г. Хабаровск |
|
09 января 2019 г. |
А73-987/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Фортемед": Беженцева Е.Э. представитель по доверенности от 24.08.2018;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области: Балобанов П.В. представитель по доверенности от 20.02.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортемед"
на решение от 29.10.2018
по делу N А73-987/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фортемед"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фортемед" (ИНН 2721171528, ОГРН 1092721006762) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления от 27.12.2017 N 16/4-2017 управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - управление) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2018 по делу N А73-987/2018 постановление управления от 27.12.2017 N 16/4-2017 изменено. Административное наказание назначено в виде штрафа в размере 684 770 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 29.10.2018 по делу N А73-987/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2018 по делу N А73-987/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства общества о приобщении к материалам дела приложенного к жалобе постановления УФАС России по ЕАО от 24.10.2018, не вступившего в законную силу. Документ возвращен в судебном заседании представителю общества.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В управление поступили документы от 28.06.2016, от 30.06.2016, материалы уголовного дела N 011337, содержащие сведения об ограничивающих конкуренцию соглашениях хозяйствующих субъектов: АО "Торговый дом "Медтехника" и ООО "Фортомед". В результате рассмотрения документов и представленной информации УФАС России по ЕАО принято решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 021-05/16 от 29.03.2017, которым управление здравоохранения правительства ЕАО; АО "Торговый дом "Медтехника", ООО "Фортемед" признаны нарушившими п. 2 ч. 1 статьи 11, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и участия в соглашении между управлением здравоохранения правительства ЕАО и хозяйствующими конкурентами, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок медицинского оборудования и к поддержанию цен на торгах. Решение УФАС России по ЕАО по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 29.03.2017 N 021-05/16 Арбитражным судом Еврейской автономной области (дело N А16-1514/2017), апелляционной и кассационной инстанциями признано законным.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Определением от 08.11.2017 должностным лицом УФАС России по ЕАО в отношении ООО "Фортемед" возбуждено дело N 16/4-2017 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, назначено административное расследование.
По результатам рассмотрения материалов проверки и административного расследования, должностным лицом УФАС России по ЕАО установлено, что в действиях ООО "Фортемед" имеются нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11, п. 4 ст. 16 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
18.12.2017 должностным лицом управления в присутствии представителя общества по доверенности в отношении ООО "Фортемед" составлен протокол N 4-2821 об административном правонарушении. Протокол, в котором указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 27.12.2017 в 12.15, вручен под роспись 18.12.2017 представителю ООО "Фортемед".
27.12.2017 руководителем УФАС России по ЕАО в отношении ООО "Фортемед" вынесено постановление N 16/4-2017 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 739 080 руб. 00 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
О незаконности указанного постановления ООО "Фортемед" обратилось в арбитражный суд, который пришел к правомерному выводу о том, что в действиях ООО "Фортомед" имеется состав правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На момент совершения ООО "Фортомед" нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" была предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ) заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа.
Федеральным законом от 17.04.2017 N 74-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, согласно которому заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них является нарушением части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Изменения, внесенные в ст. 14.32 КоАП РФ, коснулись разграничения сфер, в которых совершаются административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ, а также объективной стороны указанных правонарушений.
С учетом положений частей 1, 2 статьи 1.7, части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Федерального закона N 160-ФЗ от 17.07.2009, действовавшей на момент совершения правонарушения, части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Федерального закона N 74-ФЗ от 17.04.2017, действующей на момент составления протокола и вынесения постановления, суд пришел к правильному выводу о том, что общество подлежит ответственности на основании нормы, действующей на момент составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменения, внесенные в статью 14.32 КоАП РФ, не отвечают признакам закона, который имеет обратную силу, ошибочен, поскольку по сравнению с предыдущей редакцией статьи 14.32 КоАП РФ ответственность хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, предусмотренная частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, повышена. Доводы заявителя и представленный расчет штрафа в этой части основаны на неверном толковании правовых норм и приведены без учета требований, установленных в примечании 4 к статье 14.31 КоАП РФ. Следовательно, антимонопольный орган 27.12.2017 верно вынес постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, действующей в момент рассмотрения административного дела.
Несостоятельным также является довод жалобы о нарушении правил территориальной подведомственности при рассмотрении дела.
Как следует из административного материала по факту нарушения антимонопольного законодательства, должностным лицом УФАС России по ЕАО, находящимся по адресу: г. Биробиджан, ЕАО, ул.Постышева,3 проведено административное расследование.
В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения свободы и конкуренции экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения ООО "Фортемед" от административной ответственности.
Учитывая изложенное, с учетом положений статей 1.7, 4.1, 4.2, 4.3, 14.32 КоАП РФ, принимая во внимание вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить размер штрафа по обжалуемому постановлению до 684 770 руб., с чем соглашается апелляционный суд.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2018 по делу N А73-987/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-987/2018
Истец: ООО "Фортемед"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ