г. Владимир |
|
15 марта 2024 г. |
Дело N А38-4410/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бондаря А.Н., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.01.2024 по делу N А38-4410/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое по иску муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (ОГРН: 1021200770634, ИНН: 1215011170) к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1035009568736, ИНН: 5047041033) о взыскании долга и неустойки, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс", Учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.03.2021 N 3692 за июль 2023 года в сумме 62 893 руб. 38 коп., неустойки в сумме 179 руб. 25 коп. за период с 21.09.2023 по 29.09.2023 и далее по день фактической уплаты долга.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.01.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ФГАУ "Росжилкомплекс" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его на основании статьи 270 АПК РФ.
Оспаривая законность принятого по делу решения, ФГАУ "Росжилкомплекс" отметило, что здания общежитий, закрепленные за Учреждением на праве оперативного управления, используются для размещения военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и гражданского персонала Минобороны России на основании договоров найма жилого помещения. Коммунальный ресурс приобретается Учреждением с целью предоставления нанимателям, а не для собственных нужд, в связи с чем при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги применяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), стоимость услуг определяется по тарифу для населения. Истцу неоднократно предлагалось, и он вправе перейти на прямые договоры с нанимателями, проживающими в общежитиях.
По мнению Учреждения, истец в обоснование исковых требований сослался на недоказанные обстоятельства дела и не подтвердил свои доводы необходимыми документами, что противоречит требованиям статей 65, 67, 68, 125 АПК РФ.
Подробно доводы ФГАУ "Росжилкомплекс" приведены в апелляционной жалобе.
Акционерное общество "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" (ОГРН: 1241200000293, ИНН: 1200013440) (далее - АО "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1") обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с заявлением о замене МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" его правопреемником - АО "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1".
МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования, о чем 01.02.2024 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным номером 2241200009477, правопреемником юридического лица является АО "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1".
Частью 1 статьи 48 АПК РФ предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Документы, представленные в суд апелляционной инстанции, подтверждают наличие основания для замены стороны по делу. Заявление АО "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" о процессуальном правопреемстве в рамках рассматриваемого дела подлежит удовлетворению.
Отзыв на апелляционную жалобу, поступивший 01.03.2024 по истечении срока, установленного определением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 не рассматривается судом и возвращается АО "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" на основании части 4 статьи 228 АПК РФ. Поскольку отзыв поступил в суд в электронном виде, фактическому возврату заявителю он не подлежит.
Законность и обоснованность судебного акта проверена апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270, 272.1 АПК РФ, единолично без проведения судебного заседания по имеющимся в материалах дела документам.
Повторно рассмотрев дело, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" (теплоснабжающая организация) и ФГАУ "Росжилкомплекс" (исполнитель) заключен государственный контракт теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.03.2021 N 3692, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды отопления, горячего водоснабжения объектов жилищного фонда, находящихся в управлении исполнителя, а исполнитель - своевременно оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель (пункт 1.1 контракта). Оплата потребленной тепловой энергии и теплоносителя производится в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего контракта (пункт 1.4 контракта).
Теплоснабжающая организация в июле 2023 года поставила исполнителю ресурсы, неоплата которых послужила основанием для обращения истца к ответчику с претензией, а затем в арбитражный суд с иском о взыскании долга и неустойки.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Общежития, расположенные по адресам: г. Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, д. 37 и ул. Лебедева, д. 49 в заявленный период находились в собственности Минобороны России и были закреплены за ФГАУ "Росжилкомплекс" на праве оперативного управления, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
По смыслу статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по несению расходов на его содержание.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание этого имущества.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 92, статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, общежития относятся к специализированному жилищному фонду. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или учебы.
Действующим жилищным законодательством прямые договорные отношения на предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающих организаций с нанимателями специализированного жилищного фонда не предусмотрены.
Доказательства принятия решений об исключении спорных жилых помещений из категории специализированного фонда в установленном порядке в материалы дела не представлены.
В данном случае именно ФГАУ "Росжилкомплекс" является владельцем (наймодателем) жилых помещений и лицом, на которого возложена обязанность по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, закрепленного за Минобороны России (приказ Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 N 175), и фактически приобретающим коммунальный ресурс для обеспечения им нанимателей жилых помещений в общежитиях. По контракту от 01.03.2021 N 3692 обязательство по оплате тепловой энергии и горячей воды на нужды отопления и горячего водоснабжения объектов, указанных в контракте (общежитий), приняло на себя Учреждение; при заключении договора возражений относительно перечня объектов не поступало.
С учетом изложенного вопреки позиции ФГАУ "Росжилкомплекс" суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в силу норм действующего законодательства расходы по содержанию спорных зданий общежитий возлагаются на Учреждение.
Факт потребления тепловой энергии в рассматриваемый период, ее стоимость и объем документально подтверждены материалами дела, в том числе счетом-фактурой, справкой о реализации, и ответчиком не оспариваются. Доказательства своевременной оплаты поставленного ресурса не представлены.
Суд проверил расчет суммы задолженности, признал его соответствующим условиям контракта и действующему законодательству. Контррасчет ответчиком не представлен.
Истец просил взыскать с ответчика неустойку за просрочку исполнения обязательства по оплате тепловой энергии по правилам статей 330 и 332 ГК РФ, исходя из составленного им расчета, в сумме 179 руб. 25 коп. за период с 21.09.2023 по 29.09.2023.
Расчет проверен судом первой инстанции и признан неправильным, поскольку истцом неверно применена методика начисления неустойки. Однако Предприятием исчислена санкция за меньший период, применен более длительный льготный период, поэтому сумма заявленной неустойки меньше, чем при правильном подсчете.
Поскольку применительно к статьям 8, 9, 49 АПК РФ суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, в том числе в отношении их размера, взысканию с ответчика подлежит законная неустойка в сумме 179 руб. 25 коп.
С учетом установленных обстоятельств суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
При этом судом первой инстанции рассмотрено и отклонено ходатайство ответчика об уменьшении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
Суд имеет право уменьшить неустойку в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (статья 333 ГК РФ).
Из системного толкования данной статьи и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что снижение размера неустойки является правом суда при условии обоснованности заявления о несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства.
Степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего арбитражный суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
Доказательств несоразмерности заявленного размера неустойки последствиям нарушения обязательства, также как отсутствия вины ответчика в несвоевременной уплате долга в материалах дела не имеется, а приведенные заявителем жалобы доводы не признаются судом апелляционной инстанции достаточными для применения в данном случае положений статьи 333 ГК РФ.
Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в жалобе доводам.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционного жалобы не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести в рамках дела N А38-4410/2023 замену истца - муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (ОГРН: 1021200770634, ИНН: 1215011170) его правопреемником - акционерным обществом "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" (ОГРН: 1241200000293, ИНН: 1200013440).
Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.01.2024 по делу N А38-4410/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Бондарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4410/2023
Истец: АО "ЙОШКАРОЛИНСКАЯ ТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬN1", МУП Йошкар-Олинская ТЭЦ-1 МО Город Йошкар-Ола
Ответчик: ФГАУ Росжилкомплекс