город Омск |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А70-9563/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14275/2018) товарищества собственников жилья "Монтажник-2" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.09.2018 по делу N А70-9563/2018 (судья Сидорова О.В.),
принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Монтажник-2" (ОГРН 1057200658723, ИНН 7203160500)
к Государственной жилищной инспекции Тюменской области
об оспаривании предписания N ТО-14-22 от 12.03.2018 в части требования обеспечить восстановление денежных средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете в размере 335 833 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от товарищества собственников жилья "Монтажник-2" - Иванов Сергей Александрович (паспорт, по доверенности N 19 от 03.12.2018 сроком действия один год);
от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
Товарищество собственников жилья "Монтажник-2" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Монтажник-2") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - ответчик, Инспекция) об оспаривании предписания от 12.03.2018 N ТО-14-22 в части требования обеспечить восстановление денежных средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете в размере 335 833 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.09.2018 по делу N А70-9563/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции заключил об отнесении спорных работ к текущему ремонту многоквартирного дома.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Монтажник-2"обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.09.2018 по делу N А70-9563/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель указывает на неверную квалификацию судом первой инстанции спорных работ в качестве текущих, поскольку они свидетельствует об осуществлении капитального ремонта.
Товарищество отмечает, что судом первой инстанции не было рассмотрено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы в целях определения природы выполненных работ.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Государственная жилищная инспекция Тюменской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, ходатайства об отложении судебного заседания не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ТСЖ "Монтажник-2" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.09.2018 по делу N А70-9563/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Товариществом на основании решения общего собрания (протокол от 10.09.2017) организовано проведение ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тюмень ул. Моторостроителей, д. 4А.
Между Товариществом и ООО "ТюменьТеплоСервис" был заключен договор подряда от 21.09.2017 N 21. В ходе ремонта были проведены, в частности, работы по ремонту фасада (усиление облицовочного слоя) и по ремонту покрытий козырьков 4-х балконов. Оплата за указанные работы в размере 335 833 руб. была произведена за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого за счет отчислений собственников помещений в многоквартирном доме.
В период с 07.11.2017 по 20.12.2017 Некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - Фонд) в отношении Товарищества была проведена проверка целевого расходования и обеспечения сохранности владельцами специальных счетов денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт.
По результатам указанной проверки Фондом составлен акт N 38, согласно которому ремонт облицовочного слоя фасада здания стоимостью 250 000 руб., а также замена кровельного покрытия 4-х козырьков балконов здания стоимостью 85 833 руб. имеют признаки текущего ремонта, следовательно, средства фонда капительного ремонта использовались на текущий ремонт, т.е. не по целевому назначению.
В связи с поступлением 22.01.2018 указанной информации от Фонда на основании приказа от 06.02.2018 N 01-16-0111/18 по многоквартирному дому по ул. Моторостроителей, 4А г. Тюмени Инспекцией в отношении Товарищества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам указанной проверки был составлен акт от 12.03.2018 N ТО-14-029, согласно которому Товариществом были необоснованно использованы средства фонда капитального ремонта в размере 335 833 руб. для проведения текущего ремонта.
12.03.2018 Инспекцией в отношении Товарищества было вынесено предписание N ТО-14-22 об устранении нарушений законодательства. На Товарищество возложены обязанности: обеспечить восстановление денежных средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете Товарищества в сумме, использованной не на цели капитального ремонта в размере 335 833 руб. (пункт 1); прекратить сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на расчетный счет Товарищества, обеспечить сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт, на специальный счет в сроки, установленные действующим законодательством (пункт 2). Срок исполнения предписания - 01.10.2018.
Не согласившись с пунктом 1 предписания, Товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
26.09.2018 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как закреплено в статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации основные обязанности товарищества собственников жилья состоят в следующем: осуществлять управление многоквартирным домом, выполнять обязательства по договору, обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью и т.д.
Судом установлено и никем из сторон не отрицается, что многоквартирный дом N 4а по ул. Моторостроителей в г. Тюмени в спорный период находился в управлении ТСЖ "Монтажник-2".
Согласно пункту 3.2.4 Устава ТСЖ "Монтажник-2" товарищество обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии со статьей 179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других, не запрещенных законом источников, и служит для выполнения его функций.
Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. При этом, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора.
Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений.
Согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015 - 2044 годы (далее - Региональная программа).
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что выполненные Товариществом работы по ремонту облицовочного слоя фасада здания из кирпича путем усиления металлическими пластинами на одном из наружных углов многоквартирного 9-этажного дома на высоту со 2-го по 6-й этаж, а также по замене кровельного покрытия 4-х козырьков балконов многоквартирного дома относятся к текущему ремонту, в связи с чем расходование на их выполнение средств из фонда капитального ремонта неправомерно, следовательно, выдача предписания была произведена Инспекцией обоснованно.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и товариществом собственников жилья.
В указанном постановлении определены перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
Согласно пунктам 2, 7 приложения N 7 указано, что герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов стен и фасадов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; восстановление и замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец (зонтов- козырьков) над входами в подъезды, подвалы над балконами верхних этажей относятся к текущему ремонту.
В силу пункту 3 приложения N 8 ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50 % относятся к капитальному ремонту.
Таким образом, спорные работы исходя из приведенной классификации могут быть отнесены как к капитальному, так и текущему ремонту.
Приводя аналогичные доводы, Товариществом в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы в целях определения природы выполненных работ, которое судом первой инстанции осталось не рассмотренным.
Ссылаясь на данное обстоятельство в апелляционной жалобе, ТСЖ "Монтажник-2" аналогичное ходатайство суду апелляционной инстанции не заявило.
Между тем не рассмотрение судом первой инстанции ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не является основанием для автоматического назначения экспертизы судом апелляционной инстанции в отсутствие соответствующего волеизъявления стороны спора, поскольку указанное свидетельствовало бы о нарушении принципа равноправия сторон, состязательности процесса и независимости суда.
Более того, суд апелляционной инстанции учитывает, что вопрос об отнесении спорных работ к капитальному или текущему ремонту является правовым, в связи с чем для его разрешения не требуется специальных познаний, которыми не обладал бы суд, исходя из следующего.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утвержден ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования ( далее - ГОСТ Р 56535-2015), в соответствии с пунктом 3.1 которого текущий ремонт это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает тридцати процентов от ремонтируемого имущества.
Стандарт предназначен для применения лицами, предоставляющими услуги управления многоквартирными домами и содержания общего имущества многоквартирных домов, собственниками помещений, расположенных в этих многоквартирных домах, принявшими решение о проведении текущего ремонта в соответствии с настоящим стандартом и выступающими заказчиками таких услуг (работ), а также для выполнения подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения работ, связанных с текущим ремонтом.
Таким образом, ГОСТ Р 56535-2015 предусматривает возможность осуществления в отношении строительных конструкций и их элементов как текущего, так и капитального ремонта, разграничивая указанные виды ремонта в зависимости и от характера работ и от объема выполненных работ (в процентном отношении).
Из материалов дела следует, площадь фасада многоквартирного дома по ул. Моторостроителей, 4А г. Тюмени составляет 14 000 кв. м.
ООО "ТюменьТеплоСервис" во исполнение договора подряда от 21.09.2017 N 21 произведены работы по ремонту облицовочного слоя фасада здания из кирпича путем усиления металлическими пластинами на одном из наружных углов многоквартирного 9-этажного дома на высоту со 2-го по 6-й этаж. Объем работ по фасаду составляет 0,3%.
Общая площадь крыши составляет 2870 кв.м. Объем работ по ремонту козырьков составил 54 кв.м, т.е. 0,8% от всей площади крыши.
Таким образом, выполненный объем работ по облицовке фасада здания, ремонту кровельного покрытия козырьков составляет менее 30%, в связи с чем произведенный ремонт является не капитальным, а текущим, что в силу положений статей 166, 174 Жилищного кодекса Российской Федерации исключает финансирование за счет средств фонда капитального ремонта.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания, в связи с чем, отказав в удовлетворении заявления Товарищества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а Товариществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату ТСЖ "Монтажник-2" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.09.2018 по делу N А70-9563/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Монтажник-2" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 18.10.2018 N 199.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.