г. Вологда |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А52-2046/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 декабря 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Радиус" Фоминой Л.И. по доверенности от 29.03.2018, от общества с ограниченной ответственностью "ФидКонсалт" Медникова Р.Л. по доверенности от 09.06.2018, от Псковской таможни Федорова О.А. по доверенности от 30.11.2018 N 07-43/0441,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Радиус" и общества с ограниченной ответственностью "ФидКонсалт" на решение Арбитражного суда Псковской области от 11 октября 2018 года по делу N А52-2046/2018 (судья Радионова И.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Радиус" (ОГРН 1137847143664, ИНН 7805619300; место нахождения: 198095, город Санкт-Петербург, улица Маршала Говорова, дом 35, 4 литера И, офис 607; далее - ООО "Радиус") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Псковской таможне (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; место нахождения: 180000, Псковская область, город Псков, улица Воровского, дом 20; далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене решений по классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) от 17.04.2018 N РКТ-10209130-18/000043, РКТ-10209139-18/000040, РКТ-10209139-18/000041, РКТ-10209139-18/000042; от 18.04.2018 N РКТ10209139-18/000044; от 20.03.2018 N РКТ-10209130-18/000023, РКТ-10209130-18/000025, РКТ-10209130-18/000024, решений от 15.05.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10209130/111217/0004582, 10209130/251217/0004811, 10209130/190118/0000135, 10209130/060318/0000875, а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Делу присвоен номер А52-2046/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ФидКонсалт" (ОГРН 1153668059082, ИНН 3621006040; место нахождения: 394038, Воронежская область, город Воронеж, улица Космонавтов, дом 17а, офис 518; далее - ООО "ФидКонсалт").
ООО "ФидКонсалт" также обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными решений таможни по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 17.04.2018 N РКТ-10209130-18/000043, РКТ-10209139-18/000040, РКТ-10209139-18/000041, РКТ-10209139-18/000042, от 18.04.2018 N РКТ-10209139-18/000044, от 20.03.2018 N РКТ-10209130-18/000023, РКТ-10209130-18/000025, РКТ-10209130-18/000024. Делу присвоен номер А52-2884/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Радиус".
Определением суда от 26 июля 2018 года производства по делам N А52-2046/2018 и А52-2884/2018 объединены для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А52-2046/2018, третьи лица исключены из числа лиц, участвующих в деле.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 11 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований обществ отказано.
ООО "Радиус" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка, доводам общества, а также неправомерно принята позиция таможни, противоречащая, по мнению подателя жалобы, законодательству России и Евразийского экономического союза.
ООО "ФидКонсалт" также не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам и доказательствам, на которые ссылалось названное общество.
Представители заявителей в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционных жалоб.
Таможня в отзыве на апелляционные жалобы и ее представитель в судебном заседании с изложенными в них доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеторгового договора от 02.02.2017 N 02/02-17, заключенного ООО "ФидКонсалт" (Покупатель) с фирмой VGE BUSINESS РЕ, Литва (Продавец) в период с 10.01.2018 по 22.01.2018 ввезен товар - кормовые добавки (премиксы), предназначенные для добавления в полнорационные корма животных.
На Себежский таможенный пост 10.01.2018 и 22.01.2018 ООО "Радиус", действующим в качестве таможенного представителя ООО "ФидКонсалт" по договору таможенного представителя с декларантом от 26.01.2017 N 0778/СПБ/032, поданы ДТ N 10209130/111217/0004582, 10209130/251217/0004811, 10209130/190118/0000135, 10209130/060318/0000875.
В графе 31 названных ДТ о товарах заявлены следующие сведения:
- в ДТ N 10209130/111217/0004582 (товар N 1): "Продукты для кормления сельскохозяйственных животных - кормовые добавки (премиксы), предназначенные для добавления в полнорационные корма в профилактических целях: "MINAZEL" в виде порошка серого цвета, предназначен для адсорбции микотоксинов в полторационных кормах для крупного рогатого скота, свиней и сельскохозяйственной птицы, изготовлен на основе минерального цеолита с минимальным содержанием клиноптилолита - 85 %, без содержания молочных продуктов, крахмала и ГМО, расфасован в бумажные мешки по 25 кг: MINAZEL производитель PATENT CO. D.O.O., товарный знак отсутствует, торговый знак, марка MINAZEL модель артикул 8606104003217".
- в ДТ N 10209130/251217/0004811 (товар N 2): "Продукты для кормления сельскохозяйственных животных - кормовые добавки (премиксы), предназначенные для добавления в полнорационные корма в профилактических целях: "MINAZEL PLUS" в виде порошка серого цвета, предназначен для адсорбции микотоксинов в полнорационных кормах для крупного рогатого скота, свиней и сельскохозяйственной птицы, изготовлен на основе минерального цеолита с минимальным содержанием клиноптилолита - 85 %, без содержания молочных продуктов, крахмала и ГМО, расфасован в бумажные мешки по 25 кг. MINAZEL PLUS Производитель PATENT CO. D.O.O., товарный знак отсутствует, торговый знак, марка MINAZEL PLUS Модель Артикул 8606104003514".
Указанные товары классифицированы декларантом в подсубпозиции 2309 90 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС: "Продукты, используемые для кормления животных: - прочие: -- прочие: --- прочие: ---- прочие: -----прочие". Ставка ввозной таможенной пошлины 5 %, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 10 %.
В графе 36 ДТ заявлены тарифные преференции. В обоснование применения ставки НДС в размере 10 % указана ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".
Для подтверждения заявленных в ДТ сведений о характеристиках товаров, при декларировании представлены: инструкции по применению кормовой добавки "MINAZEL" и "MINAZEL PLUS", согласно которым кормовые добавки используются для адсорбции микотоксинов в кормах, посредством большой адсорбирующей поверхности веществ входящих в состав кормовой добавки.
В рамках проведения таможенного контроля таможней приняты решения о проведении дополнительной проверки для классификации товаров по коду ТН ВЭД, отобраны образцы кормовых добавок (акты отбора проб и образцов: от 11.03.2018 N 10209130/110318/000002 по ДТ N 10209130/060318/0000875, от 26.12.2017 N 10209130/261217/000021 по ДТ N 10209130/251217/0004811, от 19.01.2018 N 10209130/190118/000002 по ДТ N 10209130/190118/0000135, от 12.12.2017N 10209130/121217/000020 по ДТ N 10209130/111217/0004582), приняты решения о назначении таможенных экспертиз N 10209130/121217/ДВ/000027, 10209130/261217/ДВ/000029, 10209130/190118/ДВ/000002, 10209130/070318/ДВ/000013.
Товары 12.12.2017 по ДТ N 10209130/111217/0004582, 27.12.2017 по ДТ N 10209130/251217/0004811, 19.01.2018 по ДТ N 10209130/190118/0000135, 11.03.2018 по ДТ N 10209130/060318/0000875 выпущены таможенным органом в заявленном таможенном режиме с предоставлением ООО "Радиус" обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
По результатам проведенных таможенных экспертиз (заключения: от 10.01.2018 N 12402010/0045077, от 20.02.2018 N 12402010/0002031 в отношении товаров, декларируемых по ДТ N 10209130/111217/0004811, от 25.12.2017 N 12402010/0043586, от 20.02.2018 N 12402010/0001448 в отношении товаров, декларируемых по ДТ N10209130/111217/0001582; от 20.02.2018 N 12402010/0001324 в отношении товаров, декларируемых по ДТ N 10209130/190118/0000135; от 25.12.2017 N 12402010/0043586, от 10.01.2018 N 12402010/0006782 в отношении товаров, декларируемых по ДТ N 10209130/060318/0000875) товар: "MINAZEL" и "MINAZEL PLUS" идентифицирован экспертом, а впоследствии ответчиком как порошкообразные смеси, состоящие из неорганических соединений (алюмосиликаты кальция и калия, карбонат кальция и примеси - соединения железа, серы, марганца, титана и др.) и гигроскопической влаги; в своем составе не содержат крахмал и продукты его частичного гидролиза, белковой составляющей, редуцирующих сахаров, хлорид-ионов; не содержат веществ, имеющих питательную ценность, не усваиваются организмом; не являются продуктами, полученными исключительно переработкой продуктов растительного или животного происхождения, до такой степени, что они утратили свойство исходного материала; алюмосиликаты кальция и калия похожего состава в кормах используются в качестве адсорбента - добавки, поглощающей излишнюю влагу и не дающей продукту слеживаться, а также эффективно препятствуют накоплению микотоксинов и снижению вредного воздействия на организм животных, повышают уровень усвоения питательных веществ корма, организмом не усваиваются и не имеют питательной ценности.
На основании указанных характеристик, установленных таможенным экспертом, и Правил 1 и 6 Основных правил интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении кормовых добавок "MINAZEL" и "MINAZEL PLUS", ответчиком приняты решения по классификации товаров в товарной подсубпозиции 3802 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Уголь активированный; продукты минеральные природные активированные; уголь животный, включая использованный животный уголь: - прочие":
- от 17.04.2018 N РКТ-10209130-18/000043 товар N 1 по ДТ N 10209130/060318/0000875 кормовая добавка "MINAZEL";
- от 18.04.2018 N РКТ-10209130-18/000044 товар N 2 по ДТ N 10209130/060318/0000875 кормовая добавка "MINAZEL PLUS";
- от 20.03.2018 N РКТ-10209130-18/000023 товар N 1 по ДТ N 10209130/190118/0000135 кормовая добавка "MINAZEL";
- от 17.04.2018 N РКТ-10209130-18/000040 товар N 2 по ДТ N 10209130/190118/0000135 кормовая добавка "MINAZEL PLUS";
- от 20.03.2018 N РКТ-10209130-18/000025 товар N 1 по ДТ N 10209130/251217/0004811 кормовая добавка "MINAZEL";
- от 17.04.2018 N РКТ-10209130-18/000041 товар N 2 по ДТ N 10209130/251217/0004811 кормовая добавка "MINAZEL PLUS";
- от 20.03.2018 N РКТ-10209130-18/000024 товар N 1 по ДТ N 10209130/111217/0004582 кормовая добавка "MINAZEL";
- от 17.04.2018 N РКТ-10209130-18/000042 товар N 2 по ДТ N 10209130/111217/0004582 кормовая добавка "MINAZEL PLUS".
Ставка ввозной таможенной пошлины 5%, НДС - 18%.
На основании вышеуказанных решений о классификации товара таможенным органом приняты решения от 15.05.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, отраженные в указанных выше ДТ.
В данных решениях предложено ООО "ФидКонсалт" внести изменения (дополнения) в графы 31, 33, 36, 47 ДТ. В отношении графы 36 ДТ указано на отсутствие тарифных преференций, ставка НДС увеличена с 10 % до 18 %, соответственно изменился размер таможенных платежей.
Не согласившись с решениями таможни, ООО "Радиус" и ООО "ФидКонсалт" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований обоих обществ.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 67, 68 и 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
По правилам пункта 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕЭАС). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации (пункты 1 и 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Классификация товаров осуществляется в соответствии с ОПИ, применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены ОПИ ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Учитывая изложенное, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус. Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Разделом III Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), определен порядок применения ОПИ.
В силу пункта 5 Положения ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Согласно пункту 6 Положения ОПИ ТН ВЭД применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 - при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 - при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС закреплено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
По правилу 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Пунктом 7 Положения определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция, затем - субпозиция исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В силу пункта 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Исходя из системного толкования пунктов 5.22 - 5.31 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809, исключительное право на классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на территории России относится к компетенции Федеральной таможенной службы.
Как верно отмечено судом в обжалуемом решении, предметом настоящего спора является вопрос о классификации для таможенных целей кормовых добавок "MINAZEL" и "MINAZEL PLUS" и, как следствие, определение ставки НДС, подлежащей применению, поскольку именно увеличение ставки НДС повлекло доначисление таможенных платежей, подлежащих уплате.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 46, подпункта 4 пункта 1 статьи 49 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится, в частности, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза. Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе льготы по уплате налогов.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.
В силу пункта 5 статьи 164 названного Кодекса при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 164 названного Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации определенных товаров. В случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10 процентов, при этом кормовые добавки в названной норме прямо не поименованы.
В развитие приведенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации и Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень).
Таким образом, Правительством Российской Федерации определены различные перечни продукции, подлежащие налогообложению по ставке НДС в размере 10 процентов, применяемые соответственно при реализации и при ввозе товаров. Право Правительства Российской Федерации на определение таких перечней товаров (коды видов продукции) при ввозе на территорию Российской Федерации, налогообложение которых производится по ставке 10 процентов, прямо предусмотрено в последнем абзаце пункта 2 статьи 164 НК РФ.
В соответствии с Примечанием 1 к Перечню для целей настоящего приложения следует руководствоваться не только кодом ТН ВЭД ЕАЭС, но и наименованием товара.
В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня поименованы "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".
В разделе "Мясо и мясопродукты" Перечня поименованы "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)".
Следовательно, ставка НДС в размере 10 % применяется при условии, что и наименование, и код ТН ВЭД ЕАЭС ввозимого товара включены в Перечень. В иных случаях ставка НДС применяется в размере 18 %.
В рассматриваемом случае оба общества считают, что спорный товар правомерно классифицирован по коду 2309 90 960 9 "Продукты, используемые для кормления животных: - прочие: - прочие: - прочие: - прочие: прочие". Ставка ввозной таможенной пошлины 5 %, НДС - 10 %.
Согласно Примечанию I к группе 23 ТН ВЭД ЕАЭС "Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных", "в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки".
В соответствии с текстом товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются продукты, используемые для кормления животных.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, исходя из примечания к группе 23 ТН ВЭД ЕАЭС, а также текста товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС, для классификации товара в данной товарной позиции должны выполняться условия:
- товар должен применяться для кормления животных (продукты, используемые для кормления животных);
- товар не должен быть включен в более специфическую товарную позицию (в другом месте не поименованные и не включенные);
- товар, используемый для кормления животных, должен быть получен в результате переработки растительного или животного сырья.
Из Пояснений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 к ТН ВЭД ЕАЭС следует, что в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ, предназначенные:
(1) для обеспечения животных рациональным и сбалансированным повседневным рационом (полноценный корм);
(2) для получения подходящего повседневного рациона путем добавления в хозяйственный (то есть произведенный в хозяйстве) корм органических или неорганических веществ (кормовые добавки); или
(3) для использования при приготовлении полноценных кормов или кормовых добавок.
В данную товарную позицию включаются продукты, используемые для кормления животных, полученные в результате переработки продуктов растительного или животного происхождения и обработанные до такой степени, что они потеряли основные свойства исходного материала, например, в случае продуктов, полученных из растительных материалов, характерное клеточное строение исходного растительного сырья стало неузнаваемым при рассмотрении под микроскопом.
Согласно подпункту (В) раздела II Пояснений, к товарной позиции 2309 "Прочие продукты, используемые для кормления животных" относятся в частности готовые продукты, известные в торговле как "премиксы", представляют собой сложные смеси, состоящие из ряда веществ (иногда называемых добавками), состав и соотношение которых изменяются в зависимости от требований животноводства. Эти вещества подразделяются на три группы:
Группа (1). Вещества, улучшающие пищеварение и обеспечивающие хорошую усвояемость кормов, а также сохраняющие здоровье животных: витамины или провитамины, аминокислоты, антибиотики, противококковые вещества, микроэлементы, эмульгаторы, вкусоароматические добавки и возбудители аппетита и так далее.
Группа (2). Вещества, предназначенные для предохранения кормов от порчи (особенно жиросодержащих компонентов) до скармливания их животным, такие как стабилизаторы, антиокислители и так далее.
Группа (3). Вещества, являющиеся носителями и состоящие из одного или более органических питательных веществ (маниок или соевая мука тонкого или грубого помола, мелкие крупки, дрожжи, различные отходы пищевой промышленности и так далее) или неорганические вещества (например, магнезит, мел, каолин, соль, фосфаты).
По мнению заявителей, спорные продукты соответствуют составу, указанному в группе 1 пункта (В) Пояснений, поскольку перечисленные в данных пояснениях действующие вещества не являются продуктами, полученными переработкой растительного или животного сырья, а носителем может являться минеральное вещество.
Вместе с тем критерием отнесения ввезенного товара к продуктам, используемым для кормления животных, является его назначение, то есть он (продукт) должен использоваться для кормления животных.
Таким образом, включенные в товарную позицию 2309 ТН ВЭД товары должны являться продуктами переработки растительного или животного сырья, обладать питательной ценностью.
Согласно тексту товарной позиции 3802 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются не только уголь активированный, уголь животный, включая использованный животный уголь, но и продукты минеральные природные активированные. Углерод и минеральные вещества называются активированными, если их поверхностная структура модифицирована соответствующей обработкой (теплом, химикатами и прочим), чтобы сделать их пригодными для определенных целей, таких как обесцвечивание, поглощение газа или влаги, катализ, ионный обмен или фильтрование. При этом способ обработки не имеет значения, поскольку список не является исчерпывающим.
Из анализа представленных в материалы дела документов, в частности, Инструкций по применению кормовых добавок "MINAZEL" и "MINAZEL PLUS", усматривается, что основное направление данных добавок - адсорбция микотоксинов в кормах для крупного рогатого скота, свиней и сельскохозяйственной птицы. В результате использования повышается уровень усвоения питательных веществ корма, увеличивается продуктивность животных и суточные привесы. Применение добавки в рационах крупного рогатого скота, свиней и сельскохозяйственной птицы положительно влияет на функции воспроизводства потомства, препятствует накапливанию микотоксинов и снижает их вредное воздействие на организм животных.
В инструкциях также зафиксировано, что обе кормовые добавки на 85 % состоят из минерального природного продукта - клиноптилолита.
В данном случае в материалы дела представлены заключения таможенного эксперта, реквизиты которых перечислены выше в настоящем постановлении, согласно которым ввезенный спорный товар идентифицирован как кормовые добавки "MINAZEL" (товар N 1) и "MINAZEL PLUS" (товар N 2).
Экспертными заключениями установлено, что эти кормовые добавки представляют собой порошкообразные смеси, состоящие из неорганических соединений (алюмосиликаты кальция и калия, карбонат кальция и примеси - соединения железа, серы, марганца, титана и др.) и гигроскопической влаги; в своем составе не содержат крахмал и продукты его частичного гидролиза, белковой составляющей, редуцирующих сахаров, хлорид-ионов; не содержат веществ, имеющих питательную ценность, не усваиваются организмом; не являются продуктами, полученными исключительно переработкой продуктов растительного или животного происхождения, до такой степени, что они утратили свойство исходного материала; алюмосиликаты кальция и калия похожего состава в кормах используются в качестве адсорбента - добавки, поглощающей излишнюю влагу и не дающей продукту слеживаться, а также эффективно препятствуют накоплению микотоксинов и снижению вредного воздействия на организм животных, повышают уровень усвоения питательных веществ корма, организмом не усваиваются и не имеют питательной ценности.
Таким образом, спорные товары не соответствуют товарам, описанным в группе 1 пункта (В) Пояснений к товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку не являются смесью действующего вещества и носителя, а состоят в основном из самого действующего вещества - активированного клиноптилолита, а остальные составляющие являются примесями.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что кормовые добавки "MINAZEL" и "MINAZEL PLUS" не удовлетворяет тексту товарной позиции 2309, поскольку в составе добавки не имеется ни одного растительного компонента. Эти добавки не несут в себе питательной ценности, не являются готовым продуктом для сбалансирования хозяйственных кормов (в составе продукта отсутствуют питательные вещества, обеспечивающие животное белками, жирами, углеводами или иными веществами) или готовым продуктом для приготовления полноценных кормов, а представляют собой сорбент микотоксинов в кормах для животных.
Подателями жалоб документально не подтверждено то, что спорные кормовые добавки состоят из смеси нескольких питательных веществ, а также не опровергнут тот факт, что основное действие препарата выражается в адсорбция микотоксинов в кормах.
Таким образом, кормовые добавки "MINAZEL" и "MINAZEL PLUS" не предназначены для кормления животных.
Следовательно, указанные товары правомерно исключены таможней из товарной позиции 2309 и классифицированы в подсубпозиции 3802 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Уголь активированный; продукты минеральные природные активированные; уголь животный, включая использованный животный уголь: -прочие".
При этом суд обоснованно отклонил доводы ООО "ФидКонсалт" о необходимости применения правила 3 (а) ОПИ ТН ВЭД, поскольку Правила ОПИ ТН ВЭД применяются последовательно, и в данном случае, таможенный орган обоснованно применил Правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Довод ООО "Радиус" о том, что в рассматриваемом случае спорный товар необходимо было классифицировать в товарной позиции 2503 "Вещества минеральные, в другом месте не поименованные или не включенные", также отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании свойств и функционального назначения спорного товара применительно к Пояснениям к товарной позиции 2503 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, как установлено судом, самостоятельных оснований по требованиям ООО "Радиус" о признании незаконными и отмене решений от 15.05.2018 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары" по ДТ N 10209130/111217/0004582, 10209130/251217/0004811, 10209130/190118/0000135, 10209130/060318/0000875, данным обществом не приведено.
В апелляционной жалобе указанного заявителя также отсутствуют мотивированные доводы, по которым апеллянт не согласен с перечисленными выше решениями таможни.
В связи с этим апелляционная инстанция считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Следовательно, в удовлетворении требований заявителей обоснованно отказано судом первой инстанции.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 11 октября 2018 года по делу N А52-2046/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Радиус" и общества с ограниченной ответственностью "ФидКонсалт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.