г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А26-6121/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25913/2018) ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.08.2018 (резолютивная часть) по делу N А26-6121/2018 (судья Погосян А.А.), принятое
по иску ООО "Российские железные дороги"
к ООО "Терминал Пяжиева-Сельга"
о взыскании,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал Пяжиева-Сельга" (далее - ООО "ТПС") о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 449 916,30 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 21.08.2018, вынесенным в виде резолютивной части, ходатайство ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отклонено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что акты общей формы, представленные истцом, не являются надлежащими доказательствами по делу и не подтверждают факт неприема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя. Не доказано истцом также отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы ответчика. По мнению истца, представленные в дело акты общей формы подтверждают задержку вагонов в пути следования по причинам, зависящим от ответчика.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес ответчика на станцию назначения Пяжиева Сельга в период с 15.02.2018 по 01.04.2018 следовали вагоны, которые задерживались ОАО "РЖД" на промежуточных станциях назначения вследствие неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от ответчика - владельца путей необщего пользования ООО "Терминал Пяжиева-Сельга".
Нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава удостоверено актами общей формы 1389, 1385, 1418, 1384, 1383, 1374, 1372, 1387, 1370, 1368, 1386, 1388, 2258, 2268, 2266, 2233, 2235, 2237, 2239, 2242, 2244, 2246, 2248, 2250, 2252, 2254, 2256, 2260, 2262, 2264, 2340, 2342, 2344, 2346, 2348, 2350, 2352, 2355, 2357, 2359, 2361, 2363, 2365, 2367, 2369, 2371, 2373, 2375, 2377, 2379, 2381, 2383, 2385.
Представитель ответчика подписал представленные акты с разногласиями.
За время нахождения на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава истцом исчислена спорная сумма платы по ставкам, установленным приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, в сумме 449 916,30 руб.
16.04.2018 истец направил ответчику претензию с требованием о внесении начисленной платы.
Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Пунктами 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки; общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 64 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В силу части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
На основании части 17 статьи 39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Положения Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 26 от 18.06.2003, на которые ссылается ответчик в обоснование своей позиции, в рассматриваемом случае не подлежат применению, поскольку истец взыскивает плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования на промежуточных станциях назначения.
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Истец в качестве доказательств, подтверждающих нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, представил акты общей формы. Акты составлены в соответствии с требованиями Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45.
Данные акты ответчик подписал, указав на имеющиеся разногласия, однако в установленный абзацем 4 пунктом 3.2.4 Правил N 45 не представил разногласия или возражения на обстоятельства, указанные в актах. Указанная в актах общей формы причина задержки вагонов на промежуточной станции ответчиком документально не опровергнута.
Довод ответчика о том, что причиной задержки вагонов явилась занятость станционных путей станции, отклоняется апелляционным судом, поскольку носит предположительный характер и в нарушение статьи 65 АПК РФ не подтвержден допустимыми и относимыми доказательствами.
Расчет платы произведен истцом на основании Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения", исходя из периода нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования на основании актов общей формы и расчетных размеров платы за время нахождения вагонов на путях, проверен судом и признан правильным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21 августа 2018 года по делу N А26-6121/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал Пяжиева-Сельга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.