либо отсутствии оснований для признания платежей излишне уплаченными и их возврата либо отказа.
Поэтому одновременная подача заявления ЗАО "Сэйдж" о возврате в Московскую областную таможню вместе с заявлением о внесении изменений в декларации на товары N 10130120/260116/0000411 на бумажном и на электронном носителях, оптимизирует процесс принятия решения Московской областной таможни об оспариваемых таможенных платежей и соответствует разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18.
Таким образом, заявителем соблюден порядок инициирования внесения соответствующих изменений в декларацию на товары, у таможенного органа к моменту рассмотрения заявления ЗАО "Сэйдж" имелись все документы, необходимые для рассмотрения заявления по существу и утверждение в оспариваемом письме об отсутствии документов, подтверждающих факт излишней уплаты, свидетельствует о формальном подходе таможенного органа к рассмотрению заявления о возврате.
Представленные заявителем документы, свидетельствующее о перечислении НДС в полном объеме и документы, подтверждающие право на льготное налогообложение, являются документами, подтверждающими факт излишней уплаты налога, поскольку они показывают разницу между фактически уплаченным НДС и НДС, подлежащим уплате в соответствии с действующим законодательством.
Довод таможенного органа о том, что льгота может быть предоставлена исключительно лишь в том случае, если плательщиком ввозятся и декларируются все компоненты медицинского изделия, указанные в регистрационном удостоверении, либо плательщик должен получать еще одно регистрационное удостоверение на отдельные компоненты этой системы, необоснованный.
Из положений ст. ст. 164, 149, 150 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 не следует, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе завершенного и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении.
Согласно письму Росздравнадзора от 28.12.2016 N 01-63680/16 действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности.
Принадлежности к зарегистрированному в установленном порядке медицинскому изделию могут обращаться как вместе с ним, так и отдельно.
Действующее законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, в регистрационных удостоверениях поименованных, на основании таких документов, в связи с чем, таможенные органы не вправе ограничивать декларанта в получении льготы по уплате НДС в зависимости от времени их ввоза (вместе с основным медицинским изделием или в отдельности от него).
Время и количество ввоза любых медицинских изделий и принадлежностей к ним сформировано потребностью заказчика.
Соответственно, принадлежности могут обращаться как вместе с основным медицинским изделием, так и отдельно.
При этом в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Соответственно, действующее законодательство позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, указанных в регистрационном удостоверении, на основании данного документа.
Действующее законодательство не ставит предоставление льготы по уплате НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (п. 1 и п. 2 ст. 3 НК РФ).
Из содержания представленных обществом регистрационных удостоверений следует, что в качестве изделий медицинского назначения зарегистрированы изделия с принадлежностями, перечисленными в регистрационных удостоверениях. Все принадлежности также перечислены и в декларациях о соответствии на медицинские изделия.
Для идентификации медицинской продукции, подлежащей льготному налогообложению, следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции и Единой Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, право на льготное обложение НДС предоставлено в отношении всех ввозимых компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, при этом не имеет правового значения, то обстоятельство ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности.
Ввезенные изделия являются принадлежностями медицинских изделий, в отношении которых регистрационные удостоверения представлены.
Заявителем исполнены требования таможенного законодательства для возврата излишне уплаченного НДС по спорной декларации на товары: указаны сведения и представлены все документы, указанные в ч. 2 ст. 147 Закона о таможенном регулировании, а также инициировал процедуру внесения изменений в декларацию на товары, указал перечень вносимых изменений.
Таким образом, поскольку основания для отказа в возврате денежных средств, отсутствовали, Московская областная таможня незаконно удерживает (не возвращает) сумму излишне уплаченного налога в размере 121.053, 34 руб.
Невозможность использования этих средств в своем обороте влечет нарушение прав и законных интересов заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае признания недействительными решений таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей (о возврате заявлений без рассмотрения), арбитражный суд принимает решение, обязывающее таможенный орган возвратить такие платежи (ст. 201 АПК РФ).
Решение суда первой инстанции соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2018 по делу N А40-183454/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183454/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2019 г. N Ф05-3676/19 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "СЭЙДЖ"
Ответчик: Московская областная таможня